Как-то меня спросили вот о чем: «Я слышал, что когда рукопись нового автора попадает в издательства, то, даже если сюжет классный, всё равно откажут, т.к автор никому неизвестен, и они не знают, будет ли книга востребована, поэтому ориентируются в основном на популярных авторов (но каждый популярный автор когда-то издавал свою первую книгу, это грандиозное везение или связи?). Выходит шансы издать что-то никому неизвестному писателю через издательство практически равны нулю?»
Сложный вопрос. Я его слышу с тех пор, как стал писать. Наверное, его надо адресовать издателям, но и у писателей есть мнение и опыт.
Когда я учился на литературных курсах, то нам говорили, что любая хорошая книга найдет своего читателя. Это правда. А вот будет ли любая хорошая книга издана «на бумаге» – это вопрос спорный.
📚 Что влияет
Тут много факторов, которые влияют на решение издательств.
► Сложная обстановка на издательском рынке РФ.
► Консервативная политика издательств. Вообще любая их политика (в том числе ценовая).
► Наличие определённых направлений, серий, тематическая направленность изданий.
► Мода, популярность тем во времени.
► Загруженность, планирование издательства.
► Эффективность работы с рукописями (с потоком).
► Действия самого писателя.
► Известность /неизвестность – тоже фактор.
И еще много самых разных факторов, вплоть до влияния на издателя магнитных бурь. 🙂
Честно говоря, я мало верю в душещипательные истории о том, например, как неизвестная дама в больнице писал детективы, потом принесла в издательство, их тут же взяли, а дама стала знаменитой. Или… как человек послал свой первый роман, ему тут же ответили, а через месяц опубликовали. (Потом выяснилось, что у дамы были связи, а человек не просто с улицы, а работает в данной сфере).
Не отрицаю, что такое возможно, но все же редко, как принц в мужья для Золушки.
Нескольких раскрученных «золушек», то есть писателей, которые публикуются каждый год и востребованы читателями, издательству хватает, чтобы быть «на плаву». Речь же о деньгах, о гонорарах.
Я не очень согласен с тем, что, мол, издательства «не знают, будет ли книга востребована». Здесь, конечно, бывают ошибки, но в основном работают профессионалы, которые понимают, что и как будут продавать.
Понятное дело, книгу неизвестного автора продать труднее, рекламировать труднее, раскручивать труднее, и неизвестно, как она может себя проявить.
Тут многое зависит от сотрудничества писателя с издателем.
📚 Почему некоторым везет?
Везение – важная вещь. На мой взгляд, везение часто основано на тех поступках, которые совершает сам писатель. Как он пишет издателю, что он пишет. Если в его письме куча ошибок, понятно, что это плохо. Если он не умеет написать аннотацию, синопсис – тоже плохо. Это такие моменты везения, которые зависят от писателя. Однако и они ничего не гарантируют.
Не повезет, к примеру, если вы пришлете письмо в неудобное время, например, в пик книжной ярмарки. Мало кому из издателей нравится веерная рассылка. Все что угодно может повлиять на отношение к рукописи.
Важно и то, как издательство работает с потоком. Есть такие, которые работают с каждым письмом. Есть и те, что редко отвечают и даже предупреждают об этом. Есть ответы ботов, которые сообщат, что ваше произведение будет издано в электронном варианте (оно вам надо?).
Я не считаю, что необходим срок в полгода, год, чтобы добраться до рукописи и посмотреть, что же там написано, ответить человеку. Но сегодня, если мы возьмем ведущие издательства РФ, то сроки рассмотрения там огромные. Например, одно издательство сообщило мне о решении опубликовать мой роман через два года, на момент радостного сообщения он уже был издан другим.
Да и не факт, что если ваше произведение возьмут, то оно будет сразу опубликовано. Год пройдет, не меньше, а то и больше. Даже заключение договора не гарантирует издание. Мне кажется, что такой консерватизм мешает сегодня, но… я не издатель, я только высказываю свое мнение.
📚 Надо ли готовиться к отправке рукописи?
Безусловно. Надо много знать, прежде чем посылать рукопись в издательство. Хотя бы изучить требования издательства. Все это сегодня доступно, у каждого издательства есть сайты. Понятно же, что если вы пошлете взрослый роман в детское издательство, то это бред. Если в требованиях просят прислать текст целиком, а вы присылаете часть – неправильно.
Важно изучить направления, в которых выпускаются книги, изучить аудиторию.
Шанс попасть, например, в серию очень даже велик.
Вы должны уметь написать нужное письмо, аннотацию, синопсис, рассказать правильно о себе.
Надо действовать, как-то себя проявлять, быть активным.
Даже если книга будет издана, это еще не значит, что издательство будет тратить деньги на ее продвижение.
Сегодня, к сожалению, от писателя требуется умение не только продать свою рукопись, но потом еще ее продвигать: вкладываться в рекламу и пр. Это сложно. Этому тоже надо учиться.
📚 Связи, это нормально?
Я не ханжа, почему бы и не использовать связи, если они есть? Я знаю писателя, который, имея в приятелях известных людей, осуществил свою мечту – издал книгу. Не вижу в этом ничего страшного. Только книга все равно должна быть хорошей.
📚 Из моего опыта
Сразу скажу, что я не ставил перед собой цели – стать известным писателем. Да и сейчас у меня другие цели.
Один из моих первых рассказов был напечатан в региональном журнале. Я был тогда совсем юным, но даже не мечтал (как многие начинающие), что вот сейчас все воскликнут «ах!», тут же опубликуют, далее слава, приглашение на телевидение, завтрак с президентом и прочая лабуда. Простите… наверное, я закоренелый реалист. 🙂
Что я сделал? Я пришел лично в издательство журнала, напросился на встречу с редактором, мы мило поговорили, я показал рассказ. Рассказ понравился, его взяли и напечатали. Без гонорара. Через несколько лет его издали в сборнике издательства АСТ, а еще через несколько лет он попал в другой сборник уже холдинга АСТ-ЭКСМО.
Наверное, повезло. Вряд ли бы я продолжил писать, если бы меня просто выставили за дверь, даже не выслушав. И не факт, что, если бы я не стал действовать, он бы вообще появился «на бумаге».
Были и провалы. К примеру, когда я послал другой рассказ в один знаменитый журнал РФ, мне вообще не ответили. Никак.
Моя книга стихов «Кот по имени ангел…» была издана отчасти и потому, что я активно сотрудничал с издательством ранее как составитель конкурсных сборников и глава судейства конкурсов. А роман «Я люблю привидение» порекомендовала другому издательству – «Проспект» – коллега-писательница. При этом прислушаться к рекомендации или нет – дело издательства.
Интересно, что роман до этого один главред продвигал в АСТ-ЭКСМО, но его не взяли под предлогом, что под него нет серии.
Думаю, что и вся моя деятельность: создание литсообщества, сайта вместе с моим другом Тимом Яланским, участие и победа в самых разных конкурсах, блогерство, конкурсное судейство, составление сборников и прочее, – способствует тому, что мои рассказы издаются время от времени.
📚 Есть ли альтернативы?
Так ли сейчас актуально издать что-то «на бумаге»? Именно за гонорар? Или все же дело в желании стать известным? Нормальное, кстати желание. Думаю, это каждый должен решить сам для себя.
На мой взгляд, альтернатив полно.
► Например, можно попытаться стать не совсем уж неизвестным. Для чего интернет? Сегодня море сетевых площадок: Литрес, Ридеро, Литмаркет… Если ваша книга понравится читателю в интернете, возможно, она понравится и издателю. Если вы напишете в письме, что у вас уже есть большая учительская аудитория, то, возможно, к вам и проявят интерес.
Это с одной стороны, а с другой – нужна ли будет вам бумажная книга тиражом 1000 экземпляров, если у вас в сети читателей в разы больше?
Нужно ли вам, чтобы с момента отсылки рукописи до издания прошел год, а то и больше (при этом без гарантии, что издадут).
Нужно ли вам подписывать договор на 3, 5, а то и 7 лет с отчуждением авторских прав? При этом вряд ли вам позволят изменить какие-то пункты договора, скажем, о правах на «электронку», экранизацию, аудио и т.д.
Нужно ли вам лишаться каких-то механизмов продвижения на срок действия договора? Ведь вашу книгу будут продавать, а не раскручивать, а если не продадут тираж, откажут вам в издании следующей.
Наконец, нужно ли вам получить за все это время примерно 25-40 т. р. при условии продажи тиража, если в сети вы можете заработать больше? Наверное, дело не в деньгах, а в престиже. Однако разговор о престиже бумажной публикации, на мой взгляд, сегодня не так актуален.
► Хорошо бы иметь свой сайт, блог, хорошо бы иметь какой-то опыт, например, участвовать в литературных конкурсах. Я знаю писателей, которые выигрывали конкурсы, а потом издавали книги. Это все ваш «портфель».
► Есть литературные сообщества, которые публикуют конкурсные сборники. Например, многие писатели, которые начинали издаваться у нас, пошли дальше.
Ежегодно проходит конкурс фантастики, фэнтези, мистики/хоррора "Синий буривух", а с мая по июль "Созвездие", где есть номинация "реализм". Вот сейчас только-только начался 2-ой сезон. Участвуйте, выигрывайте, публикуйтесь.
► Есть сайты, где можно публиковать свои произведения, посмотреть на первую реакцию читателей, получить комментарии, критику, получить советы.
А то некоторым писателям кажется, что в сети к ним несправедливо относятся, а вот издатель сразу проникнется и опубликует. Да с чего?
► Можно издать книгу за свои деньги, в конце концов. Не вижу в этом ничего плохого.
► Можно заниматься блогерством (по самым разным темам), издательства очень даже интересуются активностью в сети. Публичность, дело такое…
Да вы и без меня знаете о сегодняшних возможностях. Мне кажется, важно определиться с целями, желаниями и действовать.
Если уж мысль о бумажной публикации греет сердце, я лично рекомендую начать с определения серии, в которую может попасть ваше произведение.
Мечты сбываются.
Другие статьи в подборке "Оформление"
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам, лайкам и прочим признакам того, что вы существуете