Найти в Дзене

Шансов издать книгу «на бумаге» – ноль? Мифы и правда

Как-то меня спросили вот о чем: «Я слышал, что когда рукопись нового автора попадает в издательства, то, даже если сюжет классный, всё равно откажут, т.к автор никому неизвестен, и они не знают, будет ли книга востребована, поэтому ориентируются в основном на популярных авторов (но каждый популярный автор когда-то издавал свою первую книгу, это грандиозное везение или связи?). Выходит шансы издать что-то никому неизвестному писателю через издательство практически равны нулю?» Сложный вопрос. Я его слышу с тех пор, как стал писать. Наверное, его надо адресовать издателям, но и у писателей есть мнение и опыт.
Когда я учился на литературных курсах, то нам говорили, что любая хорошая книга найдет своего читателя. Это правда. А вот будет ли любая хорошая книга издана «на бумаге» – это вопрос спорный. Тут много факторов, которые влияют на решение издательств.
► Сложная обстановка на издательском рынке РФ.
► Консервативная политика издательств. Вообще любая их политика (в том числе ценова
Оглавление

Как-то меня спросили вот о чем: «Я слышал, что когда рукопись нового автора попадает в издательства, то, даже если сюжет классный, всё равно откажут, т.к автор никому неизвестен, и они не знают, будет ли книга востребована, поэтому ориентируются в основном на популярных авторов (но каждый популярный автор когда-то издавал свою первую книгу, это грандиозное везение или связи?). Выходит шансы издать что-то никому неизвестному писателю через издательство практически равны нулю?»

Сложный вопрос. Я его слышу с тех пор, как стал писать. Наверное, его надо адресовать издателям, но и у писателей есть мнение и опыт.
Когда я учился на литературных курсах, то нам говорили, что любая хорошая книга найдет своего читателя. Это правда. А вот будет ли любая хорошая книга издана «на бумаге» – это вопрос спорный.

📚 Что влияет

Тут много факторов, которые влияют на решение издательств.
► Сложная обстановка на издательском рынке РФ.
► Консервативная политика издательств. Вообще любая их политика (в том числе ценовая).
► Наличие определённых направлений, серий, тематическая направленность изданий.
► Мода, популярность тем во времени.
► Загруженность, планирование издательства.
► Эффективность работы с рукописями (с потоком).
► Действия самого писателя.
► Известность /неизвестность – тоже фактор.
И еще много самых разных факторов, вплоть до влияния на издателя магнитных бурь. 🙂

Честно говоря, я мало верю в душещипательные истории о том, например, как неизвестная дама в больнице писал детективы, потом принесла в издательство, их тут же взяли, а дама стала знаменитой. Или… как человек послал свой первый роман, ему тут же ответили, а через месяц опубликовали. (Потом выяснилось, что у дамы были связи, а человек не просто с улицы, а работает в данной сфере).
Не отрицаю, что такое возможно, но все же редко, как принц в мужья для Золушки.

Нескольких раскрученных «золушек», то есть писателей, которые публикуются каждый год и востребованы читателями, издательству хватает, чтобы быть «на плаву». Речь же о деньгах, о гонорарах.
Я не очень согласен с тем, что, мол, издательства «не знают, будет ли книга востребована». Здесь, конечно, бывают ошибки, но в основном работают профессионалы, которые понимают, что и как будут продавать.
Понятное дело, книгу неизвестного автора продать труднее, рекламировать труднее, раскручивать труднее, и неизвестно, как она может себя проявить.
Тут многое зависит от сотрудничества писателя с издателем.

📚 Почему некоторым везет?

Везение – важная вещь. На мой взгляд, везение часто основано на тех поступках, которые совершает сам писатель. Как он пишет издателю, что он пишет. Если в его письме куча ошибок, понятно, что это плохо. Если он не умеет написать аннотацию, синопсис – тоже плохо. Это такие моменты везения, которые зависят от писателя. Однако и они ничего не гарантируют.
Не повезет, к примеру, если вы пришлете письмо в неудобное время, например, в пик книжной ярмарки. Мало кому из издателей нравится веерная рассылка. Все что угодно может повлиять на отношение к рукописи.

Важно и то, как издательство работает с потоком. Есть такие, которые работают с каждым письмом. Есть и те, что редко отвечают и даже предупреждают об этом. Есть ответы ботов, которые сообщат, что ваше произведение будет издано в электронном варианте (оно вам надо?).
Я не считаю, что необходим срок в полгода, год, чтобы добраться до рукописи и посмотреть, что же там написано, ответить человеку. Но сегодня, если мы возьмем ведущие издательства РФ, то сроки рассмотрения там огромные. Например, одно издательство сообщило мне о решении опубликовать мой роман через два года, на момент радостного сообщения он уже был издан другим.
Да и не факт, что если ваше произведение возьмут, то оно будет сразу опубликовано. Год пройдет, не меньше, а то и больше. Даже заключение договора не гарантирует издание. Мне кажется, что такой консерватизм мешает сегодня, но… я не издатель, я только высказываю свое мнение.

📚 Надо ли готовиться к отправке рукописи?

Безусловно. Надо много знать, прежде чем посылать рукопись в издательство. Хотя бы изучить требования издательства. Все это сегодня доступно, у каждого издательства есть сайты. Понятно же, что если вы пошлете взрослый роман в детское издательство, то это бред. Если в требованиях просят прислать текст целиком, а вы присылаете часть – неправильно.
Важно изучить направления, в которых выпускаются книги, изучить аудиторию.
Шанс попасть, например, в серию очень даже велик.
Вы должны уметь написать нужное письмо, аннотацию, синопсис, рассказать правильно о себе.

Надо действовать, как-то себя проявлять, быть активным.
Даже если книга будет издана, это еще не значит, что издательство будет тратить деньги на ее продвижение.
Сегодня, к сожалению, от писателя требуется умение не только продать свою рукопись, но потом еще ее продвигать: вкладываться в рекламу и пр. Это сложно. Этому тоже надо учиться.

📚 Связи, это нормально?

Я не ханжа, почему бы и не использовать связи, если они есть? Я знаю писателя, который, имея в приятелях известных людей, осуществил свою мечту – издал книгу. Не вижу в этом ничего страшного. Только книга все равно должна быть хорошей.

📚 Из моего опыта

Сразу скажу, что я не ставил перед собой цели – стать известным писателем. Да и сейчас у меня другие цели.
Один из моих первых рассказов был напечатан в региональном журнале. Я был тогда совсем юным, но даже не мечтал (как многие начинающие), что вот сейчас все воскликнут «ах!», тут же опубликуют, далее слава, приглашение на телевидение, завтрак с президентом и прочая лабуда. Простите… наверное, я закоренелый реалист. 🙂
Что я сделал? Я пришел лично в издательство журнала, напросился на встречу с редактором, мы мило поговорили, я показал рассказ. Рассказ понравился, его взяли и напечатали. Без гонорара. Через несколько лет его издали в сборнике издательства АСТ, а еще через несколько лет он попал в другой сборник уже холдинга АСТ-ЭКСМО.

Наверное, повезло. Вряд ли бы я продолжил писать, если бы меня просто выставили за дверь, даже не выслушав. И не факт, что, если бы я не стал действовать, он бы вообще появился «на бумаге».
Были и провалы. К примеру, когда я послал другой рассказ в один знаменитый журнал РФ, мне вообще не ответили. Никак.

Моя книга стихов «Кот по имени ангел…» была издана отчасти и потому, что я активно сотрудничал с издательством ранее как составитель конкурсных сборников и глава судейства конкурсов. А роман «Я люблю привидение» порекомендовала другому издательству – «Проспект» – коллега-писательница. При этом прислушаться к рекомендации или нет – дело издательства.
Интересно, что роман до этого один главред продвигал в АСТ-ЭКСМО, но его не взяли под предлогом, что под него нет серии.

Мои книги
Мои книги

Думаю, что и вся моя деятельность: создание литсообщества, сайта вместе с моим другом Тимом Яланским, участие и победа в самых разных конкурсах, блогерство, конкурсное судейство, составление сборников и прочее, – способствует тому, что мои рассказы издаются время от времени.

📚 Есть ли альтернативы?

Так ли сейчас актуально издать что-то «на бумаге»? Именно за гонорар? Или все же дело в желании стать известным? Нормальное, кстати желание. Думаю, это каждый должен решить сам для себя.
На мой взгляд, альтернатив полно.

Например, можно попытаться стать не совсем уж неизвестным. Для чего интернет? Сегодня море сетевых площадок: Литрес, Ридеро, Литмаркет… Если ваша книга понравится читателю в интернете, возможно, она понравится и издателю. Если вы напишете в письме, что у вас уже есть большая учительская аудитория, то, возможно, к вам и проявят интерес.

Это с одной стороны, а с другой – нужна ли будет вам бумажная книга тиражом 1000 экземпляров, если у вас в сети читателей в разы больше?
Нужно ли вам, чтобы с момента отсылки рукописи до издания прошел год, а то и больше (при этом без гарантии, что издадут).
Нужно ли вам подписывать договор на 3, 5, а то и 7 лет с отчуждением авторских прав? При этом вряд ли вам позволят изменить какие-то пункты договора, скажем, о правах на «электронку», экранизацию, аудио и т.д.
Нужно ли вам лишаться каких-то механизмов продвижения на срок действия договора? Ведь вашу книгу будут продавать, а не раскручивать, а если не продадут тираж, откажут вам в издании следующей.
Наконец, нужно ли вам получить за все это время примерно 25-40 т. р. при условии продажи тиража, если в сети вы можете заработать больше? Наверное, дело не в деньгах, а в престиже. Однако разговор о престиже бумажной публикации, на мой взгляд, сегодня не так актуален.

Хорошо бы иметь свой сайт, блог, хорошо бы иметь какой-то опыт, например, участвовать в литературных конкурсах. Я знаю писателей, которые выигрывали конкурсы, а потом издавали книги. Это все ваш «портфель».

Есть литературные сообщества, которые публикуют конкурсные сборники. Например, многие писатели, которые начинали издаваться у нас, пошли дальше.
Ежегодно проходит конкурс фантастики, фэнтези, мистики/хоррора
"Синий буривух", а с мая по июль "Созвездие", где есть номинация "реализм". Вот сейчас только-только начался 2-ой сезон. Участвуйте, выигрывайте, публикуйтесь.

Наши конкурсные сборники
Наши конкурсные сборники

Есть сайты, где можно публиковать свои произведения, посмотреть на первую реакцию читателей, получить комментарии, критику, получить советы.
А то некоторым писателям кажется, что в сети к ним несправедливо относятся, а вот издатель сразу проникнется и опубликует. Да с чего?

Можно издать книгу за свои деньги, в конце концов. Не вижу в этом ничего плохого.

Можно заниматься блогерством (по самым разным темам), издательства очень даже интересуются активностью в сети. Публичность, дело такое…

Да вы и без меня знаете о сегодняшних возможностях. Мне кажется, важно определиться с целями, желаниями и действовать.
Если уж мысль о бумажной публикации греет сердце, я лично рекомендую начать с определения серии, в которую может попасть ваше произведение.
Мечты сбываются.

Другие статьи в подборке "Оформление"
©
Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам, лайкам и прочим признакам того, что вы существуете