Найти в Дзене

Пророк в своем Отечестве: как Данилевский предсказал путь России

...и почему мы это обсуждаем в СевГУ. Недавно в Севастопольском госуниверситете открыли бюст Николаю Данилевскому. Казалось бы, обычное университетское событие, но не в этот раз. Имя этого мыслителя XIX века сегодня звучит так, будто он наш современник, а его идеи о России и ее особом пути вдруг стали невероятно актуальными. Что же такого «напророчил» Данилевский и почему его наследие так живо обсуждают студенты и преподаватели СевГУ? «Россия – не Европа»: о чем предупреждал Данилевский? Если вы еще не слышали о Николае Яковлевиче Данилевском (1822–1885), то самое время познакомиться. Его книга «Россия и Европа», написанная аж в 1869 году, – настоящий ключ к пониманию многих сегодняшних мировых событий. Данилевский, можно сказать, «взломал код» истории, предложив свою теорию культурно-исторических типов. В чем идея? Представьте, что человечество – это не поезд, который мчится по одним и тем же рельсам прогресса, а скорее сад с самыми разными растениями. Каждое «растение» (цивилизация,
Оглавление

...и почему мы это обсуждаем в СевГУ.

Недавно в Севастопольском госуниверситете открыли бюст Николаю Данилевскому. Казалось бы, обычное университетское событие, но не в этот раз. Имя этого мыслителя XIX века сегодня звучит так, будто он наш современник, а его идеи о России и ее особом пути вдруг стали невероятно актуальными. Что же такого «напророчил» Данилевский и почему его наследие так живо обсуждают студенты и преподаватели СевГУ?

Бюст Николаю Данилевскому. Авторы: Дмитрий Александров, Алексей Комов
Бюст Николаю Данилевскому. Авторы: Дмитрий Александров, Алексей Комов

«Россия – не Европа»: о чем предупреждал Данилевский?

Если вы еще не слышали о Николае Яковлевиче Данилевском (1822–1885), то самое время познакомиться. Его книга «Россия и Европа», написанная аж в 1869 году, – настоящий ключ к пониманию многих сегодняшних мировых событий. Данилевский, можно сказать, «взломал код» истории, предложив свою теорию культурно-исторических типов.

В чем идея? Представьте, что человечество – это не поезд, который мчится по одним и тем же рельсам прогресса, а скорее сад с самыми разными растениями. Каждое «растение» (цивилизация, по Данилевскому) уникально: оно по-своему растет, цветет, плодоносит и, увы, увядает. У каждого своя «почва» и свои «корни» – религия, культура (включая науку и искусство), политика и экономика. И главная мысль: нельзя просто так взять и «пересадить» ветку одного дерева на другое, например, пытаться сделать из яблони пальму. Не приживется, а то и вовсе погубит дерево.

Данилевский выделил несколько «правил игры» для цивилизаций. Например, чтобы народ стал самобытной цивилизацией, ему нужен свой язык и способность к развитию. И обязательно – политическая независимость. Идеи одной цивилизации не переносятся в другую под копирку – каждая создает свое, пусть и оглядываясь на соседей. Чем разнообразнее народы внутри цивилизации, тем она богаче. Ну и, как у растений, есть свой цикл: долгий рост, а потом – относительно короткий, но яркий период цветения и плодоношения.

России Данилевский отводил особую роль – видел в ней уникальный славянский культурный тип. Да, мы можем и должны брать что-то у Востока и Запада, но главное – сохранить свою самобытность, свой «стержень» (для него это было православие). А вот с Европой, по его мнению, у России всегда были непростые отношения. Он считал, что Европа нас не просто не понимает, а часто и враждебна, видя в славянском мире что-то чужое и непонятное. И интересы у нас с ней, мягко говоря, не всегда совпадают. Звучит знакомо, не правда ли?

Но Данилевский был не только теоретиком. Он был человеком дела: занимался водоснабжением Крыма, развивал виноградники, руководил Никитским ботаническим садом. И именно в Крыму, в своей усадьбе «Мшатка», он создал удивительный парк и написал свои главные книги.

Не просто памятник, а повод для разговора: Данилевский в СевГУ

Открытие бюста Данилевского в СевГУ (это подарок от проекта «Маяки русского мира» архитектора Алексея Комова и скульптора Дмитрия Александрова) – это не просто «галочка» в списке мероприятий. Это знак того, что идеи мыслителя здесь действительно важны.

Открытие Бюста Данилевскому
Открытие Бюста Данилевскому

В СевГУ имя Данилевского давно на слуху: есть аудитория его имени, студенческая Евразийская ассамблея. А главное – его идеи вплетены в учебу. Татьяна Вакулова, доцент кафедры «История России и основы российской государственности», объясняет:

«Этот результат напрямую связан с тем курсом, который у нас в университете читается, — это курс «Основы российской государственности». В основе этого курса лежит как раз-таки теория культурно-исторических типов Николая Яковлевича Данилевского».

По старым тропам – к новым мыслям: студенты в усадьбе «Мшатка»

Студенты СевГУ в усадьбе философа Николая Данилевского «Мшатка»
Студенты СевГУ в усадьбе философа Николая Данилевского «Мшатка»

Чтобы не быть голословными, студенты СевГУ из Евразийской ассамблеи съездили в ту самую «Мшатку» – усадьбу Данилевского.

«Поездка дала возможность больше узнать о деятельности Николая Яковлевича Данилевского у нас в Крыму, – поделилась студентка Александра. – Учитывая заброшенность территории имения в наши дни, вопрос о проведении работ по восстановлению является крайне актуальным».

Анастасия добавила: «Особенно понравились кипарисы, посаженные по разные стороны дороги самим великим учёным. Сейчас имение выглядит довольно заброшенным, но даже так внушает трепет и уважение».

Усадьба Мшатка
Усадьба Мшатка
«Грустно было наблюдать заброшенные и неухоженные места бывшего имения великого человека, – рассказал Артём. – Поездка объединила нас желанием сохранить память о таких исторических местах».

Елизавета очень точно подметила: «Видно как Николай Яковлевич вкладывал душу и смыслы в Мшатку... И хотелось бы, чтоб там снова была жизнь... Думаю, Данилевский этого бы тоже хотел».
Могила философа Николая Данилевского
Могила философа Николая Данилевского

Из забвения – на книжные полки (и в головы)

Путь идей Данилевского к нам был непростым. В советское время его не жаловали: слишком уж его мысли расходились с официальной линией. Говорят, даже могилу его в «Мшатке» надолго закатали в асфальт. Но, как говорится, рукописи не горят, а настоящие идеи всегда находят дорогу.

Ольга Николаевна Данилевская, правнучка ученого, как-то сказала: «Знать свою родословную, своих предков – это очень важно для собственного самосознания. История, когда ты ее знаешь – это окошко в прошлое».

И вот сегодня в Севастопольском госуниверситете это «окошко» не просто открывают, а, кажется, распахивают настежь. Изучать Данилевского – это не для галочки. Это для того, чтобы лучше понимать свою страну, ее место в мире и, возможно, немного заглянуть в ее будущее. По крайней мере, научиться думать об этом самостоятельно.

-7