Найти в Дзене

На любимой волне: «Кубанские казаки» - фильм, которому дал название Иосиф Сталин

За давностью ушедших лет, многих им не удивишь. А вот для тех, кто пережил Великую Отечественную, и вместе со страной с большим трудом возвращался к обычной, мирной жизни, он, без преувеличения, стал символом мира, жизнеутверждения, радости, благосостояния... Перво-наперво не все знают, что легендарный фильм Ивана Пырьева «Кубанские казаки», который считался эталоном советской пропаганды, позже был запрещён и много лет пропылился на полках «Госфильмофонда». И это случилось всего через шесть лет после премьеры и триумфального всесоюзного проката, когда кинокартину с восторгом приняли миллионы советских зрителей. Фильм бы снят в 1949-м по сценарию известного писателя и драматурга Николая Погодина. По незатейливому сюжету два кубанских колхоза - «Красный партизан» и «Заветы Ильича» соперничают друг с другом в социалистическом соревновании. Непростые отношения складываются между двумя их председателями - лихим казаком Гордеем Гордеевичем Вороном и молодой вдовой Галиной Ермолаевной Пере

За давностью ушедших лет, многих им не удивишь. А вот для тех, кто пережил Великую Отечественную, и вместе со страной с большим трудом возвращался к обычной, мирной жизни, он, без преувеличения, стал символом мира, жизнеутверждения, радости, благосостояния...

Первая киноафиша фильма, 1950-й год
Первая киноафиша фильма, 1950-й год

Перво-наперво не все знают, что легендарный фильм Ивана Пырьева «Кубанские казаки», который считался эталоном советской пропаганды, позже был запрещён и много лет пропылился на полках «Госфильмофонда». И это случилось всего через шесть лет после премьеры и триумфального всесоюзного проката, когда кинокартину с восторгом приняли миллионы советских зрителей.

Фильм бы снят в 1949-м по сценарию известного писателя и драматурга Николая Погодина. По незатейливому сюжету два кубанских колхоза - «Красный партизан» и «Заветы Ильича» соперничают друг с другом в социалистическом соревновании. Непростые отношения складываются между двумя их председателями - лихим казаком Гордеем Гордеевичем Вороном и молодой вдовой Галиной Ермолаевной Пересветовой. Действие картины разворачивается в то время, когда делегации обоих колхозов едут на осеннюю ярмарку.

-2

-3

Соперничество двух колхозов осложняется взаимной любовью двух передовиков - Николая Ковылёва и Даши Шелест. На пути их любви стоит Гордей Ворон, который вырастил Дашу, как дочь. Также он опасается, что за любовью стоит попытка председателя соседнего колхоза Пересветовой переманить ценного работника к себе. Сопротивление Ворона усиливается, когда ему кажется, что на конкурсе самодеятельности птичницы из «Заветов Ильича» высмеивают его в частушке, а Пересветова сравнивает его с ишаком.

-4

Даша уже взрослая девушка и желает сама строить свою личную жизнь. Она договаривается с Вороном, что их спор должна решить судьба: ставка на скачках во время ярмарки. Спор решается в пользу Даши, так как её возлюбленный выигрывает скачки и приходит первым. Ворон пытается уговорить молодожёнов остаться в его колхозе, но Николай ссылается на обычаи.

-5

Неожиданно выясняется, что Пересветова втайне давно любит Ворона. Эти слухи доходят до председателя колхоза «Красный партизан», и он верхом на коне нагоняет в степи Пересветову, которая в одиночку на бричке возвращается в свой колхоз. Ворон требует признания и получает его.

-6

Вот таков сюжет фильма. И это в то время, когда страна в действительности еще не оправилась от войны, и в большинстве городов и областей функционировала карточная система распределения продуктов и товаров первой необходимости.

-7

Но, тем не менее, наивные зрители верили, что такая счастливая жизнь уже где-то да наступила, а значит, скоро наступит и в их городе или посёлке. В этом и был основной посыл того послевоенного фильма.

-8

Но, как бы там кто ни думал, получился настоящий киношедевр, который зрители полюбили всей душой, а музыка из картины тут же ушла в народ.
Не все знают, что уже ставшие по-настоящему народными песни «Ой, цветёт калина» и «Каким ты был, таким остался», были написаны специально для этого фильма и впервые прозвучали с киноэкрана. И уже совсем немногие помнят и знают, что до 1956-го фильм существовал в первоначальной версии, которая была утрачена ориентировочно в 1967-м и сегодня считается окончательно утерянной.

По легенде, этому в хронологическом порядке предшествовали такие вот события. В феврале 1950-го прошла триумфальная премьера картины. И в следующие пять лет проката её посмотрели от 40 до 90 миллионов зрителей. К сожалению, в те годы точную статистику таких показателей не вели, хотя доподлинно известно: было изготовлено около 2-х тысяч копий фильма, которые не залеживались, а даже наоборот, - за этими кинолентами выстраивались очереди у кинотеатров и сельских домов культуры.

В 1956-м в своей исторической речи на ХХ съезде партии Никита Хрущев упоминал эту картину, как "вредный элемент сталинской пропаганды, который воспевал культ личности Сталина и уводил мысли народа от реальности, лакируя действительность". По мнению Хрущева, большинство советских колхозников чувствовали себя ущемлёнными, потому что то, что происходило у них в колхозе, было совсем не похоже на то, что показано в фильме.

-9

Что касается культа личности, сообщил он, то он налицо: в фильме имя Сталина упоминается восемнадцать раз. То есть, в среднем каждые шесть минут. Это различные тосты и здравицы в честь вождя, его имя неоднократно всплывает в разговоре колхозных руководителей, и даже в разговоре влюбленных Даши и Николая, которые пару раз с восхищением говорят о Сталине. В те годы это было даже не данью времени, а обязательным условием для новых фильмов. Но Пырьев в этом вопросе чересчур перестарался, так как Сталин не любил откровенной лести. Хотя, по легенде, Иосифу Сталину картина понравилась. Более того, перед выходом на экраны он посмотрел «Весёлую ярмарку» (так изначально именовали картину авторы) и сказал: «А всё-таки неплохо у нас обстоит с сельским хозяйством», предложил поменять название комедии на «Кубанские казаки» и выписал ее создателям Сталинскую премию.

-10

Обычные зрители даже не обращали внимания на частое упоминание в фильме фамилии вождя. В то время к этому все привыкли, и считали обыденной нормой. А Хрущев подверг это жёсткой критике. Сначала мимолётом на съезде партии, а чуть позже, уже подробно на совещании в министерстве культуры. Конечно же, после такой реакции главного руководителя страны картину быстро убрали «на полку», а все копии из проката изъяли и уничтожили.

...Прошло более десяти лет. В 1967-м о фильме вспомнил сам Брежнев, которому он раньше очень нравился. Картину тут же достали с пыльной полки и отредактировали: убрали все упоминания о вожде, включая кадры, где Сталин присутствует в виде портрета на стене, бюста на постаменте, и выпустили фильм в прокат, вначале в основном по домам отдыха и санаториям, где не нужно было покупать билеты в кинозал. А еще почти ежегодно фильм стали показывать по телевидению в дни советских праздников. И уже позже картина была оцифрована.

-11

Исполнитель главной роли Ворона Сергей Лукьянов до этого момента не дожил, и за него в новой версии фильма в некоторых эпизодах говорит актёр Евгений Матвеев. Именно эту версию и знает большинство зрителей, а оригинальная лента канула в неизвестность. Хотя в 2011-м в Госфильмофонде безуспешно пытались разыскать первую версию фильма.

Оказывается, была в фильме правда, а не только литературный вымысел - приукрасить действительность
Оказывается, была в фильме правда, а не только литературный вымысел - приукрасить действительность

Совсем немного об актерах главных ролей в фильме, и не только. На роль Галины Пересветовой была утверждена Марина Ладынина - жена режиссёра Пырьева, а вот «казака лихого, орла степного» Гордея Ворона искали долго. Ладынина хотела играть с актёром театра им. Вахтангова Сергеем Лукьяновым и уговорила его пройти пробы, хотя сельская комедия была ему не очень интересна. Режиссёр пробы забраковал - актёр в жизни совсем не был похож на казака, но Ладынина отвела его к гримёрам и костюмерам, а потом снова привела на пробы: «Вот актёр, не то, что твой Лукьянов! Кто это? Срочно заключите с ним договор!» - загорелся режиссёр, не узнав в нем все того же Сергея Лукьянова…

На роль колхозницы Даши Шелест была утверждена молодая, начинающая актриса Клара Лучко, кандидатуру своей подопечной режиссёру порекомендовал преподаватель курса Сергей Герасимов. Хотя тот же Герасимов при выпуске написал актрисе в характеристике: «Тургеневская героиня, надлежит играть лирические классические роли». На съёмочной площадке вспыхнул роман между Лучко и Лукьяновым, а после премьеры они поженились.

Режиссёр Иван Пырьев тщательно подбирал музыку к фильму. Идею песни «Каким ты был…» он подробно обрисовал поэту Михаилу Матусовскому и Исааку Дунаевскому и получил идеально выполненный заказ - запрос Пырьева они просто перевели в стихотворно-музыкальную форму. Тот же Дунаевский вместе
с поэтом Михаилом Вольпиным написали песню «Ой, цветет калина», о которой я уже упоминала выше, и которая стала настолько популярна, что до сих пор многие считают её народной. Как, впрочем, и этот фильм!

Спасибо, что дочитали!

Подготовила Татьяна ГОРОДЕЦКАЯ, фото и факты найдены на просторах интернета

Прочитав статью, поставьте, пожалуйста, лайк, чтобы она нашла новых читателей! Вам не трудно, а каналу полезно! Просьба в комментариях соблюдать корректность к автору и по отношению к собеседникам, даже если ваши точки зрения не совпадают. Подписка на канал приветствуется. Спасибо!