Карло Кривелли — итальянский живописец Раннего Возрождения, жил и творил в одно время с великим Леонардо да Винчи, но по какой-то причине оказался незаслуженно забытым и малоизвестным. А между тем, его работы настолько сильно выделяются среди образцов готической живописи кватроченто, что не влюбиться в них просто невозможно.
Кто такой Карло Кривелли?
Его полотна хранятся в музеях Бостона и Нью-Йорка, Амстердама и Лондона, Милана и Брюсселя. И, в отличие от работ Леонардо да Винчи, они прекрасно сохранились.
Крупнейший специалист XIX века по итальянскому Ренессансу Бернард Беренсон так говорил о Кривелли:
«Он принадлежит к числу самых гениальных художников всех времен и народов и не надоедает, даже когда «великие мастера» становятся скучными».
Наш современник, английский искусствовед Джонатан Уоткинс сравнивал Кривелли с Маггритом, подчеркивая его изобретательность и радикальность. В творчестве Кривелли можно наблюдать предвестники сюрреализма.
Советский теоретик искусства Виктор Власов называл Кривелли «необычайно изысканным художником», который сумел «соединить готический стиль с восточными влияниями и ренессансным поэтическим мироощущением».
Почему же достоинства художника и его неповторимый стиль так восхищают современных исследователей, но остались незамеченными ценителями искусства эпохи Возрождения? Обо всем по порядку.
Примитив или бунтарь?
Карло Кривелли родился между 1430 и 1435 годами в семье потомственных художников. Детство и юность его прошли в Венеции, в период наибольшего расцвета Венецианской школы живописи. У Карло просто не существовало других вариантов, как стать художником. И не простым, а выдающимся. Но случилось так, что безрассудная выходка, совершенная в пылу молодости, сыграла роковую роль в его жизни. В 1457 году он был осужден за прелюбодеяние с замужней женщиной на 6 месяцев тюремного заключения. Сейчас нам сложно представить, что за такие поступки когда-то могли сажать в тюрьму, но факт остается фактом. Событие вызвало большой скандал в обществе, и Карло пришлось покинуть пределы родной Венеции. Он отправился в Падую, затем в Далмацию, где прожил до 1468 года. Исторически эту территорию занимают славянские народы, но в XV веке Далмация была под властью Венеции, и венецианская живопись эпохи Возрождения оказывала большое влияние на творчество местных художников. И Карло Кривелли продолжал трудиться, с одной стороны, в рамках Венецианской школы, а с другой — в своем индивидуальном стиле. И работы он подписывал не иначе как «Карло Кривелли Венецианец».
Возможно, именно скандальная слава Кривеллии стала причиной, по которой основоположник современного искусствоведения Джорджо Вазари не упомянул его в своем «Жизнеописании знаменитых живописцев». А, может быть, картины Кривелли казались писателю слишком архаичными, тогда как творцы, которых он воспевал в своих трудах, отличались новаторством. Сейчас сложно понять, почему Вазари не рассказал потомкам о Карло Кривелли, но, к сожалению, других источников, повествующих о художниках итальянского Возрождения, долгое время не существовало. И только в XVIII веке аббат Луиджи Ланци пишет «Историю живописи в Италии», в которой рассказывает о Кривелли, называя его достойным художником, картины которого отличаются мастерством в исполнении деталей, «по изысканности и любви они не уступают сравнению с фламандскими. Не будет лишним упомянуть, что его картины написаны темперой, то есть мазками, и смешаны со смолами, столь цепкими, что они сопротивляются всякой коррозии; именно поэтому они оставались очень ясными». В наши дни картины Кривелли остаются такими же светлыми и яркими, и их многочисленные детали мы можем рассматривать в мельчайших подробностях. По картинам Кривелли делают даже раскраски по номерам.
В чем уникальность стиля Кривелли?
Карло Кривелли был одним из многих художников, работающих в рамках поздней готики. Как и все они, венецианец предпочитал религиозные сюжеты. Картины свои писал исключительно темперой, хотя многие уже переходили на масло. Взгляните сами, картина «Битва святого Георгия с драконом» авторства Паоло Уччелло, написанная приблизительно в 1455-1460 гг.
На первый взгляд, это произведение имеет очень много общего с картиной Карло Кривелли «Святой Георгий, убивающий дракона».
Святой представлен в образе рыцаря в доспехах, а пространство, в котором происходит действие, кажется фантастическим, природа изображается скорее символически, у авторов нет задачи показать ее реалистично. Готика не подразумевает пейзажность. В картинах много света, у Уччелло лица персонажей даже кажутся засвеченными. Дозированное использование красного цвета придает выразительный колорит произведениям.
Но, если рассмотреть внимательнее, то даже в рамках этой картины можно описать особенный стиль Кривелли, который заметен во всех его работах.
- Золотой фон — придает особенную яркость и освещенность картине.
- Ювелирная прорисовка деталей. Каждый миллиметр полотна занят какой-либо текстурой: будь то поверхность камня, узор на ткани, барельеф на здании, структура кожи, тонкая ткань вуали. Приближая полотно, зритель открывает для себя новые и новые элементы, которые автор задумал добавить и сумел виртуозно прорисовать.
- Тщательная прорисовка лиц, которая делает библейских героев похожими на людей. У каждого из них есть уникальное выражение лица, глядя на которое можно догадаться не только о чертах характера, но и предположить, о чем они думают.
Взгляните, насколько человечным Кривелли изображает Христа.
4. Вместе с очеловечиванием идеальных образов святых художник все же идеализирует их пропорции. Утонченными чертами лица (тонкие длинные носы, еще более длинные конечности) Кривелли словно хочет показать, что все его персонажи принадлежат к еще более высокому сословию, нежели высшая знать. Они — небожители. В их лицах мы часто видим мягкую ироничность, живые эмоции, которые на иконах изображать не принято. Но Кривелли, работая в рамках общепринятых канонов венецианской живописи периода кватроченто, подчеркнуто выбивается из них, руководствуясь внутренним порывом неукротимой бунтарской души.
5. Картины Кривелли богаты яркими цветами, при этом они всегда уравновешены, что выдает в нем прекрасного колориста.
6. Произведения Кривелли наполнены символами. Русский художественный критик Александр Бенуа писал: «Кривелли изливает свою парализованную требованиями церковного стиля любовь к природе в изображении «мертвой натуры» — фруктов, овощей».
Но дело не только в любви к природе. Фрукты, как и другие детали на полотнах, наполнены различными аллюзиями. Более всего Кривелли любил изображать яблоки и огурцы. Яблоки — как символ грехопадения, на латинском яблоко и преступление (зло) даже звучат одинаково — malum. А вот огурец — символ более сложный. В иконографии это символ воскресения. Он отсылает нас к истории пророка Ионы, с которым Христос сравнивал себя в своей проповеди. В этой истории особо показательным является эпизод с засохшим кустом, который на языке вульгаты (латинский перевод Библии) обычно переводят как тыква или огурец.
7. В большинстве своих картин Кривелли использует прием тромплей (обманка), с помощью фруктов или насекомых создает оптический обман, иллюзию того, что предмет выходит за поверхность картины и становится трехмерным.
8. Помимо обманки, некоторые детали своих полотен художник действительно делал выпуклыми, вылепливая их из стюка, чтобы сделать выступающими.
9. Женские образы у Кривелли выглядят красивыми. Глядя на средневековые изображения людей, будь то женские портреты или иконографические образы, их можно назвать как угодно, но вот красивыми — язык не повернется. Вспомним ту же Джоконду или Девушку с жемчужной сережкой. Кривелли писал по-настоящему красивые женские лица, которые и сейчас могли бы украсить обложку любого модного журнала.
10. И еще одна яркая особенность: персонажи Кривелли удивительно напоминают кукол-марионеток. Выразительные гримасы, рельефные лица, неестественный выворот пальцев — кажется, вот-вот и позади покажется кукловод.
Несмотря на то, что Кривелли не стал столь же знаменитым художником, как его современники Рафаэль Санти, Сандро Ботичелли и Леонардо да Винчи, его богатейшее наследие дошло до наших дней, и мы можем по достоинству оценить безмерный талант венецианского художника. В границах готической живописи раннего итальянского Возрождения Кривелли совершал мягкую революцию, предлагая свою интерпретацию религиозных образов. Их сложно ассоциировать с благочестивыми иконами, но в них нет той вульгарности, которую демонстрируют представители позднего Ренессанса.
Картины Карло Кривелли и многих других художников вы можете приобрести в магазине «Ананас Постер». У нас 5 звезд на Яндексе, нам доверяют, а мы стремимся оправдать доверие наших клиентов.