Найти в Дзене
Ананас Постер

Уникальные картины Карло Кривелли — забытого современника Леонардо да Винчи.

Карло Кривелли — итальянский живописец Раннего Возрождения, жил и творил в одно время с великим Леонардо да Винчи, но по какой-то причине оказался незаслуженно забытым и малоизвестным. А между тем, его работы настолько сильно выделяются среди образцов готической живописи кватроченто, что не влюбиться в них просто невозможно. Кто такой Карло Кривелли? Его полотна хранятся в музеях Бостона и Нью-Йорка, Амстердама и Лондона, Милана и Брюсселя. И, в отличие от работ Леонардо да Винчи, они прекрасно сохранились. Крупнейший специалист XIX века по итальянскому Ренессансу Бернард Беренсон так говорил о Кривелли: «Он принадлежит к числу самых гениальных художников всех времен и народов и не надоедает, даже когда «великие мастера» становятся скучными». Наш современник, английский искусствовед Джонатан Уоткинс сравнивал Кривелли с Маггритом, подчеркивая его изобретательность и радикальность. В творчестве Кривелли можно наблюдать предвестники сюрреализма. Советский теоретик искусства Виктор Власо
Оглавление

Карло Кривелли — итальянский живописец Раннего Возрождения, жил и творил в одно время с великим Леонардо да Винчи, но по какой-то причине оказался незаслуженно забытым и малоизвестным. А между тем, его работы настолько сильно выделяются среди образцов готической живописи кватроченто, что не влюбиться в них просто невозможно.

Кто такой Карло Кривелли?

Его полотна хранятся в музеях Бостона и Нью-Йорка, Амстердама и Лондона, Милана и Брюсселя. И, в отличие от работ Леонардо да Винчи, они прекрасно сохранились.

Крупнейший специалист XIX века по итальянскому Ренессансу Бернард Беренсон так говорил о Кривелли:

«Он принадлежит к числу самых гениальных художников всех времен и народов и не надоедает, даже когда «великие мастера» становятся скучными».

Наш современник, английский искусствовед Джонатан Уоткинс сравнивал Кривелли с Маггритом, подчеркивая его изобретательность и радикальность. В творчестве Кривелли можно наблюдать предвестники сюрреализма.

Советский теоретик искусства Виктор Власов называл Кривелли «необычайно изысканным художником», который сумел «соединить готический стиль с восточными влияниями и ренессансным поэтическим мироощущением».

Почему же достоинства художника и его неповторимый стиль так восхищают современных исследователей, но остались незамеченными ценителями искусства эпохи Возрождения? Обо всем по порядку.

Примитив или бунтарь?

Карло Кривелли родился между 1430 и 1435 годами в семье потомственных художников. Детство и юность его прошли в Венеции, в период наибольшего расцвета Венецианской школы живописи. У Карло просто не существовало других вариантов, как стать художником. И не простым, а выдающимся. Но случилось так, что безрассудная выходка, совершенная в пылу молодости, сыграла роковую роль в его жизни. В 1457 году он был осужден за прелюбодеяние с замужней женщиной на 6 месяцев тюремного заключения. Сейчас нам сложно представить, что за такие поступки когда-то могли сажать в тюрьму, но факт остается фактом. Событие вызвало большой скандал в обществе, и Карло пришлось покинуть пределы родной Венеции. Он отправился в Падую, затем в Далмацию, где прожил до 1468 года. Исторически эту территорию занимают славянские народы, но в XV веке Далмация была под властью Венеции, и венецианская живопись эпохи Возрождения оказывала большое влияние на творчество местных художников. И Карло Кривелли продолжал трудиться, с одной стороны, в рамках Венецианской школы, а с другой — в своем индивидуальном стиле. И работы он подписывал не иначе как «Карло Кривелли Венецианец».

Мадонна страстей Христовых, 1460
Мадонна страстей Христовых, 1460

Возможно, именно скандальная слава Кривеллии стала причиной, по которой основоположник современного искусствоведения Джорджо Вазари не упомянул его в своем «Жизнеописании знаменитых живописцев». А, может быть, картины Кривелли казались писателю слишком архаичными, тогда как творцы, которых он воспевал в своих трудах, отличались новаторством. Сейчас сложно понять, почему Вазари не рассказал потомкам о Карло Кривелли, но, к сожалению, других источников, повествующих о художниках итальянского Возрождения, долгое время не существовало. И только в XVIII веке аббат Луиджи Ланци пишет «Историю живописи в Италии», в которой рассказывает о Кривелли, называя его достойным художником, картины которого отличаются мастерством в исполнении деталей, «по изысканности и любви они не уступают сравнению с фламандскими. Не будет лишним упомянуть, что его картины написаны темперой, то есть мазками, и смешаны со смолами, столь цепкими, что они сопротивляются всякой коррозии; именно поэтому они оставались очень ясными». В наши дни картины Кривелли остаются такими же светлыми и яркими, и их многочисленные детали мы можем рассматривать в мельчайших подробностях. По картинам Кривелли делают даже раскраски по номерам.

Мадонна с младенцем, 1468
Мадонна с младенцем, 1468

В чем уникальность стиля Кривелли?

Карло Кривелли был одним из многих художников, работающих в рамках поздней готики. Как и все они, венецианец предпочитал религиозные сюжеты. Картины свои писал исключительно темперой, хотя многие уже переходили на масло. Взгляните сами, картина «Битва святого Георгия с драконом» авторства Паоло Уччелло, написанная приблизительно в 1455-1460 гг.

«Битва святого Георгия с драконом» Паоло Уччелло, 1450-е
«Битва святого Георгия с драконом» Паоло Уччелло, 1450-е

На первый взгляд, это произведение имеет очень много общего с картиной Карло Кривелли «Святой Георгий, убивающий дракона».

«Святой Георгий, убивающий дракона» Карло Кривелли, 1470
«Святой Георгий, убивающий дракона» Карло Кривелли, 1470

Святой представлен в образе рыцаря в доспехах, а пространство, в котором происходит действие, кажется фантастическим, природа изображается скорее символически, у авторов нет задачи показать ее реалистично. Готика не подразумевает пейзажность. В картинах много света, у Уччелло лица персонажей даже кажутся засвеченными. Дозированное использование красного цвета придает выразительный колорит произведениям.

Но, если рассмотреть внимательнее, то даже в рамках этой картины можно описать особенный стиль Кривелли, который заметен во всех его работах.

  1. Золотой фон — придает особенную яркость и освещенность картине.
  2. Ювелирная прорисовка деталей. Каждый миллиметр полотна занят какой-либо текстурой: будь то поверхность камня, узор на ткани, барельеф на здании, структура кожи, тонкая ткань вуали. Приближая полотно, зритель открывает для себя новые и новые элементы, которые автор задумал добавить и сумел виртуозно прорисовать.
  3. Тщательная прорисовка лиц, которая делает библейских героев похожими на людей. У каждого из них есть уникальное выражение лица, глядя на которое можно догадаться не только о чертах характера, но и предположить, о чем они думают.

Взгляните, насколько человечным Кривелли изображает Христа.

Мертвый Христос, поддерживаемый двумя ангелами, 1472. Художественный музей Филадельфии.
Мертвый Христос, поддерживаемый двумя ангелами, 1472. Художественный музей Филадельфии.

4. Вместе с очеловечиванием идеальных образов святых художник все же идеализирует их пропорции. Утонченными чертами лица (тонкие длинные носы, еще более длинные конечности) Кривелли словно хочет показать, что все его персонажи принадлежат к еще более высокому сословию, нежели высшая знать. Они — небожители. В их лицах мы часто видим мягкую ироничность, живые эмоции, которые на иконах изображать не принято. Но Кривелли, работая в рамках общепринятых канонов венецианской живописи периода кватроченто, подчеркнуто выбивается из них, руководствуясь внутренним порывом неукротимой бунтарской души.

5. Картины Кривелли богаты яркими цветами, при этом они всегда уравновешены, что выдает в нем прекрасного колориста.

6. Произведения Кривелли наполнены символами. Русский художественный критик Александр Бенуа писал: «Кривелли изливает свою парализованную требованиями церковного стиля любовь к природе в изображении «мертвой натуры» — фруктов, овощей».

Благовещение со святым Эмидием, 1486
Благовещение со святым Эмидием, 1486

Но дело не только в любви к природе. Фрукты, как и другие детали на полотнах, наполнены различными аллюзиями. Более всего Кривелли любил изображать яблоки и огурцы. Яблоки — как символ грехопадения, на латинском яблоко и преступление (зло) даже звучат одинаково — malum. А вот огурец — символ более сложный. В иконографии это символ воскресения. Он отсылает нас к истории пророка Ионы, с которым Христос сравнивал себя в своей проповеди. В этой истории особо показательным является эпизод с засохшим кустом, который на языке вульгаты (латинский перевод Библии) обычно переводят как тыква или огурец.

7. В большинстве своих картин Кривелли использует прием тромплей (обманка), с помощью фруктов или насекомых создает оптический обман, иллюзию того, что предмет выходит за поверхность картины и становится трехмерным.

Екатерина Александрийская, 1491
Екатерина Александрийская, 1491

8. Помимо обманки, некоторые детали своих полотен художник действительно делал выпуклыми, вылепливая их из стюка, чтобы сделать выступающими.

9. Женские образы у Кривелли выглядят красивыми. Глядя на средневековые изображения людей, будь то женские портреты или иконографические образы, их можно назвать как угодно, но вот красивыми — язык не повернется. Вспомним ту же Джоконду или Девушку с жемчужной сережкой. Кривелли писал по-настоящему красивые женские лица, которые и сейчас могли бы украсить обложку любого модного журнала.

10. И еще одна яркая особенность: персонажи Кривелли удивительно напоминают кукол-марионеток. Выразительные гримасы, рельефные лица, неестественный выворот пальцев — кажется, вот-вот и позади покажется кукловод.

Несмотря на то, что Кривелли не стал столь же знаменитым художником, как его современники Рафаэль Санти, Сандро Ботичелли и Леонардо да Винчи, его богатейшее наследие дошло до наших дней, и мы можем по достоинству оценить безмерный талант венецианского художника. В границах готической живописи раннего итальянского Возрождения Кривелли совершал мягкую революцию, предлагая свою интерпретацию религиозных образов. Их сложно ассоциировать с благочестивыми иконами, но в них нет той вульгарности, которую демонстрируют представители позднего Ренессанса.

Картины Карло Кривелли и многих других художников вы можете приобрести в магазине «Ананас Постер». У нас 5 звезд на Яндексе, нам доверяют, а мы стремимся оправдать доверие наших клиентов.