Найти в Дзене
Главные новости. Сиб.фм

Бастрыкин объявил о начале "внутренней спецоперации" в России, что вызвало обеспокоенность в диаспорах

В Москве и Московской области, где сосредоточено наибольшее количество мигрантов, запускается пилотный проект. Теперь иностранцы из стран Средней Азии будут обязаны проходить дактилоскопию, биометрическую идентификацию и мониторинг геолокации своих мобильных устройств, помимо стандартной регистрации по месту пребывания. Ужесточение контроля над мигрантами в Москве и области – шаг в правильном направлении. Однако, как отметил глава Следственного комитета Александр Бастрыкин, существует серьезная проблема: в Россию прибывают преступники из Средней Азии, где отсутствует эффективная система предварительной проверки. Это вызывает серьезную тревогу в диаспорах.

Выступление главы СКР Александра Бастрыкина на Петербургском международном юридическом форуме было посвящено, в основном, проблеме преступности среди мигрантов. И это не означает, что другие виды преступлений решены. Просто статистика свидетельствует о резком увеличении числа преступлений, совершенных иностранцами, включая тяжкие преступления, такие как изнасилования (в том числе несовершеннолетних), экстремизм, наркоторговля и терроризм.

Согласно данным за январь-март 2025 года, количество преступлений, совершенных иностранными гражданами, увеличилось на 15%, с 10 791 до 12 440. Также наблюдается рост террористической активности среди мигрантов. В первом квартале 2025 года количество преступлений террористической направленности увеличилось в 2,7 раза, - сообщил глава СК.

Председатель Следственного комитета также представил другие интересные данные. В результате массовых депортаций нелегальных мигрантов (в прошлом году было выдворено 190 тысяч человек) в Таджикистане, например, количество тяжких преступлений увеличилось на треть.

Эти данные предоставлены Агентством по статистике при президенте Таджикистана. Согласно этим данным, резко возросло количество грабежей (43,8%) и случаев мошенничества (38,2%). Преступления, связанные с наркотиками, увеличились на 22,1%, а причинение тяжких телесных повреждений - на 10,7%. Это означает, что в Россию прибывают потенциальные преступники, и когда их возвращают обратно, они ухудшают криминальную обстановку в своей стране.

Иными словами, те, кого мы выдворили на родину, совершают там преступления. Это говорит о том, что к нам едет криминал. Факт остается фактом - к нам едут будущие уголовные преступники. Нужны ли они нам? Конечно, нет, - подчеркнул глава Следкома.

Неудивительно, что рядовые следователи районных СК перегружены делами, связанными с мигрантами.

Бастрыкин подчеркивает, что пришлось создать специальные группы и отделы в Центральном аппарате и территориальных управлениях для расследования преступлений, совершенных приезжими. Нагрузка огромная, и снизить количество преступлений можно только двумя способами: сократить число приезжих и установить за ними жесткий контроль.

Необходимо ввести обязательную биометрическую регистрацию всех мигрантов, въезжающих в страну, - заявил Бастрыкин.

В настоящее время за относительно небольшую плату можно получить доступ к личной информации любого гражданина России. Различные базы данных регулярно взламываются и продаются в "даркнете", чем пользуются мошенники, выдающие себя за "службу безопасности вашего банка". В то же время, правоохранительные органы в России зачастую не имеют информации о мигрантах, въезжающих в страну. Например, о том, что человек был осужден за педофилию на родине, становится известно только после совершения им аналогичного преступления в России.

Нам необходим полный цифровой профиль мигранта, включающий фотографию, биометрические данные, основные сведения, информацию о проблемах с законом и местах работы. Чтобы "клиент" был узнаваем по одному клику мыши после загрузки первого изображения. У нас есть огромная автоматизированная база данных о своих гражданах, но такой базы данных о приезжих нет. Любое пересечение иностранцем границы РФ должно сопровождаться созданием максимально полного цифрового профиля, - отметил публицист Егор Холмогоров.

В России мигранты попадают в "объятия землячества", где им помогают и все объясняют.

Хотя подобные меры уже принимаются, пока только в качестве эксперимента и не повсеместно. В частности, недавно был принят закон, согласно которому в Москве и Московской области вводятся дополнительные механизмы контроля и учета мигрантов:

обязательная регистрация по месту пребывания;
дактилоскопия;
биометрическое фотографирование;
мониторинг геолокации абонентских устройств.

Реализуется то, о чем говорят уже много лет. Если эксперимент в столичном регионе, куда прибывают миллионы мигрантов, окажется эффективным, его могут распространить на всю страну. Однако это лишь малая часть необходимых мер. По словам доктора политических наук Андрея Пинчука, необходимо установить ответственность не только самого мигранта-нарушителя, но и тех, кто способствовал его приезду в Россию.

Пока отсутствует юридическая ответственность работодателя, который должен нести ответственность за мигранта. Отсутствует ответственность общин и так называемых диаспор, которые должны нести коллективную юридическую ответственность за действия своих членов. Отсутствует система предварительной проверки в странах их происхождения и ответственные за это, - отметил эксперт.

Об этом же говорил и Бастрыкин. По его словам, сегодня даже выдворение мигранта из страны оплачивается из бюджета, то есть за счет налогоплательщиков.

Жилье, страхование, медицинское обслуживание, обязательное заключение контракта - не просто приехал, получил патент и пошел неизвестно куда, а заключение контракта с конкретной организацией, с указанием вида деятельности и срока работы на территории России. Контракт должен заключаться не более чем на год, и по окончании трудового соглашения он должен уехать на родину. Самое главное, никаких жен, мужей, бабушек, дедушек и детей. Он приезжает сюда работать, и пусть все это оплачивает работодатель, - сказал руководитель СК.

Как только мигрантов лишат "социальных благ" и возможности беспрепятственно получать гражданство, интерес к приезду в Россию у выходцев из Средней Азии резко снизится. Подобная схема действует в арабских монархиях и работает эффективно. Например, 88% населения ОАЭ составляют мигранты: пакистанцы, индусы, филиппинцы и т.д. Уровень преступности среди них минимален, потому что действуют строгие законы. За любое, даже "невинное" нарушение (например, фотографирование девушки без разрешения), - депортация за счет работодателя и пожизненный запрет на въезд. Приехать по паспорту родственника не получится - работает биометрия.

В Узбекистане также начали принимать меры в отношении мигрантов. Там был запущен Реестр ненадежных мигрантов, который будет применяться к депортированным соотечественникам. Им будет запрещено получать новые загранпаспорта в течение двух лет.

Согласно постановлению, с 1 сентября 2025 года Миграционное агентство при кабинете министров будет вести учет сведений о гражданах, депортированных за нарушение законодательства иностранных государств, а также совершивших действия, наносящие ущерб международному авторитету и репутации Узбекистана. Данные будут обрабатываться через Единую электронную базу данных миграционных процессов, - сообщается в ТГ-канале Главного миграционного агентства Узбекистана.

В ходе встречи с главой СК была поднята тема появления в России параллельного законодательства, основанного на законах шариата. Член СПЧ Кирилл Кабанов заявил, что это связано с созданием этнических анклавов.

В законодательстве России до сих пор отсутствует понятие "этнический анклав". При этом все документы для этого разработаны, осталось только принять. Слишком много лоббистов, которые не хотят эту тему поднимать вообще, - объяснил Кабанов.

Еще одна проблема - отсутствие решений о лишении гражданства людей, которые получили российские паспорта незаконно. Кабанов подчеркивает, что в России возбуждено более 900 уголовных дел против полицейских и чиновников, помогавших мигрантам легализоваться, но ни один из приезжих, получивших незаконный паспорт, не был его лишен.

Власть постепенно начинает наводить порядок в миграционном законодательстве, несмотря на сопротивление "покровителей мигрантов". Новые законы уже приносят результаты. Например, 81% детей мигрантов не были допущены к экзамену по русскому языку, так как не смогли пройти тестирование. Если дети мигрантов не сдадут тест по русскому языку, они смогут попробовать еще раз, но третьей попытки не будет - данные будут переданы в МВД. МВД примет меры, пока не уточняется какие именно, но логичным решением была бы депортация семей на родину. Зачем в России сотни тысяч ничем не занятых подростков, которые не получают образования и быстро криминализируются в своих анклавах?