Найти в Дзене

Сила предков: дядя Поликарп / часть 3

Поликарп – старший сын нашей бабушки Ирины Леонтьевны и деда Се Вына, родной брат моего отца. Я с детства знала, что дядя Поликарп воевал в Великую Отечественную войну, но домой с нее не вернулся. Пока был жив отец, я была совсем ребенком и многое не успела у него спросить. Позднее я узнала, что дядя Поликарп пропал без вести, но меня такая версия не устраивала, мой дядя не мог бесследно пропасть. Не той породы был этот человек, чтобы не вернуться к своей семье – матери, братьям и сестре. А если погиб, то сведения о нем рано или поздно, должны появиться. Так и вышло, благодаря ресурсам платформы Интернет, я смогла узнать то, что не давало мне покоя долгие десятилетия. Тогда, в 2014 году, уже почти отчаявшись, я набрала в поисковике имя, отчество и фамилию дяди Поликарпа. И нашла имя родного человека в списках архивов обобщенного электронного банка данных – ОБД «Мемориал». Эмоции – удивление, радость и слезы одновременно завладели мной, неужели я нашла его? С

Поликарп – старший сын нашей бабушки Ирины Леонтьевны и деда Се Вына, родной брат моего отца.

Я с детства знала, что дядя Поликарп воевал в Великую Отечественную войну, но домой с нее не вернулся.

Пока был жив отец, я была совсем ребенком и многое не успела у него спросить.

Позднее я узнала, что дядя Поликарп пропал без вести, но меня такая версия не устраивала, мой дядя не мог бесследно пропасть. Не той породы был этот человек, чтобы не вернуться к своей семье – матери, братьям и сестре. А если погиб, то сведения о нем рано или поздно, должны появиться.

Так и вышло, благодаря ресурсам платформы Интернет, я смогла узнать то, что не давало мне покоя долгие десятилетия.

Тогда, в 2014 году, уже почти отчаявшись, я набрала в поисковике имя, отчество и фамилию дяди Поликарпа. И нашла имя родного человека в списках архивов обобщенного электронного банка данных – ОБД «Мемориал». Эмоции – удивление, радость и слезы одновременно завладели мной, неужели я нашла его? С волнением открываю электронную страничку, читаю – да, это он, мой дядя, здесь сомнений нет, это он!

Сквозь душевную боль, читаю материалы представленных документов…

Из документа, уточняющего потери – донесения № 69714 послевоенного периода от 10 августа 1946 г., следует, что Поликарп ****, 1921 года рождения, беспартийный, был призван в ****' РВК ****'области в 1940 году. При беседе с матерью, установлено, что письменная связь с ним прекратилась в 1941 году. Последнего адреса не имеется.

Далее в документах следует другая запись, подписанная позднее, уже от руки: "****Поликарп ******, красноармеец, умер от ран 26.07.42 г. на станции Алексиково Сталинградской области". (Источник информации – ЦАМО, № ис. ин. – 58, № описи ис.ин.– 18004. № дела ис. ин.– 424).

Это все, что было в данных документах, но благодаря полученной информации, можно было продолжать поиск дальше. Какая то неведомая сила придавала мне уверенность двигаться дальше – я набираю в интернете название неизвестной мне доныне станции – Алексиково. Узнаю, что эта станция территориально относится к Николаевскому району теперь уже Волгоградской области. Пока ничего нужного не нахожу, но меня осеняет мысль и я немедленно набираю на клавиатуре: "Станция Алексиково Николаевский район во время Великой Отечественной войны".

Из всех материалов, полученных в ответ на мой поисковый запрос, мое внимание привлекла размещенная в интернете исследовательская работа учащихся средней школы № 2 Новониколаевского района Волгоградской области под названием «Поселок Новониколаевский в годы Великой Отечественной войны». Работа была выполнена в 2014 году учащимися 5 А класса – Алексиковым Денисом, Колпаковой Софьей, Нудьга Николаем, Пономаревой Светланой и Паршиным Виктором. Эти ребята под руководством своего учителя – Кузнецовой Инны Георгиевны, собрали уникальный материал, провели исследование и подготовили работу для участия в конкурсе исследовательских работ «Моя малая Родина». Я не знаю, какое место заняла их работа в том конкурсе, но в моем поиске сведений о родственнике, она была просто бесценна!

До глубины души благодарна этим ребятам, их замечательному, неравнодушному учителю! Благодаря им, я смогла соотнести все факты, даты, события того времени, а именно – день см**ти дяди Поликарпа и того страшного события 25 июля 1942 года, которое было подробно описано в их исследовательской работе. Таким образом, все встало на свои места и был найден ответ на вопрос, мучающий меня и моих родных, долгие годы.

Вот что я узнала из материалов исследовательской работы «Поселок Новониколаевский в годы Великой Отечественной войны»:

Начиная с середины июля 1942 года враг приближался к Сталинграду, шли ожесточенные бои за каждый клочок земли. Фронт остро нуждался в технике, живой силе, продуктах питания. Через станцию Алексиково, близ поселка Николаевское, усилилось передвижение поездов военного назначения. В то же время в поселке шла активная мобилизация среди местного населения.

25 июля 1942 года на станции Алексиково стояли эшелоны кавалерийской части. В двух эшелонах – солдаты, боеприпасы, техника и лошади. На последних путях вагоны, в которых живут семьи железнодорожников. На перроне станции местные жители провожают мобилизованных – сыновей, братьев, отцов и мужей на фронт. Стоит сильная, испепеляющая жара.

Неожиданно, около 16 часов дня в небе с гулом появились 16 фашистских самолетов, которые стали бомбить станцию.

Страшно представить, какой ад творился в тот час на той маленькой территории, на которую было сброшено 190 авиабомб, весом 300 кг. каждая.

Мобилизованные погибли сразу, так и не успев попасть на фронт. Труднее всего пришлось солдатам, находящимся в среднем эшелоне. Думаю, Поликарп как раз и находился среди тех молодых солдат, которые кинулись искать спасение около жилых домов… Но шансов выжить у них не было – фашисты снизили свои самолеты так низко, что отчетливо были видны летчики в кабинах и даже их лица. Они расст*еливали наших солдат из крупнокалиберных пулеметов и смеялись. Так они у*ивали не только военнослужащих, но и мирных людей.

От попадания бомбы загорелись вагоны с боеприпасами, гремели взрывы, люди продолжали ги*нуть. Ад продолжался, воздух сотрясался от гула самолетов, пулемётных очередей, разрывающихся бомб, криков и стонов людей…

После бомбежки местные жители на лошадях вывозили пог*бших и раненых со станции. В тот день поги*ло более трехсот человек, но некоторые старожилы утверждают, что тысяча человек.

26 июля фашисты возобновили нападение, атаковали нефтебазу и элеватор, железнодорожный состав с зерном.

27 и 28 июля останки по**бших были преданы земле на старом кладбище «Клин», где был вырыт огромный котлован. На дно котлована положили лошадей, сверху их накрыли шинелями и плащ-палатками, а затем захо*онили поги*ших солдат и мирных жителей. Большинство по*ибших были по*оронены здесь, на кладбище «Клин», остальные – в Народном саду, 11-13 человек были похоронены где-то в районе Свиного пруда. Позднее были переза*оронения в Парк Победы.

После во*ны на месте за*оронения на кла*бище «Клин» был установлен памятник – обелиск. Местное население чтит память по*ибших, люди приносят цветы, проводят здесь дни памяти и митинги.

Сопоставив всю информацию и выписки из уже изученных ранее документов, у меня больше не оставалось сомнений – дядя Поликарп находился в тот день именно там, в этом пекле. Получил тяжелое ранение 25 июля и у*ер на следующий день от ран. Думаю, что Поликарп Васильевич похо*онен в братской мо*иле, вместе со всеми.
Памятник "Погибшим во время бомбёжки на станции Алексиково 25 - 26 июля солдатам военного эшелона и мирным жителям"/ Фото из общедоступных источников сети Интернет
Памятник "Погибшим во время бомбёжки на станции Алексиково 25 - 26 июля солдатам военного эшелона и мирным жителям"/ Фото из общедоступных источников сети Интернет

Вечная память и поклон до земли всем по*ибшим в той страшной вой*е. Вечная, добрая память и моему дяде Поликарпу, 21-летнему солдату, до конца выполнившему свой долг перед Родиной, нашедшему свой последний приют на волгоградской земле.

Надеюсь, я или кто то из моих родных, побываем на этой священной земле и привезем ее горсть на любимую малую Родину моего дяди.

Митинг у памятника на кладбище "Клин"  Фото из общедоступных источников сети Интернет
Митинг у памятника на кладбище "Клин" Фото из общедоступных источников сети Интернет

PS:

Дядя Поликарп был призван в 1940 году, по*иб в 1942 году, а где он проходил службу и воевал с 1941 года, неизвестно. Возможно, был приписан к кавалерийской части. Я надеюсь, что со временем мы с родными узнаем больше о своем родственнике, ушедшем в бес**ертие в те роковые дни.