Найти в Дзене

2.5 Аналогия полной чашки. О необходимом состоянии на пути.

Вначале два варианта одной притчи для описания общей идеи аналогии:

Чашка чая. Дзэнская притча.
Восприятие. Притча в изложении Ошо.

В моем варианте этой аналогии я буду рассматривать содержимое этой чашки не только как вопросы, но и как знания, убеждения, понятия, концепции и т.д., формирующие мировоззрение человека.

К этому же можно отнести то, что называют психологическими блоками и / или эмоциональными травмами, которые вы получили за время своей жизни. А ещё есть ваши устоявшиеся выборы (предпочтения) в дуальных парах, которые вы сформировали за вашу жизнь.

Картинка из интернета
Картинка из интернета

Путь просветления (лучше называть его путем освобождения) – это освобождение от влияния старых концепций, убеждений и т.д. В итоге, вы начинаете видеть мир таким, «какой он есть». Здесь я говорю о пути ума (разума, знания, проницательности, ясности, самореализации, у индусов это называется Джняна-йога) к просветлению.

Вообще говоря, просветление – это до неприличия просто. Просто перестаёшь смотреть на мир через призму концепций, начинаешь видеть не то, как всё должно быть с твоей точки зрения, как тебя научили – а то, как есть на самом деле. Как сказано в «одной известной священной книге» – будьте как дети, и вашим будет царство небесное.
А почему – как дети? А потому, что дети ещё концепций не знают. Они не знают, как всё должно быть; они воспринимают мир, как есть.
Конечно, при этом теряется огромное количество того, что мы привыкли считать красотой – но возникает выходящая за пределы всех ограничений и концепций красота истины, без голубых, розовых или других радужных очков. Просто – красота.
Говорят, что это даже немножко обидно – что всё так просто.
Да; всё очень просто. И чем проще – тем прекраснее.
БГ
«Забудь все, что ты знал о жизни, и просто раскрой глаза...» – слоган фильма «Ванильное небо» (2001).
Духовное путешествие состоит не в прибытии к новому пункту назначения, где человек получает то, чего у него не было, или становится тем, кем он не был. Оно состоит в рассеянии собственного невежества относительно себя и своей жизни, и постепенный рост того понимания, которое начинает духовное пробуждение.
Олдос Хаксли
Если бы я мог дать тебе только один совет, я бы сказал: не отождествляй себя ни с чем. Будь абсолютно пустым. Будь никем и ничем. И посмотри, потеряешь ли ты что-либо, кроме иллюзий.
Муджи
Дело в том, что, пока ты маленькая, ты можешь видеть то, что невидимо для тебя большой.
Льюис Кэрролл
· Умный каждый день пополняет свои знания. Мудрый каждый день стирает лишнее.
· Кто понимает, тот немногое знает, кто много знает, тот не понимает.
· Когда я освобождаюсь от того, кто я есть, я становлюсь тем, кем я могу быть.
Лао-цзы
Единственное, что мешает мне учиться, – это полученное мной образование.
Альберт Эйнштейн
· Знание — это пристрастие, как пьянство; знание не приносит понимания. Знанию можно научить, но не мудрости; должна быть свобода от знания для прихода мудрости.
· Единственная свобода — это свобода от известного.
· Пока ум цепляется за веру, он содержится в тюрьме.
· Ум придает смысл чему угодно, но смысл, который он придает, бессмысленен.
Джидду Кришнамурти

У детей чашка полупустая, у молодежи – почти полная, но там ещё жидкость, можно выливать, перемешивать. А у обычного взрослого человека чаша полная и там бетон: сформировано мировоззрение, здравомыслие, твердые убеждения, вера в «знаю».

Концепции сцепились друг с другом, поддерживают друг друга, и есть вера в истинность итогового мировоззрения. Базовые убеждения (догмы), как правило, внедряются на основании: «Авторитарная теория истины исходит из факта доверия к авторитетному источнику, который является гарантом истинности того или иного высказывания».

А потом уже к базовым цепляются остальные догмы по следующему принципу: «…когерентизм, согласно которому знание — это настоящая паутина представлений, все нити которой поддерживают друг друга, создавая гармоничную структуру. Но единой основы у этой структуры нет, а потому лозунг когерентистов: “Знание обоснованно, если оно согласуется с уже принятым множеством знаний”» – Бен Дюпре – "Философия. 50 идей, о которых нужно знать". У многих, как я понимаю, до второго этапа и не доходит.

Но обычно человек и не задумывается, каким образом сформировалось его «знаю».

Пару видео в тему:

Слабость и сила. Сталкер

«Слабость велика, сила ничтожна. Когда человек родится, он слаб и гибок; когда он умирает, он крепок и черств. Когда дерево произрастает, оно гибко и нежно, и когда оно сухо и жестко, оно умирает. Черствость и сила – спутники смерти. Гибкость и слабость выражают свежесть бытия. Поэтому, что отвердело, то не победит» – Лао-цзы.
Николай Лесков – Скоморох Памфалон

Убить дракона, 1988. Я начал завидовать рабам. У них твердые убеждения.

В эту же тему фрагмент тренинга:

Цитаты. Люк Рейнхард «Трансформация» — четвертый тоннель.

И то «знание», которое вам сформировали, как бы не совсем верное и даже совсем неверное. И оно сильно мешает при желании начать критически мыслить, увидеть мир «как есть» и, возможно, изменить свое мировоззрение. А если надо перейти к состоянию «не знаю» (философский принцип рассуждений эпохе или декартово (картезианское) сомнение), то эту чашу надо вообще опорожнить.

Предположим, у [человека] была корзина, полная яблок, и, обеспокоенный тем, что некоторые из яблок были гнилыми, он захотел вынуть гнилые, чтобы предотвратить распространение гнили. Как бы он поступил? Разве он не начал бы с того, что вытряхнул бы всю партию из корзины? И не будет ли следующим шагом окинуть взглядом каждое яблоко по очереди, подобрать и положить обратно в корзину только те, которые, по его мнению, были целыми, оставив остальные?
Точно так же те, кто никогда не философствовал должным образом, имеют в своём сознании различные мнения, которые они начали накапливать с детства и которые, следовательно, у них есть основания полагать, что во многих случаях могут быть ложными. Затем они пытаются отделить ложные убеждения от других, чтобы не допустить, чтобы они загрязнили остальные и сделали всё неопределённым. Теперь лучший способ, которым они могут достичь этого, — это разом отвергнуть все свои убеждения, как если бы все они были неопределёнными и ложными. Затем они могут по очереди пересмотреть каждое убеждение и повторно принять только те, которые они признают истинными и несомненными.
Рене Декарт

Не в смысле «забыть» все концепции, а перестать в них верить. И «знание» превратится в набор историй, к которым нет эмоциональной привязки: «может так, может не так, какая разница? Всё равно невозможно узнать истину, да и нет такой необходимости».

Но невозможно у сформировавшегося человека вытащить из чашки всю эту бетонную глыбу, надо доставать по частям. Вначале надо как-то сильно «ударить» по его «картине мира», чтобы образовались трещины, и хотя бы немного ослабла связующая вера, а затем вытащить оттуда кусочек. И пока не «заросло», залить туда новое знание-сомнение-растворитель, которое начнет «растворять» старый бетон. Потом слить то, что растворилось, и в уже большее свободное пространство залить новые знания, которые будут снова растворять. И так далее до полного опустошения чашки. Чем больше свободного места в чашке, тем больше растворителя можно залить. Чем сильнее удар, тем глубже и больше трещины, тем быстрее эта глыба растворится. Растворяется не знание концепций, растворяется вера в их истинность, их взаимная поддержка. Это как в цитате Рамана Махариши о колючках: вы берете новую колючку, с её помощью вытаскиваете застрявшую у вас в ноге колючку, а потом отбрасываете обе.

В моих текстах содержится некоторый объем такого «растворителя», а вот «удар», который разрушит целостность вашего бетона, вам должна организовать «ваша жизнь». А иначе растворитель будет стекать по поверхности бетона, практически не растворяя его.

После «растворения» должно наступить состояние «не знаю» или «свобода от знаю»:

Я знаю, что я ничего не знаю. Но люди воображают, будто они что-то знают, а оказывается, что они не знают ничего. Вот и получается, что, зная о своем незнании, я знаю больше, чем все остальные.
Сократ
«Я знаю, что ничего не знаю» – давно уже воспринимается почти как фольклор. <…> На самом деле Сократ имел здесь в виду нечто совершенно иное. А именно: что есть некоторое особое исключительное знание, обладая которым, и только им одним, ты на самом деле знаешь, что ничего не знаешь. Другой же будет лишь повторять эту фразу, не зная ничего, в том числе и того, что он ничего не знает. И, как мы видим, главное здесь – не отрицание нашего знания, а утверждение о существовании другого, в принципе достижимого, знания, обладая которым человек перестает быть обыкновенным средним человеком.
А. М. Пятигорский – советский и британский философ
· Я действительно ничего не знаю, – смеется Дурак. – Но сколько мне для этого пришлось узнать!
· Эволюция развивалась от умного — к дураку. Умный может открыть в себе Дурака. Дурак никогда не согласится стать снова умным, дурак с маленькой буквы — тупиковая ветвь эволюции».
Эта пара цитат из прикольного и весьма «умного» «
кодекса Дурака».

Также в этой чаше ещё есть то, что часто называют психологическими блоками. У каждого есть скрытые психологические травмы, страхи, обиды, чувство вины и всё такое. Когда «жизнь нажимает» на них, то возникают эмоции. А любые эмоции искажают восприятие. Я не против эмоций, но если вы хотите рассмотреть «то, что есть», то у вас в этот момент не должно быть эмоций. Убирание этих «эмоциональных блоков» – это отдельный вопрос.

Наш мир дуален. И у каждого человека почти по каждой дуальности сформировались «предпочтения». Они тоже искажают восприятие. Простейший пример: люблю сладкое, не люблю кислое. Кстати, вторая часть пары может быть скрыта, а чтобы стереть влияние дуальности, надо увидеть оба полюса. И поиск второго полюса может быть отдельным «развлечением». И таких ваших предпочтений очень много. Они формируют ваше «Я» и «индивидуально» искажают ваше восприятие. И вот в момент наблюдения «того, что есть» они не должны искажать.

«Освобождение чашки» – это и есть та свобода, о которой говорят мудрецы. А так «жизнь» может «подкидывать» вам ситуации и «нажимать» на ваши хорошо/плохо, люблю/не люблю, хочу/не хочу… Может просто гнать мысли о будущем, вызывающие эмоциональные реакции, даже без событий. Как бы за ниточки вас дергать. И вы будете дергаться под влиянием этого, как не знаю кто… При этом веря, что вы свободны.

А ещё есть то, что, например, в буддизме называет омрачениями сознания: «эмоциональную окрашенность восприятия мира эгоцентрированным сознанием, мешающую ощущать мир таким, какой он есть в действительности».

Ну и ещё немного со своим вниманием надо поработать: концентрация, возможность долгого удержания на одной теме... Это тоже отдельный вопрос.

Так что для получения способности видеть мир таким, «какой он есть» (видеть до историй ума с его концепциями, когда «голые короли» ещё незамаскированные), надо немного поработать над собой. Надо «опустошить свою чашку», стать «пустым».

Великий Путь не труден,
следует лишь избегать предпочтений.
Когда нет ни приязни, ни неприязни,
все становится ясным и очевидным.
Но стоит провести тончайшее различие —
и небеса отрываются от земли.
Если хочешь постичь истину,
не придерживайся мнений.
Превозносить одно и принижать другое
есть помрачение сознания…
Продолжение цитаты по ссылке
Сосан «Син-син-мин» (Сэнцань «Записи о вере в ум-сердце»). Четыре варианта перевода.