Найти в Дзене
Любопытный дилетант

Десять странных вымерших животных. Или не очень вымерших

За редкими исключениями современные животные кажутся нам самыми обычными — покрытые шерстью млекопитающие, покрытые перьями птицы, шестиногие насекомые, восьминогие пауки… Впрочем, эта обычность — просто дело привычки. Надо полагать, динозавры и гигантские многоножки тоже казались друг другу обыкновенными. А вот если смотреть в прошлое, то там можно обнаружить множество таких же удивительных созданий, какими показались бы тираннозавру двуногие голые млекопитающие. Причём чем дальше в прошлое, тем, как говаривала Алиса, страньше и страньше. Хотя, надо отметить, странных зверей достаточно и среди наших современников, но их странность в глаза не так бросается. Рекорд странности, несомненно, принадлежит первым, самым ранним, многоклеточным организмам, жившим ещё до «кембрийского взрыва», более шестисот миллионов лет назад. Это, впрочем, не удивительно — докембрий был временем эволюционных экспериментов, тогда странной была вообще вся жизнь. Да и климат тогдашний вряд ли пришёлся бы по вкус
Оглавление

За редкими исключениями современные животные кажутся нам самыми обычными — покрытые шерстью млекопитающие, покрытые перьями птицы, шестиногие насекомые, восьминогие пауки… Впрочем, эта обычность — просто дело привычки. Надо полагать, динозавры и гигантские многоножки тоже казались друг другу обыкновенными.

А вот если смотреть в прошлое, то там можно обнаружить множество таких же удивительных созданий, какими показались бы тираннозавру двуногие голые млекопитающие. Причём чем дальше в прошлое, тем, как говаривала Алиса, страньше и страньше. Хотя, надо отметить, странных зверей достаточно и среди наших современников, но их странность в глаза не так бросается.

Эдиакарская фауна. Время странной жизни

Рекорд странности, несомненно, принадлежит первым, самым ранним, многоклеточным организмам, жившим ещё до «кембрийского взрыва», более шестисот миллионов лет назад. Это, впрочем, не удивительно — докембрий был временем эволюционных экспериментов, тогда странной была вообще вся жизнь. Да и климат тогдашний вряд ли пришёлся бы по вкусу даже императорским пингвинам и белым медведям.

Докембрийская живность вообще вся была очень странная.
Докембрийская живность вообще вся была очень странная.

Поэтому не удивительно, что эдиакарская живность настолько странная, что поначалу палеонтологи даже сомневались, к какому царству её представителей следовало бы относить — к животным, растениям, грибам или вообще к какому-то неведомому, вымершему четвёртому царству эукариот. Но, как ни странно, именно от этих странных созданий мы и произошли — кембрийский взрыв всех их точно не убил.

Аномалокарис. Странная креветка, которая не креветка

Эдиакарская фауна, в конце концов, хоть и не вся, но вымерла, и в результате «кембрийского взрыва» жизнь постепенно стала приобретать формы, похожие на современные. Странных на современный взгляд животных, впрочем, от этого сильно меньше не стало, разве что палеонтологам стало ясно, что это всё же животные, а не неизвестно какое царство.

Поначалу аномалокариса вообще приняли за креветку. Что и нашло отражение в его названии.
Поначалу аномалокариса вообще приняли за креветку. Что и нашло отражение в его названии.

Одним из таких странных существ был аномалокарис. Собственно, когда его нашли, учёные сразу сообразили, что имеют дело с членистоногим, но поначалу его приняли за креветку, что и отражено в названии класса, к которому он относится — аномалокариды, «ненормальные креветки». Впрочем, при ближайшем рассмотрении выяснилось, что «креветки» — всего лишь ротовые придатки более крупного существа.

Опабиния. Пятиглазый монстрик

Кембрий вообще был временем эволюционных экспериментов. Особенно увлекались ими членистоногие, почти весь кембрий посвятившие выяснению вопроса о том, как должны выглядеть челюсти. Эксперименты были разной успешности — аномалокарисы протянули довольно долго, трилобитов и вовсе убило только закрывшее палеозой пермь-триасовое вымирание.

Пять глаз и хобот — несомненно, очень странное существо.
Пять глаз и хобот — несомненно, очень странное существо.

Но не все эксперименты были одинаково успешны. Некоторые «неудачники», впрочем, даже оставили свой след в палеонтологической летописи. Одним из них была опабиния — совершенно невообразимый маленький, как и большинство кембрийских животных, монстрик с пятью глазами и хоботком на голове, работавшим примерно так же, как слоновий — собиравшим еду и отправлявшим её в рот почти на «животе».

Туллимонстр. Существо, похожее на устройство

Впрочем, экспериментировали не только членистоногие. Среди вторичноротых, родственников будущих позвоночных, экспериментаторов тоже было достаточно. Причём эксперименты эти были почти в докембрийском духе, когда затруднительно определить если не царство, то уж тип точно. Родословная позвоночных, например, до сих пор не совсем ясна.

Туллимонстр. Не животное, а подводная лодка какая-то.
Туллимонстр. Не животное, а подводная лодка какая-то.

Одним из таких «экспериментальных образцов» был туллимонстр. Внешне он напоминал не животное, а какое-то техническое устройство — подводную лодку с иллюминаторами по бокам и двумя торчащими из корпуса перископами. Сохранились от него только отпечатки, так что относился ли он к позвоночным, до сих пор не ясно, а веские аргументы есть в пользу обоих вариантов.

Диметродон. Звероящер с батареей на спине

Впрочем, и после того, как всё более или менее устаканилось, позвоночные вышли на сушу и стали независимыми от воды, эволюционные эксперименты и порождаемые ими странные животные н6икуда не делись. В пермском периоде на суше доминировали звероящеры, некоторые из которых были прямыми предками млекопитающих, но и странных существ среди них было достаточно.

На фоне других звероящеров диметродон смотрелся очень экзотично.
На фоне других звероящеров диметродон смотрелся очень экзотично.

Одним из таких странных звероящеров был хищник диметродон. В общем и в целом это был самый обыкновенный звероящер, не слишком сильно отличавшийся от какой-нибудь иностранцевии, только вот на спине у него возвышался здоровенный гребень, скорее смахивающий на парус. Зачем ящеру нужно было такое украшение, не вполне понятно.

Если бы это был результат полового отбора, логично было бы ожидать находок особей без гребня, как у самок павлинов нет огромного хвоста. Но таких особей палеонтологи не нашли, так что наиболее вероятная версия — гребень служил своего рода «солнечной батареей», с помощью которой холоднокровные диметродоны запасались теплом, как современные рептилии запасаются им, греясь на солнцепёке.

Танистрофей. Не-динозавр с самой длинной шеей

Считается, что весь мезозой прошёл под знаком доминирования на суше динозавров. Но это не совсем так — для того, чтобы «завоевать мировое господство», динозаврам понадобился весь триасовый период. В котором сушей владели вовсе не они, а совсем другие архозавры — как древнейшие из них, здравствующие и по сию пору крокодилы, так и ныне полностью вымершие танистрофеи.

Такой шее позавидовал бы и сам бронтозавр.
Такой шее позавидовал бы и сам бронтозавр.

Внешность танистрофеев была очень примечательной. Если говорить о наземных обладателях длинных шей и хвостов, то первыми на ум приходят зауроподы. Но танистрофеи не только успели реализовать эту идею раньше, но и зашли в реализации дальше. Если длина туловища даже поздних зауроподов была хотя бы сравнима с длиной шеи, то типичный танистрофей состоял из шеи и хвоста более чем на 80 %!

Стегозавр. Зачем на спине нужна крыша?

В ходе эволюции удачные решения довольно часто повторяются. Крайним проявлением этого можно считать «рыбью» форму тела, настолько удобную в воде, что она повторялась не только у множества дышащих жабрами холоднокровных, но и у таких разных, но одинаково далёких от рыб животных, как ихтиозавры и киты.

Стегозавру, в отличие от диметродона, нужно было не только греться на солнышке, но и как-то отбиваться от хищников.
Стегозавру, в отличие от диметродона, нужно было не только греться на солнышке, но и как-то отбиваться от хищников.

Но такими крайностями примеры конвергентной эволюции не исчерпываются. Звероящеры вымерли, но найденный одним из них, диметродоном, способ обогрева с помощью «солнечной батареи» на спине видимо, оказался удачным. Во всяком случае, именно его повторили вовсе не родственные звероящерам динозавры стегозавры.

Правда, «гребень» стегозавра не был сплошным, как у диметродона, а состоял из отдельных пластин, да и служил, вероятно, не только или даже не столько для обогрева, сколько для защиты от хищников. Ведь стегозавр, в отличие от своего «предшественника», был травоядным, да и хищники в мезозое водились — ого-го! Огромные и быстрые, как тираннозавры. Но сходство всё равно поразительное, согласитесь.

Дейноних. Пернатое с огромными зубами

Это сейчас пернатыми динозаврами никого не удивишь. А ещё в середине прошлого века гипотеза о том, что как минимум некоторые из них были теплокровными и покрытыми перьями, произвела сенсацию и показалась многим учёным спорной, хотя и довольно быстро завоевала изрядную популярность как минимум среди палеохудожников.

Для середины XX века пернатый динозавр был очень странной идеей.
Для середины XX века пернатый динозавр был очень странной идеей.

Так что дейноних, самый первый динозавр, о котором было высказано предположение о пернатости, по праву занимает место в списке самых удивительных животных в истории. Удивил он в своё время палеонтологов изрядно. И знаете, что самое смешное? В отличие от перьев многих других динозавров, перья дейнониха до сих пор не найдены. Хотя сомнений в его пернатости больше нет.

Шерстистый мамонт. Для чего утеплять гору мяса?

Казалось бы, чем ближе к нашим временам, тем более обычными для нас должны становиться животные. Особенно те, которых наши предки не только видели, но и ели. Что необычного и удивительного может быть в мамонте? Ну, слон. Ну, большой. Ну, весь кривой. А у мамонтов, в отличие от слонов, и в самом деле всё было кривое — и спина горбатая, и бивни, закрученные в спираль при том, что самый крупный слон так и называется — прямобивневый.

Теплокровным гигантам шерсть тоолько мешает. Но не шерстистому мамонту.
Теплокровным гигантам шерсть тоолько мешает. Но не шерстистому мамонту.

И всё же самый известный из мамонтов очень необычен. Он шерстистый, и он и в самом деле был покрыт густой шерстью. А необычно это потому, что шерсть — это утеплитель. А у крупных теплокровных обычно нет проблем с тем, чтобы не замёрзнуть. У них проблема как раз обратная — из-за малой площади поверхности тела на единицу массы им грозит перегрев.

Не зря же все самые крупные млекопитающие от шерсти избавились. Не покрыты шерстью ни бегемоты, ни носороги, ни современные слоны. Да из нескольких десятков видов когда-либо живших хоботных шерстью был покрыт только шерстистый мамонт. Причём произошёл он от вполне голых предков. Видимо, дело в суровости климата, в котором обитали мамонты.

Броненосец. Зверь, похожий на динозавра

Как мы видели на примерах рыб, китов и ихтиозавров; танистрофеев и зауроподов; диметродона и стегозавра — параллелизм в эволюции очень распространён. И даже современные, вполне живые виды могут вырабатывать такие же приспособления, какие «изобрели» независимо от них их вымершие ещё до их появления предшественники.

Из-за своих размеров древние броненосцы особенно напоминали анкилозавров.
Из-за своих размеров древние броненосцы особенно напоминали анкилозавров.

Конечно, покрыться бронёй, чтобы тебя не съели — идея донельзя тривиальная, её изобретали множество животных, от трилобитов до черепах. Включая, в том числе, и динозавров — анкилозавров. Однако для млекопитающих, обычно покрытых шерстью и не слишком охотно от неё избавляющихся, такое решение, найденное как плейстоценовыми, так и вполне современными броненосцами, весьма необычно, что и делает их достойным завершением нашего списка странных животных.