Серийный отравитель Алексей Выговский, на счету которого десятки жизней, вновь оказался фигурантом расследования. Сыщики транспортной полиции установили его причастность к гибели пассажира в мае 2008 года. Уже осужденному преступнику могут добавить срок. Подробности — в материале «Известий».
Старые дела
Еще одну предполагаемую жертву отравителя Алексея Выговского установили сотрудники подразделения по выявлению преступлений прошлых лет управления транспортной полиции по ЦФО. Сыщики установили причастность преступника к разбойному нападению на гражданина Гнездилова в мае 2008 года. Мужчина был обнаружен мертвым на одной из железнодорожных станций.
Вместе с коллегами из ГУУР и ФСИН сыщики транспортной полиции провели оперативные мероприятия, которые подтвердили причастность заключенного Выговского к этому преступлению.
Как будут судить
В обозримом будущем преступника ждет новый суд. Это будет уже третий приговор для Выговского за отравления. В 2011 году Раменский городской суд Подмосковья приговорил его к 22 годам и трем месяцам лишения свободы за 28 отравлений с хищениями (15 из них — со смертельным исходом). В 2023 году была установлена его вина еще в 44 эпизодах и гибели 22 человек. Срок наказания отравителю увеличили всего на три месяца. Также ему назначили штраф в 550 тыс. рублей. Правосудие инкриминировало Выговскому разбойные нападения, повлекшие тяжкий вред здоровью, и причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть. Убийства Выговскому не вменялись, так как умысел на причинение смерти пассажирам доказан не был.
— Наказание осужденному за дополнительные эпизоды назначается по правилам, установленным, в частности, ст. 69 и 70 УК РФ, — пояснил «Известиям» адвокат Павел Корнияко. — Если хотя бы одно из преступлений, совершенных по совокупности, является тяжким или особо тяжким, то окончательное наказание назначается путем частичного или полного сложения наказаний.
При этом в законе оговаривается, что окончательное наказание в виде лишения свободы не может превышать более чем на половину максимальный срок наказания в виде лишения свободы, предусмотренный за наиболее тяжкое из совершенных преступлений. К наказанию, назначенному по последнему приговору суда, частично или полностью присоединяется неотбытая часть наказания по предыдущему приговору суда.
— Кроме того, закон предусматривает необходимость приведения приговора в соответствие с новым уголовным законом, — говорит адвокат. — Речь о ситуациях, когда изменения в законодательстве улучшают положение осужденного.
Уголовный кодекс РФ не позволяет назначить наказание по совокупности приговоров свыше 30 лет. Более длительные сроки возможны лишь за преступления, связанные с терроризмом, геноцидом, посягательством на жизнь государственных и общественных деятелей, и другие особо тяжкие деяния.
Путь отравителя
Выговский был трудным ребенком, хотя рос в благополучной семье во Владивостоке. Он с семилетнего возраста регулярно убегал из дома, подростком удрал в Москву, где «бомжевал» (он состоял на учете в милиции за бродяжничество) и перебивался карманными кражами. Его периодически доставляли в милицию. В 2006 году он был пойман на станции метро «Проспект Мира» в Москве за хищение из сумочки у москвички мобильного телефона. Вместе с ним по делу проходил уголовник по фамилии Хюренен.
Представители криминального мира Москвы и Подмосковья были привычным кругом общения для Выговского. По одной из версий, именно от них он узнал о нейролептиках, которые в соединении с алкоголем приводили человека в беспомощное состояние. К середине нулевых он нашел для себя криминальное «амплуа» — втирался в доверие к подвыпившим гражданам, угощал их спиртным с сильнодействующим веществом ради их имущества. Преступник предпочитал закидывать таблетку в пойло своих жертв, но в крайнем случае угощал из своей фляги, «заряженной» нейролептиком. Потерявших сознание пассажиров он обыскивал с применением техники карманников — прикрывал свои манипуляции от посторонних глаз газетой.
«Работал» Выговский чаще всего на железнодорожных направлениях в сторону Рязани, Егорьевска и Орехово-Зуево (поезда отправляются с Казанского вокзала) и на Курском направлении. Также он травил и обирал пассажиров в столичном метро. В качестве предлога выпить он называл рождение ребенка и день рождения. До конца неизвестно, сколько нападений совершил Выговский, на сегодняшний день доказано свыше 70 эпизодов. Некоторые из этих преступлений были совершены Выговским в соучастии с Ильей Трубановым и Шухратом Джураевым — они вместе с отравителем отбывали наказание. Их роль заключалась в выборе жертвы, и действовали они в качестве ширмы — отвлекали внимание жертвы и других пассажиров, следили за обстановкой.
Как поймали
В поимке Выговского помогли многочисленные свидетельские показания — был составлен детальный фоторобот. Кроме того, следователи заполучили фото преступника. Его сняла камера банкомата, когда он снимал наличные с карточки одного из потерпевших — Выговский вывел теряющего сознание от нейролептика мужчину из электрички и оставил замерзать, предварительно обобрав до нитки. На банковской карточке несчастного был ПИН-код, которым воспользовался Выговский. Преступника задержали по описанию на Курском вокзале в марте 2009 года. Он активно противодействовал расследованию, не признал вины во время первого судебного процесса и обвинял силовиков в давлении. Также в его защиту высказывалась его девушка — он дарил ей похищенные у своих жертв вещи. Преступник успел приобрести на отнятые у пассажиров средства иномарку. Чтобы увеличить доход, он активно выходил «на работу» в дни аванса и получек, подсаживался к хорошо одетым гражданам. А под конец своей «карьеры» умудрялся совершать нападения одновременно на двух пассажиров.
Еще несколько преступлений Выговскому могут инкриминировать в ближайшие годы — расследование продолжается.