Доброго времени суток всем читателям!
Сегодня речь пойдёт о Бахрейне. Есть такая страна в Персидском заливе. Честно говоря, я ничего о ней не знала, пока там не побывал мой сын Федя. Теперь я много чего узнала и от Феди, и из различных источников. Справедливости ради, надо сказать, что там мало кто бывал и отзывов в интернете не так много. Поэтому, я думаю, будет интересно послушать вместе со мной рассказ сына и посмотреть фотографии.
Мои читатели знают, что Федя наговаривает мне на телефон свои впечатления каждый день, пока ещё всё свежо в памяти. А я уже пишу рассказ с его слов и вот, что получилось в этот раз.
Предыстория. В мае этого года Федя был приглашён на научную конференцию, которая проходила в Индии, в столице страны Дели. Из Москвы есть, конечно, и прямой перелёт в Дели, но наша семья всегда старается выбирать не простые пути. Поэтому Федя приобрёл авиабилет Москва – Дели с пересадкой в столице Бахрейна Манаме. Я до этого момента не знала, как называется столица Бахрейна – теперь знаю. И, что самое приятное, пересадка длится почти сутки.
Теперь несколько слов о стране Бахрейн, такая небольшая справка. Бахрейн, официальное название которого — Королевство Бахрейн, расположен в Персидском заливе на одноимённом архипелаге из нескольких десятков островов, между Катаром и Саудовской Аравией. С Саудовской Аравией страна связана 25-и километровым мостом имени короля Фахда. Государство такое маленькое, что проехать его вдоль и поперёк можно за несколько часов. Самый крупный остров — Бахрейн, имеет протяжённость 55 км в длину и 18 км в ширину. Бахрейн мусульманское государство.
Бахрейн был известен с давних времён ловлей жемчуга, который до XIX века считался лучшим в мире. Сейчас основа экономики страны - добыча нефти. Бахрейн находился под властью арабов, португальцев, британцев. Обрёл независимость в 1971 году. Сейчас на территории Бахрейна размещается главная военная база Морского флота США в Персидском заливе.
Знаменита страна ещё и тем, что здесь с 2004 года ежегодно проходят автогонки Формулы-1.
Что касается визы, то её можно оформить по прилёте в аэропорту. Можно, конечно, сделать это и заранее, для этого просто нужно заполнить визовую анкету на сайте Министерства Внутренних дел Бахрейна. Но онлайн виза стоит 10 динар, а виза по прилёту 5 динар.
Итак, рассказ сына.
Вылетел я из Санкт-Петербурга в Москву. В Питерском аэропорту народу было много: много туристов, много семей с детьми - ведь начались майские выходные! По прибытию в Домодедово пришлось пробежать весь аэропорт, т.к. стойки регистрации на Бахрейн оказались в самом конце. Если идти не спеша, обычным шагом, то весь аэропорт можно пройти за 30 минут, я пробежал за 10-15 минут. На регистрации было всего 3-4 человека, наверно уже все прошли, т.к. до вылета оставалось 1,5 часа.
При регистрации спросили индийскую визу, поскольку у меня стыковочный рейс через Бахрейн. Электронная виза в Индию была оформлена и распечатана (обязательно) заранее. Показал распечатку индийской визы, мне выдали посадочный талон только до Манамы (в Манаме пришлось повторно проходить регистрацию на рейс в Дели), а дальше - паспортный контроль. Тоже почти никого, те же 3 человека. Из сотни кабинок работали всего четыре. Никто ничего не спросил, только сфотографировали. В итоге досмотр и паспортный контроль занял не больше 10 минут. И вот терминал международных вылетов и опять почти никого, полупустой. Посмотрел табло вылетов – Дубай, Египет, Турция и ближнее азиатское зарубежье.
Так как до посадки ещё было время, то поел в кафе Муму. Цены, конечно, дорогущие, например бутылочка воды 250 рублей.
Лечу авиакомпанией Бахрейна Gulf Air. Народу мало, поэтому вылетели чуть раньше. Должны были в 16.10, но в 15.50 уже все сидели в самолёте, полетели. Впереди на спинках телевизоры, набор фильмов небольшой, на английском с субтитрами на арабском, индийском, филиппинском. На русском языке нет. Перелёт длился 6 часов, кормили один раз. Еда обычная: рыба и курица, салат, чай, кофе, пирожное, соки, вода, но есть и алкоголь (вино, виски и т.п.). В конце полёта ещё дали снеки, печенье.
По прилёту в Бахрейн 90% пассажиров пошли на транзит – летят дальше на Мальдивы, на Сейшелы, на Шри-Ланку. В город нас вышло всего 10 человек. Виза покупается при выходе, на паспортном контроле. Паспортный контроль в виде окошек (как у нас раньше было в сберкассе), прикладываешь банковскую карту, оплачиваешь визу, выдают квитанцию и всё, иди на выход. Досмотра не было, спросили только – «когда назад? где остановился?», по времени 30 секунд. Сказал, что вылетаю завтра и остановился в ibis отеле. Перед выходом в город стоят обменники, можно сразу поменять деньги.
Температура воздуха +34 °С, тепло, хорошо – просто здорово! В Москве было +5. Наконец, можно погреться. Заказал трансфер до отеля ещё дома, как и отель. Весь город стоит в пробках, 3 км до отеля ехали на такси 30 минут. Сам таксист из Бангладеш, приезжает работать в Бахрейн уже 12 лет. Работает по 6-7 месяцев, возвращается в Бангладеш, где у него семья. Кстати, население Бахрейна 1,5 миллиона человек, из которых половина трудовые мигранты. Проехали по ночному городу, всё в подсветке – красиво!
Отель ibis, поселили на 23 этаже. Всего 26 этажей в здании, завтрак будет на 24 этаже, а 25 и 26 этаж конференц залы.
С утра пошёл на завтрак. Шведский стол, еда разнообразная и европейская, и индийская, и азиатская – на любой вкус! Так как завтрак проходит на 24 этаже, поснимал город во все стороны. Первое впечатление: небоскрёбы не очень высокие, город большой, жара.
Ещё в России купил экскурсию по Бахрейну с русскоговорящим гидом. В 10 утра приехала девушка Юлия, рассказала, что вышла замуж за египтянина, приехала в Бахрейн, с египтянином развелась. Сама родом из Алма-Аты, работает в Бахрейне гидом, каждый год делает рабочую визу – летом уезжает домой, а зимой работает здесь. Зимой у них туристический сезон, а летом жарища, +50 градусов, работать и жить просто невозможно! Зимой 25 градусов, самое комфортное время. За 12 лет, что Юлия здесь работает, самая низкая температура была +13°. Юлия проводит экскурсию по стране на машине Тойота Фиджей (Toyota Fujairah).
Всё бы неплохо, но Юля даёт информацию, взятую из Википедии: чуть в сторону вопрос – почему так произошло, откуда это известно - уже не знает… За 12 лет так и не постаралась узнать о стране побольше, разузнать что-нибудь интересное и необычное, познакомиться поглубже с местными жителями. Единственный плюс, что гид на машине. Экскурсия стоила 10 000 рублей.
Одеваются в стране все по-разному. Хоть страна и мусульманская, но более свободная – кто полностью носит закрытую одежду, кто в современной одежде, европейской. Заметил, что женщины лихо переодеваются в зависимости от мероприятия.
Очень много приезжает в страну из Саудовской Аравии. В Бахрейне продают алкоголь в барах, ресторанах. Саудиты приезжают толпами на выходные. На улицах много американцев, т.к. в стране находится военная американская база ВМФ. Интересно, что у американцев здесь есть своя полиция, которая и следит за порядком среди американских военных.
Первым делом посетили самую большую мечеть в Бахрейне. Сказать по правде, видели мечети и поинтересней, и побольше. Тем не менее, посетить надо.
Дальше поехали к дереву жизни. Древо жизни, растет в пустыне Сахир в Бахрейне. В стране это чуть ли не самая главная достопримечательность. С дороги вся страна —пустыня, кое-где горят факелы и стоят нефтяные вышки. Один песок, всё жёлтое, самая высокая возвышенность 132 м.
«Древо жизни» – такое название получило растение, которое действительно удивляет уже одним только фактом своего существования – там, где его быть не должно. Как выживает целое огромное дерево в пустыне? Вокруг больше нет никакой растительности и нет никакого водоёма. Тем не менее, дерево живет и продолжает расти и плодоносить – на протяжении вот уже четырехсот лет. Ежегодно эту звезду пустыни приезжают посмотреть около 65 тысяч путешественников. Конечно, мой гид привезла меня сюда.
Здесь, среди пустыни проложена трасса для автогонок Формула-1. Проехали мимо, на экскурсию туда надо записываться заранее. Следующий объект для обязательного посещения —мост короля́ Фа́хда. Этот мост — комплекс мостов и плотин, связывающих город Эль-Хубар (Саудовская Аравия) с островным государством Бахрейн. Назван в честь короля Саудовской Аравии Фахда ибн Абделя Азиз Аль Сауда. Длина моста 25 километров, возведён в 1986 году. На середине моста проходит граница между Саудовской Аравией и Бахрейном.
Специально для туристов на мосту с обеих сторон границы были построены высокие башни со смотровой площадкой, с которой открывается чудесный вид на один из самых крупных мостов в мире. В настоящее время мост короля Фахда имеет важнейшее стратегическое и туристическое значение. К сожалению, башня со стороны Бахрейна сейчас находится на реставрации. Как сказала Юлия, башни закрыты уже около 10 лет. Проезд по мосту стоит 7 долларов. Народу едет много, на границе яблоку негде упасть!
Дороги – основные автострады, их всего две, одна тянется на юг по всему острову, а другая идёт в Саудовскую Аравию. Если съезжаешь с автострады, то дороги становятся похуже: и в заплатах, и асфальт не очень, видно, что давно не было ремонта. В России даже второстепенные дороги сейчас лучше!
Днем жара, солнце стоит почти в зените, на улицах никого, жизнь начинается после 16 часов, когда схлынет зной. Ещё раз по поводу одежды: свободно и либерально, есть и в национальных нарядах, и в закрытых одеяниях для женщин, но и в европейской одежде, и в шортах, и в джинсах и майках.
Следующая достопримечательность – крепость Калат-аль-Бахрейн. Что на арабском означает форт или крепость Бахрейн. Внесена в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, была построена португальцами в 16-ом столетии в качестве элемента системы обороны берегов Персидского Залива. Калат-аль-Бахрейн — место археологических раскопок в Бахрейне. Вход в крепость бесплатный, везде можно ходить, но залезать на стены нельзя.
Интересный факт, сейчас Бахрейн — это один большой остров, но когда-то здесь было много разных островков. Когда нашли нефть, проливчики между островами засыпали, проложили дороги, появились новые насыпные территории.
Манама — это и новый, и старый город.
Новый город —небоскрёбы, офисы, торговые центры.
Старый город – невысокие 3 -4 -х этажные дома, неширокие улочки, бело-серые гладкие стены, минимальное количество окон, все первые этажи заняты лавочками, мастерскими, магазинчиками. Арабский город, но довольно чистый и аккуратный. В старом городе пробежался по старому рынку, ничего не покупал, т.к. надо уже ехать в аэропорт. Помните, у меня пересадочный рейс и в Бахрейне я всего сутки? Получается с 10 утра до 17 часов посмотрел всю страну, все основные достопримечательности. Ещё спустился к воде, помочил ноги в Персидском заливе. Вода очень солёная, плавают медузы, огромные рыбины прямо у ног, вода очень тёплая, точно за 30 градусов.
Хочу отметить, что интернет есть почти везде: и в отелях, и в кафешках, и в транспорте, и на остановках – вообще никаких проблем! Везде платил по карте, наличка нигде не понадобилась. Но карта должна быть зарубежного банка – наши карты сейчас нигде не принимают. У меня оформлена карта Казахстанского банка. По прилёту в банкомате снял 10 динар (Бахрейнский динар — национальная денежная единица Бахрейна), нигде их не потратил. Один динар равен 230-250 рублей. В аэропорту взял шаверму, картошку фри и напиток за 3 динара 600 филсов (1 динар равен 1000 филсов). Ещё попил кофе, купил воду – почти всю наличку и потратил.
С гидом Юлией простился в старом городе и поехал в аэропорт на городском автобусе. Проезд стоит 0,3 динара (300 филсов). Автобус ходит редко, раз в час. Идущий в аэропорт обязательно с буквой А. Ехал по городу минут 40, опять смотрел на Манаму. Остановок мало, за весь маршрут 5-6, народ ждёт транспорт, висит электронное расписание, карты маршрутов. Все остановки с кондиционерами. Проблем с общественным транспортом нет. Если в Гугл-картах посмотреть время автобуса, то можно спокойно проехать в любую точку города. На автобусах ездят одни гастарбайтеры из Индии, Пакистана, Бангладеша.
При вылете паспортный контроль прошёл чисто формально, ни о чём не спрашивали. Если при въезде в Бахрейн штамп в паспорт поставили, то при выезде забыли. Досмотр тоже поверхностный, ничего не проверили, была бутылка воды с собой – даже не посмотрели!
В аэропорте есть детская зона с большим количеством развлечений. Есть игровые приставки, в которые с удовольствием играют не только дети.
Вот такой Бахрейн. Маленькое островное государство в Персидском заливе. Интересен, как и любое новое место. Вполне достаточно одного дня, чтобы всё посмотреть, но надо брать машину и лучше с гидом. Общее впечатление: жара, пустыня, песок, море. На территории нет ни одной реки, но в прибрежной зоне бьют ключи подземных пресных вод. Поэтому «Эль Бахрейн» по-арабски означает «два моря»» - море солёное и море пресноводных ключей.
Конечно, в стране есть и пляжи, и первоклассные отели, хоть выбор и небольшой. О пляжном отдыхе можно найти отзывы в интернете - этот вид туризма сейчас только развивается.
Дальше у меня перелёт в Дели, столицу Индии.
На этом рассказ сына о Бахрейне окончен.
А пока, спасибо всем моим читателям.
До новых встреч на канале!