Найти в Дзене
АВТОРИТЭЙЛ

Рубрика: эксперименты! Знакомимся с самыми необычными автомобилями ГАЗ

В истории Нижегородского автомобильного завода было немало этапов, когда серийное производство уступало место инженерному поиску и эксперименту. В эти периоды рождались уникальные модели — зачастую опережающие своё время. И хотя они не попали на конвейер, но оставили заметный след в истории отечественного автопрома. Рассмотрим несколько нестандартных проектов, ставших отражением амбиций и технической смелости конструкторов завода. Первый полный привод Автомобиль, о котором сейчас пойдёт речь, всё же вышел в серию, но очень маленькую: всего было выпущено менее 300 экземпляров с разными кузовами. Но не упомянуть его нельзя. Знакомьтесь, ГАЗ-61 — первый полноприводный автомобиль в СССР. Испытания модели начались летом 1939 года. Основной задачей инженеров было вовсе не создание полного привода, на тот момент он уже существовал, а разработка доступного для простого человека проходимого полноприводного автомобиля. Всё же все существовавшие за рубежом на тот момент экземпляры либо были едини

В истории Нижегородского автомобильного завода было немало этапов, когда серийное производство уступало место инженерному поиску и эксперименту. В эти периоды рождались уникальные модели — зачастую опережающие своё время. И хотя они не попали на конвейер, но оставили заметный след в истории отечественного автопрома. Рассмотрим несколько нестандартных проектов, ставших отражением амбиций и технической смелости конструкторов завода.

Автор фото Н.Н. Добровольский
Автор фото Н.Н. Добровольский

Первый полный привод

Автомобиль, о котором сейчас пойдёт речь, всё же вышел в серию, но очень маленькую: всего было выпущено менее 300 экземпляров с разными кузовами. Но не упомянуть его нельзя. Знакомьтесь, ГАЗ-61 — первый полноприводный автомобиль в СССР.

Испытания модели начались летом 1939 года. Основной задачей инженеров было вовсе не создание полного привода, на тот момент он уже существовал, а разработка доступного для простого человека проходимого полноприводного автомобиля. Всё же все существовавшие за рубежом на тот момент экземпляры либо были единичными образцами, либо стоимость делала их недоступными для большинства потребителей.

В основу экспериментальной модели лёг ГАЗ М-1: подвеска, рама, колёса были унаследованы от легендарной «Эмки» с доработками. Под капотом — шестицилиндровый двигатель ГАЗ-11. Конструкция ГАЗ-61 позволяла без проблем менять различные кузовы. Так зимой открытый синий фаэтон был заменён на седан от М-1.

Автомобиль уверенно покорял сыпучий и мокрый песок, броды до 0,7 м и болота. Максимальный угол въезда до 41° по твёрдому грунту, до 28° — по песку.

-2

Автомобиль с реактивным двигателем

В одной из предыдущих статей мы подробно рассказали об автомобиле-ракете ГАЗ-СГЗ, который приводился в движение реактивным двигателем, а для снижения скорости был предусмотрен парашют.

-3

Полный привод за 2 месяца

ГАЗ-64 появился в марте 1941 года. Его разработали в рекордно короткие сроки — всего за 51 день. Это был первый серийный советский полноприводный легковой автомобиль, созданный практически с нуля. Внедорожник уверенно преодолевал броды до 0,8 м, подъёмы до 42°, грязь, пески и снег до 40 см глубиной. Всего выпущено около 600 экземпляров.

Внешне необычный внедорожник (для быстрой высадки открытый кузов был бездверным) был сильно унифицирован с серийными автомобилями завода: ГАЗ-М1, ГАЗ-61 и ГАЗ-ММ. Со временем ГАЗ-64 стал основой для знаменитого ГАЗ-67, бронемашин и разведывательной техники.

-4

Летающая «Волга»

Ещё одна инженерная экзотика — ГАЗ-16, гибрид автомобиля и судна на воздушной подушке. Для бездорожья она оказалась не приспособленной из-за формы кузова, но эта амфибия могла двигаться по воде, пескам и дорогам общего пользования. Однако из-за плохой управляемости, низкой видимости при движении по воде, повышенного расхода топлива проект в серию не пошёл. Подробнее — в одной из наших статей.

Многие решения, впервые опробованные в экспериментальных проектах, позже стали стандартом. Инженеры Нижегородского автомобильного завода умели рисковать, и именно это позволяло заводу быть не только производителем, но и первооткрывателем.