Кризис идентичности в фильмах Федерико Феллини, даже будучи снятыми в эпоху, отличную от нашей, резонирует с современностью, приобретая новые оттенки и смыслы в контексте сегодняшнего мира.
Фильм Федерико Феллини "Восемь с половиной".
Первый фильм, который я выбрала для рассмотрения - "Восемь с половиной" - 1963 г. По сюжету режиссёр Гвидо Ансельми собирается снимать свой очередной фильм. Предыдущая его картина была успешна, и продюсер надеется, что новая принесёт ещё больше прибыли. Много средств потрачено на огромные декорации космического корабля, задействовано большое количество актёров и массовки. Но Гвидо находится в творческом кризисе и ищет источники вдохновения. Причины кризиса — разочарование в жизни и любви. Продюсеры и киностудия требуют начинать съёмки, а в сознании режиссёра будущая картина никак не может сложиться в единое целое. Для глубины кинокартины, Гвидо намерен использовать образы и воспоминания из детства, в частности, пережитые в католической школе. Однако это решение осуждает Домье (критик, которого нанял сам Гвидо Ансельми), критикуя режиссёра за излишнюю сентиментальность и недостаток критического восприятия, чтобы «создать в фильме нечто полемичное с католическим сознанием Италии». Попутно на Гвидо давят продюсеры, журналисты, актёры и вся съёмочная группа, постоянно расспрашивая о замысле нового фильма, но режиссёр всячески уходит от ответов.
Гвидо навещает его любовница, замужняя женщина Карла, которую он заселяет в другую гостиницу, чтобы реже с ней пересекаться. Также к Гвидо приезжает его супруга Луиза. Узнав об измене мужа, она ссорится с ним. Тем временем продюсер, недовольный откладыванием съёмок, устраивает тест-показ, чтобы утвердить актёров на роли. Луиза, увидев, что Гвидо использовал её и Карлу в качестве прообразов героинь в его фильме, окончательно решает порвать с Гвидо, упрекая его в эгоизме и в лживом видении их супружеской жизни, которое он будет демонстрировать в фильме. После этой ссоры Гвидо начинает ненавидеть свою задуманную картину. Вернувшись на тест-показ, Гвидо знакомится с актрисой Клаудией, — которая выглядит точь в точь как девушка из его видений. Гвидо рассказывает ей про её персонажа и про её значение для главного героя произведения, который, как и Гвидо опустошён. На это Клаудия говорит, что герой такой, потому что сам Гвидо не умеет любить по-настоящему.
Продюсер заявляет, что съёмки начнутся через неделю, после везет Гвидо на крупную встречу с журналистами, которая будет проходить на месте декораций космического корабля. Журналисты и коллеги забрасывают режиссёра многочисленными вопросами и насмешками. Не выдержав этого, Гвидо метафорически застреливается, что символизирует собой гибель фильма. Огромные декорации начинают разбирать, а критик Домье признает, что Гвидо поступил правильно, отменив ошибочный и ненужный миру фильм, который мог стать концом для Гвидо. Закончив рассуждения, Домье, приходит к выводу, что главной проблемой Гвидо было в том, что он наивно думал, что показав в фильме все ошибки своей жизни, мутные воспоминания и людей, которых он так и не научился любить, он сделал бы зрителей лучше. После этого Гвидо осознает, что надо быть честным с самим собой, радоваться жизни и любить своих близких. После он воссоединяется с Луизой.
В финале появляются все персонажи, которых Гвидо встречал ранее в повествовании, включая — жену, любовницу, родителей, коллег, кардинала, актёров и съёмочную группу, все они начинают водить хоровод вокруг огромных декораций так и не снятого фильма.
Кризис идентичности Гвидо Ансельми в "Восемь с половиной" (8½) поразительно резонирует с современными проблемами и тревогами, обретая новые грани и смыслы в контексте XXI века. Если в фильме Гвидо был окружен голосами, требованиями, ожиданиями, которые не дают ему сосредоточиться и понять, чего он хочет на самом деле, то в современности это влияние более усилилось. Постоянный поток информации из интернета, социальных сетей, СМИ создает ощущение хаоса и затрудняет самоопределение. Люди теряются в этом потоке, не зная, каким ценностям следовать и что для них действительно важно. Гвидо испытывает страх неудачи, и в то же время культ успеха. Гвидо – успешный режиссер, но его преследует страх, что он больше не сможет создавать что-то значимое. Он боится разочаровать публику, критиков и самого себя. В современном мире, где успех измеряется количеством подписчиков, лайков и денег, этот страх стал еще сильнее. Люди боятся не соответствовать высоким стандартам, навязанным обществом, и испытывают постоянное давление, стремясь к недостижимому идеалу.
В фильме "Восемь с половиной" также можно провести параллель с реальностью, в контексте поиска смысла жизни и кризиса среднего возраста. Гвидо находится в кризисе среднего возраста, он осознает свою смертность и задается вопросами о смысле жизни. В наше время этот кризис, кажется, молодеет. В современном мире люди начинают задумываться о смысле жизни гораздо раньше, чем это было раньше, из-за ускорения темпа жизни и осознания конечности существования.
В заключение, кризис идентичности Гвидо Ансельми в "Восьми с половиной" – это универсальная тема, которая выходит за рамки времени и пространства. Фильм остается актуальным и сегодня, напоминая нам о том, что поиск себя – это сложный и непрерывный процесс, требующий смелости, честности и самопринятия. В современном мире, полном иллюзий и противоречий, важно помнить о том, кто ты есть на самом деле, и стремиться к гармонии с собой и окружающим миром.
"Сладкая жизнь"
Следующий фильм, о котором мы поговорим - "Сладкая жизнь" (La Dolce Vita) - 1960 г. Кризис идентичности Марчелло Рубини, главного героя фильма Федерико Феллини "Сладкая жизнь" (La Dolce Vita), сквозь призму современности предстает еще более острым и актуальным. В мире социальных сетей, культа потребления и непрерывного поиска одобрения, его метания находят новые, порой пугающие параллели.
Действие происходит в Риме в 1950-х годах. Популярный писатель и журналист Марчелло Рубини (Марчелло Мастроянни) вращается в светских кругах, он популярен, обласкан аристократией и богемой, он желанный гость на всех вечеринках, однако что-то его тревожит. В его жизни есть Эмма (Ивонн Фурно), не принадлежащая к богеме, которая боготворит его и мечтает о традиционном браке, все её мысли сосредоточены на любимом, однако именно её простота и отталкивает от неё Марчелло, который сам не знает, чего хочет: сегодня он изменяет Эмме с Маддаленой (Анук Эме), завтра — с американской кинозвездой Сильвией (Анита Экберг). Кажется, он действительно влюбляется в этих женщин, однако, утром их "магия" рассеивается и главный герой снова не понимает, куда и зачем он идёт.
Он то вдохновляется буржуазным очарованием семьи Штайнеров, то всё готов сделать для своего отца, которого почти не видит. Когда Эмма пытается покончить с собой, он, кажется, понимает, что любит её и нуждается в ней, но на следующий же день ввязывается в очередное любовное приключение. После ужасного самоубийства талантливого, боящегося жизни и своей незначительности Штайнера (он убил и своих любимых детей), который ранее убеждал Марчелло обратиться к творчеству, возникает бунт против окружающего его мира, надежда на катарсис, но опять лишь ненадолго.
Дважды в фильме появляется девочка Паола с ангельским профилем, официантка прибрежного ресторана, простая, наивная и никак не связанная с привычным Марчелло образом жизни. Короткие случайные встречи с ней как бы призывают его к чему-то, зовут прочь из порочного круга праздности и роскоши, но молодой журналист не может (или не хочет) покинуть его. Девочка и есть олицетворение души Марчелло. В последнем кадре на берегу моря после несостоявшегося катарсиса, отделённый от девочки заливом, он силится услышать в шуме волн, что она кричит и пытается донести до него знаками, но тщетно.
Как кризис идентичности Марчелло Рубини пересекается с современностью?
Марчелло пишет для бульварной прессы, стремясь к легкой славе и материальному благополучию. В наше время Марчелло мог бы быть блогером, инстаграм-звездой или тик-токером, чья жизнь вращается вокруг подписчиков, лайков и рекламных контрактов. Вместо газетных сенсаций – вирусные тренды, вместо фотографов – селфи и сторис. Марчелло ищет любовь, но находит лишь мимолетные связи и разочарования. Он мечтает о большем, но не знает, как этого достичь. На данный момент Марчелло мог бы искать подтверждение своей значимости в лайках и комментариях, в коротких романах и быстротечных знакомствах. Он заменяет настоящую близость виртуальной имитацией. Как и многие люди в наше время испытывают зависимость от одобрения общества.
Можно выделить пять пунктов кризиса идентичности Марчелло в контексте современности:
1. Зависимость от социальных сетей и культа "успешного успеха": Марчелло в современном мире – это человек, чья самооценка полностью зависит от количества лайков и одобрения в социальных сетях. Он стремится создать идеальную картинку своей жизни, чтобы привлечь внимание и получить признание, но в итоге теряет связь с реальностью и собой.
2. Потеря аутентичности и превращение в бренд: Марчелло готов на все ради популярности. Он продает свою личность, свои убеждения и свои ценности. Он становится брендом, который существует только ради привлечения аудитории.
3. Виртуальная реальность и бегство от проблем: Марчелло избегает ответственности и серьезных отношений. Он предпочитает жить в мире иллюзий, созданных средствами массовой информации и собственной фантазией.
4. Духовная пустота и отсутствие цели: Марчелло чувствует себя несчастным и неудовлетворенным, несмотря на внешние атрибуты успеха. Он не знает, чего хочет от жизни и как этого достичь. Он потерял связь со своими внутренними ценностями и не может найти смысл в своей деятельности.
5. Искаженные представления о любви и отношениях: Любовь и отношения в "Сладкой жизни" предстают как мимолетные удовольствия и поверхностные связи. Сейчас это проявляется в культура быстрых свиданий, тиндера и легких отношений без обязательств.
Таким образом, кризис идентичности Марчелло в "Сладкой жизни" – это предупреждение о том, что погоня за материальным успехом и поверхностным признанием может привести к духовной пустоте и потере себя. В современном мире, где социальные сети и средства массовой информации играют огромную роль в формировании нашей идентичности.