Найти в Дзене
Из Питера с любовью. Юля

Покуда сердца стучатся

До сих пор благодарна Богу, что лично знала комсорга полка, взявшего Берлин. Он сам рассказывал мне об этом. Так как есть просто человеческая жизнь, а есть - миссия. Знамя нашей Победы попало в полк при моем участии: его нес по направлению к нам помощник начальника политотдела по комсомольской работе капитан Желудёв. Навстречу ему должен был выйти политрук Ефимов, но он был задействован в штурме Фарбин-Индук канала. Тогда отправили меня. В ночь на 22 апреля я встретил знаменосца, привел в полк. Сразу поясню, что Военный Совет 3-й ударной армии учредил тогда девять штурмовых флагов – по количеству входивших в нее стрелковых дивизий. Их готовил ленинградец Василий Алексеевич Бунтов. Нашей дивизии был вручен флаг под номером 5! И это появление штурмового флага в нашем полку прибавляло нам, красноармейцам, патриотических порывов. - Комсомольцы! Коммунисты! Вперед! Была и еще одна немаловажная задача – решить, кто из воинов нашего батальона будет водружать этот флаг на куполе Рейхстага,

До сих пор благодарна Богу, что лично знала комсорга полка, взявшего Берлин. Он сам рассказывал мне об этом. Так как есть просто человеческая жизнь, а есть - миссия.

Из личного архива Н.М. Беляева
Из личного архива Н.М. Беляева

Знамя нашей Победы попало в полк при моем участии: его нес по направлению к нам помощник начальника политотдела по комсомольской работе капитан Желудёв. Навстречу ему должен был выйти политрук Ефимов, но он был задействован в штурме Фарбин-Индук канала. Тогда отправили меня. В ночь на 22 апреля я встретил знаменосца, привел в полк.

Сразу поясню, что Военный Совет 3-й ударной армии учредил тогда девять штурмовых флагов – по количеству входивших в нее стрелковых дивизий. Их готовил ленинградец Василий Алексеевич Бунтов.

Нашей дивизии был вручен флаг под номером 5! И это появление штурмового флага в нашем полку прибавляло нам, красноармейцам, патриотических порывов.

- Комсомольцы! Коммунисты! Вперед!

Была и еще одна немаловажная задача – решить, кто из воинов нашего батальона будет водружать этот флаг на куполе Рейхстага, когда мы его все-таки возьмем.

Стали совещаться: начальник разведки полка Василий Кудряшов, заместитель командира полка по политической части Ефимов и я, как комсорг полка.

Знаменосцев выбрали быстро. Кандидатуру Михаила Егорова предложил Кудряшов. Егоров, будучи еще мальчишкой, участвовал в белорусском партизанском движении в Смоленской области. В июне 1944-го, после освобождения Белоруссии, пришел к нам в полк уже с медалью. Разведчик был опытный. Отчаянный, бесстрашный!

В разведку ходил в паре с Милитоном Кантарией. На вопрос: «А кто второй?», ответ был единодушным:

- Милитон, конечно! Мы его хорошо знаем.

30 апреля 1945-го года в 22.50 знамя Победы уже алело над Рейхстагом.

Но мало кто знает, что наши разведчики водружали знамя дважды.

Сначала они воткнули его в колесницу, что возвышалась над парадным подъездом гитлеровской канцелярии: ливневый вражеский огонь не дал довести начатое дело до конца и прикрепить флаг к куполу Рейхстага.

Ночью, когда атака немца немного поутихла, Егоров и Кантария вновь поднялись на крышу и установили флаг на самом куполе.

Вернулись в полк – телогрейки ободраны, руки в крови, а лица сияют счастьем – враг побежден!

В послевоенное время, когда восстановили здание Рейхстага, суеверные немцы срезали у него купол. Видимо, на всякий случай.

Снимок разрушенного здания Рейхстага со знаменем Победы на его куполе был сделан 1 мая 1945-го года с борта самолета корреспондентом газеты «Правда» Виктором Тёминым.

Рано утром он пришел в авиационный полк и заявил: «Мне срочно нужен самолет в интересах мировой истории. Если мы сегодня это не сделаем – будем жалеть всю жизнь!». Оказалось, речь шла о том, чтобы запечатлеть символ нашей Победы и отправить фото в Москву, в главную газету страны. Выделили ему самолет. Пилотом сделал над Рейхстагом круг, корреспондент снял, что хотел, а затем явился в другой полк, мол, боюсь, не получится первое фото, дайте подстраховаться! Летчик отказал, дескать, не время для развлекательных полетов, товарищ корреспондент, идут бои. Хорошо, что фото у Тёмина с первого раза получилось.

Не простила бы нам «осечки» мировая история!

Из моего интервью с Николаем Михайловичем Беляевым. 2014 год.

Он был последним из выживших героев, бойцов 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой дивизии 79 СК 3 УА 1 БФ, тех, кто штурмовал Рейхстаг, и всю жизнь после Великой Победы прожил в Ленинграде/Санкт-Петербурге.

До последнего удара сердца Николай Михайлович вел активную работу с молодежью, рассказывал юным петербуржцам о славном пути советского воина-освободителя, готовил в печать книгу о том, каким долгим был для него и его соратников по оружию путь к Берлину. К маю 1945-го.

В декабре 2015-го года Николая Михайловича не стало.

Вечная память героям.

(На фото - ленинградцы, воины-освободители, бойцы 150-й дивизии. Николай Михайлович - слева. В живых не осталось никого).