Найти в Дзене
Читай с Э.Б.

Венера у трона: Любовницы российских императоров

Любовные истории всегда привлекают внимание, особенно если их героями становятся венценосные особы. Российские императоры из династии Романовых славились не только государственными делами, но и пылкими романами, которые порой перерастали в глубокие чувства, меняющие судьбы. Некоторые из их избранниц оставались в тени, другие становились фаворитками, а третьи — даже матерями царских детей. Сегодня мы расскажем о самых ярких любовных историях Романовых, подкрепленных историческими фактами и цитатами современников. Когда Александр II впервые увидел юную Екатерину Долгорукову, ей было всего одиннадцать лет. Девочка, воспитанная в аристократической семье, держалась с удивительным достоинством, не робея перед императором. "Она была прелестным ребенком, живым и умным, но никто тогда не мог предположить, что эта встреча станет роковой для обоих", — писал в своих мемуарах князь Петр Кропоткин. Их судьбы пересеклись вновь спустя семь лет, когда осиротевшую Катю взяли под опеку императора. В 1865
Оглавление

Любовные истории всегда привлекают внимание, особенно если их героями становятся венценосные особы. Российские императоры из династии Романовых славились не только государственными делами, но и пылкими романами, которые порой перерастали в глубокие чувства, меняющие судьбы. Некоторые из их избранниц оставались в тени, другие становились фаворитками, а третьи — даже матерями царских детей. Сегодня мы расскажем о самых ярких любовных историях Романовых, подкрепленных историческими фактами и цитатами современников.

Екатерина Долгорукова: последняя любовь Александра II

Когда Александр II впервые увидел юную Екатерину Долгорукову, ей было всего одиннадцать лет. Девочка, воспитанная в аристократической семье, держалась с удивительным достоинством, не робея перед императором.

-2
"Она была прелестным ребенком, живым и умным, но никто тогда не мог предположить, что эта встреча станет роковой для обоих", — писал в своих мемуарах князь Петр Кропоткин.

Их судьбы пересеклись вновь спустя семь лет, когда осиротевшую Катю взяли под опеку императора. В 1865 году между 48-летним Александром II и 18-летней Долгоруковой вспыхнул страстный роман. В отличие от прежних мимолетных увлечений, эта связь стала для императора чем-то большим — он открыто поселил Екатерину в Зимнем дворце, где она жила с их тремя детьми прямо над покоями умирающей императрицы Марии Александровны.

-3

После смерти супруги Александр, не дожидаясь окончания траура, обвенчался с Долгоруковой, даровав ей титул светлейшей княгини Юрьевской.

"Она, должно быть, очень любила моего деда, — вспоминала великая княгиня Ольга Александровна, сестра Николая II. — Всякий раз, как я приходила к ней, мне казалось, будто я открываю страницу истории. Жила она исключительно прошлым. В тот день, когда моего деда убили, время для неё остановилось. Она сохранила все его мундиры, всю его одежду, даже домашний халат. Она поместила их в стеклянную витрину в её домашней часовне".

После гибели Александра II от рук народовольцев Екатерина с детьми уехала во Францию, где до конца дней носила траур по мужу, считая себя вдовствующей императрицей.

Матильда Кшесинская: роковая муза трех Романовых

Матильда Кшесинская вошла в историю как женщина, покорившая не одного, а сразу трех представителей династии Романовых.

-4
"Она была не просто балериной — она была стихией, ураганом, сметающим все на своем пути", — писал о ней театральный критик Александр Плещеев.

В 1890 году 18-летний цесаревич Николай (будущий Николай II) влюбился в юную приму Императорского балета. Их роман длился около четырех лет, но был прерван помолвкой наследника с Алисой Гессенской (Александрой Фёдоровной).

-5
"Я понимала, что наш роман не может закончиться браком, но эти годы были самыми счастливыми в моей жизни", — признавалась позже сама Кшесинская в мемуарах.

После расставания с Николаем Матильда не осталась в одиночестве — её сердцем завладели великие князья Сергей Михайлович и Андрей Владимирович. От первого она родила сына Владимира, которого позже усыновил второй.

-6

В 1921 году Кшесинская вышла замуж за Андрея Владимировича, получив титул светлейшей княгини Романовской-Красинской.

Даже в эмиграции Матильда проявила невероятную силу духа: когда её сын попал в концлагерь во время Второй мировой войны, она, используя связи, добилась его освобождения.

Мария Нарышкина: изящная муза Александра I

Мария Антоновна Нарышкина, урожденная княжна Святополк-Четвертинская, считалась одной из самых блистательных красавиц Петербурга.

Елизавета, император и Мария
Елизавета, император и Мария
"Её красота была неземной, а ум — острым, как клинок. Она не искала власти, но владела сердцами", — отмечал французский дипломат Арман де Коленкур.

Император Александр I, известный своей сдержанностью, не смог устоять перед её обаянием. Их связь длилась около 15 лет, и, по мнению историков, четверо из шести детей Нарышкиной были рождены от императора.

-8

В отличие от многих фавориток, Мария не вмешивалась в политику, хотя и передавала Александру просьбы придворных.

Когда их чувства угасли, Нарышкина уехала в Европу. Единственной их встречей после расставания стали похороны их дочери Софии в 1828 году.

Анна Лопухина: нежная страсть Павла I

Анна Лопухина стала единственной женщиной, которую император Павел I любил безгранично и без тени сомнения.

Павел Первый и две его главные фаворитки Нелидова и Лопухина
Павел Первый и две его главные фаворитки Нелидова и Лопухина
"Она была чиста, как утро, и проста, как дитя. В ней не было ни капли коварства, столь привычного для нашего двора", — писал мемуарист Фёдор Головкин.

Павел, всю жизнь страдавший от недостатка любви (его мать, Екатерина II, отстранила его от власти, а первая жена, по слухам, изменяла ему), нашел в Анне искреннюю привязанность.

В её честь император называл корабли, ввел в моду её любимый цвет (лиловый) и даже разрешил вальс, который прежде считался неприличным танцем.

-10

Когда Лопухина влюбилась в князя Павла Гагарина, Павел I не только не препятствовал их браку, но и осыпал пару милостями.

Истории этих женщин — не просто хроники скандальных связей, а свидетельства настоящих чувств, которые порой меняли ход истории.

"Любовь и власть — две стихии, которые редко уживаются вместе. Но когда они соединяются, рождаются легенды", — как-то заметил историк Василий Ключевский.

Были и другие фаворитки — Екатерина Числова, унижавшая великого князя Николая Николаевича, или Елизавета Воронцова, потакавшая слабостям Петра III. Но героини этой статьи любили искренне, без расчёта, оставив после себя не только слухи, но и преданность, пережившую века.

-11

А самой знаменитой "любовницей" русского императора, пожалуй, стоит считать саму Екатерину I — бывшую служанку, ставшую императрицей. Но это уже совсем другая история…