Дмитрий (1917–1942), единственный сын Петра Аполлоновича Волкова и Елены Ивановны Полосиной по мужа Волковой
Родители познакомились на фронте. В мае 1915 года Петр попал в госпиталь после газовой атаки. Елена работала в этом госпитале медсестрой. Петр с Еленой вернулся в Москву, и в феврале 1916 г. венчались в Московском Воскресенском храме. Вскоре Елена забеременела, и Петр отвез жену в Гришкино, в дом своих родителей, там она и родила Дмитрия.
К сожалению, роды были тяжелыми, и Елена скончалась. Воспитание Дмитрия взяла на себя мать Петра, а Петр чтобы забыться снова уходит на фронт, и попадает в отряд к Чапаеву.
После смерти Чапаева в 1919 году и разгрома его отряда Петр возвращается в Москву, живет на Покровской бульваре в квартире погибшего брата Михаила, помогая его вдове поднимать четверых детей.
Дмитрий подрос, и отец забирает его в Москву. Они вместе преодолевая трудности после военного времени.
После школы Дмитрий заканчивает МИИТ и получает распределение в Пермский край, где работает инженером на станции Чусовская, откуда и уходит на фронт в сентябре 1941 года.
С войны он не возвращается. На сайте «Мемориала» опубликованы документы и два письма, предоставленные военкоматом Петру Аполлоновичу, вместе с ответом на запрос о судьбе сына.
Первое сохранившееся письмо написано Дмитрием 21 июня 1942 года из Краснодара. Это письмо, полученное родителями уже после его смерти.
21.06.42 г.
«Дорогие папа и мама!
Только что получил письмо от мамы от 13.06.42 г. и очень был рад ему. Бесконечно рад, что Вам стало жить немного легче, и что мой дорогой папахен устроился на лучшую работу к Алексею Михайловичу где и условия, и обстановка надеюсь лучше. Я знаю, что долгое вынужденное моё молчание и последние события доставили Вам много волнения. Я всеми силами стремился при первой же возможности подать Вам весточку о себе.
Сейчас я живу все там же. Прошу Вас все письма ко мне посылать по старому адресу на 464 ппс … ком. рота.
Живу я очень хорошо. Здесь весьма дешёвая жизнь. В особенности в первые дни, когда мы приехали сюда, а надо Вам сказать, что я со своим другом Лёшей и бойцом нашей части Сашей отстав, опередили своих и были здесь первыми ласточками.
Здесь все было баснословно дёшево. Да и сейчас молоко стоит 5-6 р. литр, яйцо 30-35 р. 10 шт., масло 90-100 р. кг., о хлебе же и говорить нечего. Мы очень часто заказываем нашим прежним хозяевам то вареники, то борщи, то гуся и т.д. Уничтожаю клубнику в колоссальных размерах, ибо она стоит всего лишь 3 р. кг. На рынке появилась черешня, но пока ещё дорогая 20 р. кг.
Сегодня по случаю выходного дня нами были заказаны вареники, перед этим я вдоволь покушал ягод шелковицы или тутовника прямо с дерева. Придя на свою квартиру, надулся браги, и приняв горизонтальное положение, пишу Вам, мои дорогие, сие письмо.
Работай пока сильно не загружен, правда, порой приходится посидеть, ну да без этого было бы очень скучно. Вот как течёт моя жизнь.
Получил письмо от Игоря (Григорьева) от 26.05, он снова отозван с фронта, письмо от Андрюши от 05.06. От Гали последнее письмо было из Кирова от 19. 05.
Я бесконечно рад каждой весточке от Вас, мои дорогие и от остальных близких мне людей. Обижаюсь на молчание … и гадаю чем оно вызвано. Привет Андрею Михайловичу и дядюшке с … и домочадцами, тётушке Маше, Нине, … и всем знакомым. От Шуры писем не получаю.
Крепко, крепко целую Вас мои дорогие папа и мама.
Остаюсь любящий Вас Митя».
Историческая справка
С 25 июля 1942 года начался оборонительный период битвы за Кавказ. С этого времени вся жизнь Краснодарского края пошла по календарю боевых действий.
6 августа начался отвод военнообязанных и призывников из пределов Краснодарского края.
9 августа силами семи пехотных и одной моторизованной дивизии 17-й армии Руоффа при поддержке танков, артиллерии и авиации противник нанёс удар по Краснодару и захватил город.
Неизвестно, участвовал ли Дмитрий в боях за Краснодар или их полк ещё до этого перебросили под Сталинград
Следующее сохранившееся письмо от двоюродного брата Александра Михайловича Волкова.
г. Балашов 02.10.42 г.
«Привет Митя, наконец-то кончился мой курорт в Ветлуге. Удалось за лето убить штук 400 уток и поймать около 15 пудов рыбы. Сейчас все это позади, а я нахожусь по дороге в Сталинград. Может быть увидимся? Проездом побывал дома и подкинул старикам продуктов, так что месяца 2-3 смогут перебиться. Твои письма до меня, конечно, не доходили. Не знаю, получал ли ты мои? Надеюсь, что ты жив и здоров. Желаю тебе пройти невредимым через все передряги войны и крепко жму руку.
Александр»
На конверте письма Александра адрес: 464 полевая почта, 768-й стрелковый полк, 3-й батальон, рота ПРПР.
768-й стрелковый полк входил в составе 138-й стрелковой дивизии.
Историческая справка
Для усиления обороны завода «Баррикады» 16 октября командующий армией направил 138-ю стрелковую дивизию, переданную в его распоряжение из резерва Ставки Верховного главнокомандования. Дивизия получила задачу оборонять центральную часть завода, создав там сеть опорных пунктов.
17 октября части 138-й стрелковой дивизии за ночь не успели организовать системы огня и изучить принятые районы обороны. Утром на участке завода «Баррикады» противник перешёл в наступление. К 16 часам немецким войскам, обладавшим численно превосходящими силами, удалось потеснить 138-ю стрелковую дивизию, и она отошла на территорию завода и в ночь на 18 октября вела борьбу на его северо-западной окраине.
Одновременно разрозненные группы бойцов и командиров, оставаясь на занятой противником территории, продолжали упорно оборонять отдельные строения севернее завода.138-я стрелковая дивизия оказалась отрезанной от других частей армии. Героически дралась дивизия, отбив в этот день шесть вражеских атак и уничтожив более 1000 немецких солдат. С 18 октября начались бои на внутризаводской территории за отдельные постройки, складские помещения, цехи, за отдельные крупные станки и агрегаты внутри цехов. В результате ожесточённых боев в течение 17–18 октября стрелковая дивизия понесла большие потери.
Завод «Баррикады» находился на территории поселка «Красный Октябрь»
Летом 1947 года из военкомата пришёл ответ.
Дмитрий Петрович Волков пропал без вести под Сталинградом в октябре 1942 года.
Двоюродная сестра Дмитрия, Мария Михайловна Гугина (Волкова) говорила, что в пришедшем извещении было указано: «пропал без вести в боях за посёлок Красный Октябрь». Она туда ездила, и видела имя Дмитрия Петровича Волкова на общем памятнике Мамаева Кургана.
Дмитрию было всего 24 года. Жизнь только началась, закончен институт, в посёлке Чусовской ждёт интересная работа, а в Кирове – молодая жена, которую в письме он ласково называет Галинкой. Она пишет ему нежные письма, ждёт его, но так и не дождётся.