Латинское название рода кислиц - Oxalis - происходит от двух греческих слов: оху — «острый» и alis — «солоноватый». Научное видовое название acetosella переводится с латинского как «кисленький».
Непосредственно само слово «кислица» имеет общеславянское распространение для обозначения кислых плодов и трав, а также кушаний из них, что подтверждается схожим произношением - «kyselinka»,«kyselica» (Чехия); «киселица» (Сербия); «киселец» (Болгария); «kvasec» (Украина).
По количеству народных фитонимов можно точно сказать, что исторически люди, несмотря на небольшие размеры растения, кислицу замечали и были в курсе ее кислого вкуса. Растение знали под названиями: аллилуя трава, борщовка, волосатик, воробьева кислота, дидиль, заячья капуста, заячья кислица, заячья кисленка, заячья соль, заячья травка, заячий щавель, заячий щавух, квасок, кислица трава, кислица щавельная, кислушка, кисличка, кислец, оробинец, солоники, трилистник кислый, щавель благовонный, щавель мелкий, щавель гусиный и щавель троцкий.
Народное лекарское око не могло не заприметить растение с такой яркой кислой особенностью, и кислица-таки обросла разнообразными рецептами от множества болезней.
Народная медицина 18-19 века рекомендовала сок кислицы в качестве лекарства от падучей болезни (эпилепсии), а также от сухоток (туберкулеза). Компрессы, пропитанные соком растения, прикладывали к золотушным ранам.
Сок кислицы рекомендовали при меланхолии, сумасшествии, огневицах (лихорадка), желтянице (желтуха), воспалении мозга, горловой жабе (ангина), сильных волнениях крови (оргазм), чрезмерном любовожделении (нимфомания), а также как противоядие при отравлении мышьяком и ртутью.
Позднее кислицу начали применять при цинге в качестве противовоспалительного и утоляющего жажду средства, как кровоостанавливающее и «кровоочистительное» при нарушениях обмена веществ, мочегонное при нефрите и болезнях мочевого пузыря, как вяжущее и желчегонное, антисептическое и удаляющее неприятный запах изо рта. Свежие измельченные листья прикладывали к фурункулам, нарывам, язвам, гнойным ранам, опухолям, применяли при диатезах; внутрь употребляли при изжоге, а также в качестве слабительного средства. Свежий сок принимали при атеросклерозе, пили при раке желудка и сердечно-сосудистых заболеваниях.
Отвар травы употребляли при раке губы, а свежие листья использовали в качестве противоглистного средства.
Мне очень понравилась фраза фитотерапевта О.Д. Барнаулова, которая очень ёмко оценивает кислицу как лекарственное растение не с качественной, но с не менее важной количественной стороны, которую я приведу тут цитатой:
«Впрочем, детальные рассмотрения кислицы как лекарственного и эпизодически используемого пищевого растения, суррогата чая едва ли необходимы, поскольку фитомасса кислицы очень мала. Нам не приходилось встречать фитотерапевта, природного целителя, применявшего в своей практике кислицу».
Тем не менее, с уверенностью можно сказать, что в пищу кислица употреблялась, пусть и не повсеместно.
Из свежей травы растения заваривали освежающий чай, добавляли растение в салаты и различные похлебки.
Растение могли засахаривать, квасить, а также солить.
Но несмотря на приятный кисловатый вкус, в больших количествах (или при чрезмерном употреблении) растение слегка ядовито для человека и может вызвать воспаление почек и раздражение мочевыводящих путей. Хотя травник Рим Ахмедов смотрит гораздо шире на противопоказания употребления растения и утверждает, что кислицу нельзя принимать при диатезе, плохой свертываемости крови, склонности к судорогам, при гастритах с низкой кислотностью желудочного сока и обострении панкреатита, а также при почечно-каменной болезни.
Ядовитые свойства растения в основном определяют оксалаты. Объём щавелевокислых солей (оксалатов) К,
Na, Са в растении достигает 10%. Также содержатся флавоноиды, органические кислоты (уксусная, щавелевая, яблочная, лимонная, изолимонная, винная, щавелево-уксусная, щавелевоянтарная и другие) - они и обуславливают вкус растения, а также способствуют быстрому свёртыванию молока животных.
Животные могут отравиться на лесных пастбищах, охотно поедая травы с примесями кислицы. Особенно восприимчивы овцы. Отравления в основном может произойти весной - в период острого недостатка зелёных кормов. Смертельная доза щавелевой кислоты для овец — 28 г.
Соли оксалатов нарушают в организме равновесие ионов К, Na, Mg, Са и др.
Оксалаты калия и натрия, растворяясь в воде, быстро всасываются через слизистые оболочки внутренней поверхностью кишечника, вызывая тяжёлые отравления. Оксалаты кальция, в отличие от оксалатов калия и натрия, в воде не растворяются и не всасываются через внутреннюю поверхность кишечника, поэтому безвредны. Однако ионы кальция в организме (в том числе находящиеся в крови) меняются на поступившие в организм ионы калия из растворённых оксалатов. Вытесненные ионы кальция образуют в организме нерастворимые оксалаты кальция.
Таким образом, в крови уменьшается кальций, что приводит к гипокальциемии, и кровь теряет способность к свёртыванию. Также поражаются почки (нефрит): соли кальция кристаллизуются в мочевых канальцах почек (иногда закупоривая их). Иногда это приводит к разрыву мочевых канальцев, наблюдается кровь в моче (уремия).
В большинстве случаев приостанавливается процесс выделения мочи (анурия). В результате в крови задерживаются конечные продукты азотного обмена (азотистые шлаки) и наступает отравление. Также в крови увеличивается объём ионов калия, что оказывает возбуждающее действие на ЦНС и нарушает деятельность сердца.
Кроме органических кислот и флавоноидов, растение содержит витамины С, К и дубильные вещества.
В быту после выпаривания сока образовавшимися кристаллами щавелевой кислоты удаляли ржавчину и темные пятна на бумаге и тканях. Кроме того, растение, впрочем, так же как и щавель, использовали для приготовления сыворотки, предварительно погружая его в молоко.