Симфония № 7 «Ленинградская» до мажор соч. 60 — симфония Дмитрия Дмитриевича Шостаковича в 4 частях, одно из важнейших его произведений, созданное в 1941 году.
О самой симфонии можно говорить очень много. К тому же в силе данного произведения может не сомневаться и неподготовленный слушатель. В данной статье хотелось бы остановиться именно на значимости симфонии для жителей блокадного Ленинграда в 1942-м, и для всего мира, охваченного самой страшной войной в истории.
Премьера произведения состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве, где в то время находилась в эвакуации труппа Большого театра. Седьмая симфония была впервые исполнена в Куйбышевском театре оперы и балета оркестром ГАБТ СССР под управлением дирижёра Самуила Самосуда.
9 августа 1942 года Седьмая симфония прозвучала в блокадном Ленинграде; оркестром Ленинградского радиокомитета дирижировал Карл Элиасберг.
Исполнял симфонию Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета. В дни блокады некоторые музыканты умерли от голода. Репетиции были свёрнуты в декабре. Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. Для восполнения численности оркестра пришлось отозвать музыкантов из военных частей.
Исполнению придавалось исключительное значение; в день первого исполнения все артиллерийские силы Ленинграда были брошены на подавление огневых точек противника. Несмотря на бомбы и авиаудары, в филармонии были зажжены все люстры.
«Действительно, — вспоминал кларнетист Виктор Козлов, — включены были все люстры хрустальные. Зал был освещён, так торжественно. Такой подъём был у музыкантов в настроении, так играли с душой эту музыку».
Зал филармонии был полон, а публика была самой разнообразной: вооружённые моряки и пехотинцы, а также одетые в фуфайки бойцы ПВО и похудевшие завсегдатаи филармонии.
Новое произведение Шостаковича оказало сильное эстетическое воздействие на многих слушателей, заставив плакать, не скрывая слёз. В великой музыке нашло своё отражение объединяющее начало: вера в победу, жертвенность, безграничная любовь к своему городу и стране.
Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много позже, двое туристов из ГДР, разыскавшие Элиасберга, признались ему:
«Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…»
Галина Лелюхина, флейтистка:
«Были репродукторы, немцы все это слышали. Как потом говорили, немцы обезумели все, когда это слышали. Они-то считали, что город мёртвый».
Краткий разбор сюжета и ключевых моментов балета.
Существовало несколько попыток постановки балета на музыку 7-й симфонии.
Но широкую известность получила версия советского балетмейстера Игоря Бельского поставленная в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова в 1961 году. Идея Бельского поставить балет на музыку Шостаковича встретила одобрение композитора, который сказал:
«Если вы хотите ставить балет-симфонию, именно балет-симфонию, то должны создать хореографическую партитуру. Как есть партитура музыкальная, так у вас должна быть хореографическая».
Возобновление балета 1991 г.
Реконструкция – 2001 г.
Балет выполнен в минималистичном, весьма условном стиле. Но именно он, на мой взгляд, еще острее передает атмосферу времени, подчеркивает и как бы выносит на первый план произведение Шестаковича, саму симфонию.
Здесь вы не найдете отдельно взятой истории, но найдете историю всего народа. Главные герои – юноша и девушка, без имен и истории. Декорации также условны – здесь вы не увидите громоздких массивов. По сути, все оформление это несколько полос на заднике – но как же остро они передают место и время. Это Ленинград 1941г.
Балет начинается с темы мирной жизни, юноши и девушки прогуливаются по городу. Но уже в этой мелодии мирной жизни, мы начинаем слышать тревожные ноты. И прогулочный шаг переходит в военный марш.
Постепенно музыка переходит в ту самую, тему «темного, страшного времени». На сцене появляются захватчики. Они представлены даже не как люди, а как полу животные, этот образ передают все их движения и звериная пластика. Еще больше подчеркивается контраст между мирными жителями и вражескими силами.
*Отдельно выделяется эпизод с предателем – думаю, идея была и в том, чтобы подчеркнуть побочную тему, пробивающуюся сквозь основную тему. А также отразить и все стороны военного времени, где наравне с героями, существовали и предатели.
Кульминация и апогей балета в борьбе двух музыкальных тем, двух сил – добра и зла. И конечно же добро побеждает. Герои пали на защите города, мира, но отстояли свободу для всех. Они остаются в сердцах и памяти (фигура юноши, как символ - памятник, обелиск), остаются женщины, матери, которые хранят память о своих героях, восстанавливают разрушенный мир.
И я предлагаю посмотреть видеозапись балета «Ленинградская симфония», возобновление Мариинским театром.
В главных ролях: Ульяна Лопаткина и Андрей Ермаков.