Найти в Дзене
Amadeus Concerts

Главные советские композиторы военного времени и их сочинения

Великая Отечественная война (1941–1945) стала одним из самых трагичных и героических периодов в истории Советского Союза. В это время классическая музыка играла важную роль не только как форма искусства, но и как мощный инструмент патриотического воспитания, моральной поддержки и духовного единения народа. Музыка становилась не просто фоном для жизни, а символом стойкости и надежды, способным вдохновлять на подвиги и поддерживать дух в самые мрачные времена. Один из самых выдающихся советских композиторов в годы войны создал ряд произведений, ставших символами стойкости и мужества. Его Седьмая симфония («Ленинградская»), написанная в 1941 году во время блокады Ленинграда, стала музыкальным памятником сопротивлению фашистской агрессии и даже предрекла победу. Симфония была впервые исполнена в осажденном городе в августе 1942 года — это событие имело огромное моральное значение для жителей и защитников Ленинграда. Кроме того, Шостакович работал над Восьмой симфонией (1943), посвященной с
Оглавление

Великая Отечественная война (1941–1945) стала одним из самых трагичных и героических периодов в истории Советского Союза. В это время классическая музыка играла важную роль не только как форма искусства, но и как мощный инструмент патриотического воспитания, моральной поддержки и духовного единения народа. Музыка становилась не просто фоном для жизни, а символом стойкости и надежды, способным вдохновлять на подвиги и поддерживать дух в самые мрачные времена.

Концерт в Ленинградской филармонии осенью 1941 г. / ptj.spb.ru
Концерт в Ленинградской филармонии осенью 1941 г. / ptj.spb.ru

Дмитрий Шостакович

Один из самых выдающихся советских композиторов в годы войны создал ряд произведений, ставших символами стойкости и мужества. Его Седьмая симфония («Ленинградская»), написанная в 1941 году во время блокады Ленинграда, стала музыкальным памятником сопротивлению фашистской агрессии и даже предрекла победу. Симфония была впервые исполнена в осажденном городе в августе 1942 года — это событие имело огромное моральное значение для жителей и защитников Ленинграда. Кроме того, Шостакович работал над Восьмой симфонией (1943), посвященной страданиям и героизму советского народа. Эта симфония, полная трагизма и боли, стала отражением утрат и надежд миллионов.

Писатель Алексей Толстой присутствовал на репетиции произведения и оставил о ней письменную заметку:  «...Седьмая симфония посвящена торжеству человеческого в человеке... Шостаковича Гитлер не напугал... На угрозу фашизма - обесчеловечить человека - он ответил симфонией о победном торжестве всего высокого и прекрасного, созданного гуманитарной культурой, - она устремила человеческий гений к заветным далям, где полно и безгранично раскрывается восторг. Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебания смертный бой с черными силами.»

Дмитрий Шостакович
Дмитрий Шостакович

Сергей Прокофьев

Прокофьев также активно работал в военные годы. Симфоническая сюита «1941 год» стала одним из первых произведений, сочинявшихся в начальные месяцы войны. В этот период он создал ряд значимых произведений: Пятую симфонию (1944), которая отражала патриотический подъём и уверенность в победе; балет «Ромео и Джульетта» (премьера которого состоялась в 1940 году, но продолжал исполняться во время войны); а также музыку к фильмам военной тематики. Прокофьев часто выступал с концертами для фронтовиков и жителей блокадных городов, его музыка звучала на передовой.

Его опера «Повесть о настоящем человеке» по произведению Бориса Полевого, была создана уже в 1948 году. В ней Прокофьев будто отождествлял себя с главным героем, попавшим в безвыходную ситуацию. При жизни композитора она прозвучала всего один раз, на закрытом концертном исполнении в Кировском театре, и была разгромлена критиками. Однако после смерти Прокофьева «Повесть» надолго стала официальным сочинением, неоднократно ставившимся в СССР и за рубежом по случаю различных юбилейных дат.

Сергей Прокофьев
Сергей Прокофьев

Арам Хачатурян

Хачатурян стал одним из символов советской музыки военного времени благодаря своим ярким и эмоциональным произведениям. Его балет «Гаянэ» (1939) с известным «Танцем с саблями» приобрел особую популярность среди солдат и гражданского населения. Во время войны Хачатурян написал Второй фортепианный концерт (1943) и Третий скрипичный концерт (1946), а также активно участвовал в концертах на фронте. Также он возглавлял комитет по эвакуации членов Союза композиторов, работал на Всесоюзном радио, писал военно-патриотические песни, марши.

Арам Хачатурян
Арам Хачатурян

Тихон Хренников

Хренников начал работу над Симфонией №2 в 1941 году, задумывая её как гимн молодёжи. Однако война внесла свои коррективы, и процесс создания занял около трёх лет, отражая события того времени.

Первая часть, написанная до войны, полна лирики и энтузиазма. Вторая часть, созданная в первые месяцы войны, имеет тревожное настроение и приводит к мощной кульминации. Третья часть представляет собой драматичное скерцо с отголосками военных бурь. Четвёртая часть менее драматична и уже звучит как символ победы, завершаясь «маршем-броском».

Тихон Хренников. Источник фото: Höhne, Erich & Pohl, Erich - https://www.deutschefotothek.de/documents/obj/70604555/df_hp_0042551_035
Тихон Хренников. Источник фото: Höhne, Erich & Pohl, Erich - https://www.deutschefotothek.de/documents/obj/70604555/df_hp_0042551_035

Некоторые композиторы послевоенного времени

Кирилл Молчанов

Опера Кирилла Молчанова «А зори здесь тихие» основана на повести Бориса Васильева о подвиге девушек-зенитчиц. Композитор использует кинематографические приемы, включая воспоминания героинь и монтажную драматургию.

Музыкальный язык оперы разнообразен, включает цитаты из разных жанров: от бытовых песен до музыки барокко. Например, «Колыбельная» Дунаевского символизирует мирную жизнь, а хорал Генделя добавляет контраст. Герои оперы имеют свои музыкальные «портреты»: Лиза Бричкина представлена протяжной песней, Соня Гурвич — интонациями романса, а Женя Комелькова — вальсом и куплетной песней на стихи Симонова о женской верности. Рита Осянина поет трогательную «Колыбельную» из «Цирка», вспоминая сына.

Пролог и эпилог контрастно обрамляют оперу, подчеркивая завоеванные мирные дни благодаря жертвам тех, кто сражался с врагом. Это создает ощущение преемственности поколений и сохраняет память о воинском подвиге.

Борис Тищенко

Симфония «Хроники блокады» была создана Борисом Тищенко в 1984 году. Название «Хроника» отражает её композиционный замысел: в произведении нет деления на части, а передаются картины блокадных дней с ясностью, воскрешая сцены фашистского нашествия.

Композиция достигается с помощью большого оркестра, ударных инструментов и шумовых эффектов. Структура симфонии дисгармонична и немузыкальна, что подчеркивает документальность происходящего и исключает эмоциональную авторскую составляющую. Это делает «Хронику блокады» уникальной среди военных сочинений, представляя звук блокады как документ на партитуре.

Итоги

Классическая музыка советских композиторов во время Второй мировой войны стала неотъемлемой частью культурного фронта борьбы с фашизмом. Произведения Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна и других мастеров отражали трагедию войны, героизм народа и надежду на победу. Их музыка вдохновляла бойцов на подвиги и помогала сохранить человечность в самые трудные времена.

Таким образом, советская классическая музыка тех лет — это не только художественное наследие, но и важный исторический документ эпохи Великой Отечественной войны. Она запечатлела страдания людей и их стремление к свободе — вечные темы человеческой судьбы через призму искусства.

Афиша Городского («Блокадного») театра. 1942 г. / ptj.spb.ru
Афиша Городского («Блокадного») театра. 1942 г. / ptj.spb.ru