К началу войны в распоряжении Красной армии было около 270 тысяч автомобилей. Основными моделями автомобилей были:
- «полуторки» ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ,
- «трёхтонники» ЗИС-5
- «пятитонники» ЯГ-6
В качестве легковых автомобилей использовались:
- ГАЗ М-1 («Эмка»)
- ЗИС 101
- ГАЗ-61
- ГАЗ-64
- ГАЗ-67Б
Этот транспорт активно использовался для перевозки грузов как на фронте, так и в тылу. Он стал основой для создания бронеавтомобилей, реактивных систем залпового огня «Катюша», а также штабных и санитарных машин.
В самом начале войны в Красной Армии были только ремонтные подразделения в танковых полках. Легковые автомобили и грузовики ремонтировали на отдалённых стационарных площадках, где работали в основном гражданские специалисты.
Вскоре, на фронте и в прифронтовых районах, появились военные бригады, которые ремонтировали повреждённую технику и искали необходимые детали. Эти детали часто брали с повреждённых и не подлежащих восстановлению машин.
С течением времени к процессу восстановления техники стали привлекать армейские и фронтовые передвижные мастерские.
Для восстановления автомобилей в условиях фронта и прифронтовых территорий также использовались авторемонтные поезда. Один такой поезд мог провести капитальный ремонт пяти автомобилей за день.
Параллельно с развёртыванием ремонтных средств создавалась система эвакуации повреждённого транспорта в тыл. Уже к лету 1942 года было сформировано более 120 эвакуационных подразделений, находящихся в подчинении армии и фронта.
Производство военной техники и комплектующих
Ключевые советские предприятия были перебазированы вглубь страны и переориентированы на производство военной техники и комплектующих. В том числе на ЗИСе, УралАЗе, Челябинском заводе кузнечно-прессового оборудования, Шадринском автоагрегатном заводе и УАЗе начался выпуск двигателей, карбюраторов, радиаторов и других деталей, которые отправлялись на фронт для пополнения запасов ремонтных бригад.
Ещё одним логистическим решением было перемещение повреждённой отечественной, союзнической и трофейной техники на Внуковский авиаремонтный завод (ВАРЗ), который был основан в 1941 году. За время войны здесь отремонтировали 2 тысячи автомобилей М-1 и 10 тысяч агрегатов к ним, а также изготовили и восстановили тысячи деталей и узлов автомобилей и военной техники.
В январе 1942 года автомобильное производство было возобновлено на московском заводе ЗИС. Для этого в Москву было доставлено оборудование с восточных регионов. Как итог - в июне 1942 года на ЗИСе началось производство грузовиков ЗИС-5 и полугусеничного вездехода ЗИС-42. На базе надёжного ЗИС-5 также создавались подвижные авторемонтные мастерские (ПМ-5-6), которые отправлялись на фронт для работы в составе ремонтных бригад. Оборудование размещалось в специальных кузовах с откидными бортами и козырьком над кабиной.
Трофеи Красной армии
С середины 1943 года, по мере продвижения советских войск, в Красную армию и народное хозяйство в качестве трофеев поступали десятки тысяч автомобилей различных типов и марок, произведённых не только в Германии, но и в Австрии, Чехословакии, Италии и Франции.
Одновременно с этим увеличивались поставки военной техники по программе ленд-лиза. Союзники отправили в Советский Союз 430 тысяч грузовых автомобилей, что составило более 60% от всего автопарка, использовавшегося в годы войны.
В связи с этим возникла необходимость в оперативном ремонте трофейных автомобилей. Разумеется, советские специалисты по ремонту были готовы к работе с различными типами техники. Они умели чинить как «рабочие лошадки», такие как Studebaker, так и более редкие модели, такие как Chevrolet G7107 и Ford G8T. Кроме того, они работали с трофейными грузовиками Opel, Mercedes, Magirus и MAN, которые были захвачены во время битвы за Москву.
Интересно, что трофейная техника не только ремонтировалась, но и тщательно изучалась специалистами. Это было особенно важно, поскольку многие из этих машин работали на дизельном топливе, которое было необходимо для советских танков.
Важно отметить, что трофейная техника добывалась планомерно. В конце 1941 года при Автобронетанковом управлении Красной Армии был создан отдел, который занимался эвакуацией и сбором трофейной техники.
Особо ценились дизельные версии трофейных машин, которые приписывались к паркам танковых армий. Это было связано с тем, что такая техника, как и большинство советских танков, работала на дизельном топливе, и поэтому решался вопрос с подходящим горючим.
Например, в 1943 году 18-й танковый корпус пятой танковой армии имел в своём распоряжении около двухсот трофейных автомобилей, включая тяжёлые тягачи марок Krupp, Maybach и Krauss Maffei.
К концу 1943 года в тылу фактически прекратился ремонт трофейной техники
Предприятия были переориентированы на обслуживание и ремонт техники, полученной по ленд-лизу.
Ремонт трофейных машин теперь осуществлялся непосредственно на фронте силами ремонтных бригад. Это касалось наиболее массовых моделей. Экзотические образцы, как правило, эксплуатировались до полного износа.
Конечно, при ремонте как трофейной, так и союзной техники возникали проблемы с запасными частями. Поршни, свечи зажигания, шины, стартеры, генераторы, амортизаторы — всё это заменялось аналогами. Иногда необходимые детали изготавливались на заводах и в мастерских и подгонялись под оригинал.
«Военгиз»* даже наладил выпуск специальной литературы по ремонту иномарок, чтобы помочь ремонтникам и эксплуатационникам.
*«Военгиз» (Военное государственное издательство) в годы Великой Отечественной войны (1941–1945) сформировало 4 фронтовых редакционно-издательских отдела с собственными портативными типографиями.