Найти в Дзене
Особое мнение

"Кракен" (2025) - старое доброе приключенческое кино безо всяких метафор и подтекстов, чего так не хватает в современном кинематографе

Услышав фоном рекламу нового фильма по телевизору, сразу заинтересовался - отечественный кинопром и лавкрафтовские мотивы сочетание крайне необычное, а когда пересмотрел уже осознанно его трейлер, то понял, что хочу сходить на него в кино. Обожаю фильмы про подводные лодки - всё-таки пять лет учился в военном институте и служить на них должен был, а в местах, где проходили съёмки был на практике и по службе впоследствии в командировки туда ездил, так что прям ностальгия нахлынула. Как оказалось фильм находился в разработке уже довольно давно. Студия "ТриТэ" Никиты Михалкова в лице её гендира Леонида Верещагина впервые представила его на питчинге на получения финансирования от Фонда Кино еще в мае 2021 года. Тогда режиссёром фильма значился Алексей Сидоров, также ставший и автором его сценария. Для него этот фильм был в некоторой степени личным, поскольку его родители проработали всю жизнь на одном из оборонных предприятий, создававшем подводные лодки для Министерства Обороны РФ. Правда

Услышав фоном рекламу нового фильма по телевизору, сразу заинтересовался - отечественный кинопром и лавкрафтовские мотивы сочетание крайне необычное, а когда пересмотрел уже осознанно его трейлер, то понял, что хочу сходить на него в кино. Обожаю фильмы про подводные лодки - всё-таки пять лет учился в военном институте и служить на них должен был, а в местах, где проходили съёмки был на практике и по службе впоследствии в командировки туда ездил, так что прям ностальгия нахлынула.

Как оказалось фильм находился в разработке уже довольно давно. Студия "ТриТэ" Никиты Михалкова в лице её гендира Леонида Верещагина впервые представила его на питчинге на получения финансирования от Фонда Кино еще в мае 2021 года. Тогда режиссёром фильма значился Алексей Сидоров, также ставший и автором его сценария. Для него этот фильм был в некоторой степени личным, поскольку его родители проработали всю жизнь на одном из оборонных предприятий, создававшем подводные лодки для Министерства Обороны РФ.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Правда в заявке синопсис будущего фильма звучал немного по-другому - действие происходило во время Холодной войны у берегов США, а в сюжете присутствовала, кроме наших двух подлодок, ещё и американская субмарина. Съёмки же планировались на середину 2022 года, поскольку Сидоров как раз заканчивал для "ТриТэ" фильм "Чемпион мира" (2021) Хабенским.

Однако что-то застопорилось в процессе производства, съёмки были перенесены, а в кресле режиссёра Сидорова сменил Николай Лебедев (Легенда №17, Экипаж). Как мне кажется, это начавшая в начале 2022 года СВО внесла свои коррективы - создатели видимо решили не политизировать фильм и перенести действие в нейтральные воды Северного Ледовитого океана. О причинах замены Сидорова можно только гадать, но как мне кажется варианта могло быть три - либо слабые сборы его "Чемпиона мира", либо занятость на другом проекте, который правда нигде так и не материализовался, либо творческие разногласия.

Режиссёр Николай Лебедев на съёмках фильма
Режиссёр Николай Лебедев на съёмках фильма

Как бы там ни было студии "ТриТэ" очень удачно подвернулся в этот момент Лебедев, который принёс продюсеру на ознакомление свой черновой вариант сценария проекта мечты, который он вынашивал ещё с 2000-х годов, - фильма о космосе и обитающих там монстрах. Верещагин оценил интерес автора к теме космических монстров и предложил ему в качестве альтернативы "Кракена". Режиссёр отказываться не стал, поскольку также он давно хотел снять кино и о каком-нибудь мифическом чудовище, да и с детства был фанатом приключений в духе Жюля Верна, о чём он, кстати, не преминул упомянуть и в фильме - кадры с потрёпанной книжкой "10000 лье под водой", которую герой Петрова с любовью кладёт в свой чемодан, отправляясь в плавание, выглядят очень лампово.

Изменений Лебедев внёс довольно много, помимо смены места действия и вычёркивания из сюжета американской стороны конфликта. Изначально у братьев в исполнении Александра Петрова и Виктора Добронравова не было никакого конфликта, это целиком идея Лебедева, которую он вывел из своих собственных отношений с братом. "Я своего брата очень люблю, и он меня любит, но наши отношения вовсе не такие благостные, как у Ворониных в ранних драфтах," - заявлял по этому поводу режиссёр. Также в оригинальном сценарии контр-адмирал в исполнении Алексея Гуськова не отбирал командование лодки у героя Петрова - конфликт между ними был, но до этого дело не доходило.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Что касается источников вдохновения, то в качестве таковых Лебедев указывал работы Стивена Спилберга, а именно "Челюсти" и "Парк Юрского периода". И основным приоритетом в своей работе ставил отношения и конфликты между героями, а монстра использовал лишь в качестве их катализатора.

Съёмки фильмы, конечно же, проходили большей частью в павильонах. Было несколько дней на натуре в Мурманской области, в тех местах где происходило по сюжету действие фильма, но большая их часть прошла в полностью копирующих внутренние помещения подводной лодки декорациях установленных на специальных устройствах - гимблах, которые позволяли наклонять и двигать эти декорации так, как нужно было кинематографистам.

Виктор Добронравов и Александр Петров на съёмках фильма
Виктор Добронравов и Александр Петров на съёмках фильма

Кстати, по поводу того, как выглядел пост управления лодкой. Я когда учился и ездил на практику, конечно, видел их совсем другими, ничего подобного этим компьютерным мониторам и мультимедийным сенсорным планшетам не было и в помине, но прошло уже 20 лет, и было принято на вооружение новое поколение подводных лодках, где это уже было реализовано, так что тут всё довольно достоверно. Единственное, где режиссёр позволил себе немного вольности - это высота потолков, она была намеренно увеличена, чтобы можно было выставить свет и крепить камеры. Ну и секретное оружие на одной из лодок в финале конечно из области фантастики, хотя кто его знает - уважаемый Владимир Вольфович Жириновский, думаю, бы более подробно об этом высказался.

-6

Съёмочная группа получила полную поддержку от Министерства обороны, в лице Главкома ВМФ, по указанию которого кинематографистам был предоставлен доступ на подводные лодки и назначен специальный консультант, следивший за достоверностью всего происходящего в кадре и за соответствием реплик, произносимых героями тем, которые подводники в реальности используют в своей деятельности. И вот тут я должен выразить своё уважение создателям - настолько достоверного в изображении жизни подводников художественного фильма я ещё не встречал. Всё до мелочей выглядело так, как я это запомнил с поправками на прошедшее время - все эти бирочки с указанием должности каждого военнослужащего, соответствие их лодочным расписаниям, порядок действие при различных нештатных ситуациях, формализованные доклады, контрастно выглядящий на фоне нового светло-голубого костюма старенький ПДА, нисколько не изменившийся за последние лет 50 наверное, всё это вызывало чувство искренней ностальгии.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

По поводу Петрова. Сначала немного сомневался, что ему удастся вытянуть роль командира атомной подводной лодки - во-первых слишком молодо выглядит, во-вторых, обычно он серьёзных людей не играет. Но должен отдать ему должное после первых несколько неуверенных сцен, он отлично вошёл в образ и справился с этим на отлично, по крайней мере мне его герой понравился и следить за ним было очень даже интересно.

Вообще понравилось, что фильм о людях, а не о чудовище. Основной конфликт тут строится вокруг отношений двух братьев и это гораздо интереснее, чем очередная история о монстре, которого тут при желании можно заменить на что угодно - айсберг, ураган, цунами... не важно, истории бы это совершенно не повредило. Да, конечно, сам монстр тут совсем уж выглядит схематично, именно как досадное внешнее обстоятельство без какой-либо персонализации и внятной мотивации, но, повторюсь, в рамках приключенческого кино это вполне допустимо.

-8

Из минусов хотелось бы отметить довольно примитивный экшн – ну не научились наши киношники пока ещё снимать его так же эффектно, как и в Голливуде. Образ монстра то же подан как-то скучно, одни и те же кадры - глаз, сифон, щупальца чередуются между собой, ну и общий план ещё. Но сама компьютерная графика, кстати, выглядит уже довольно достойно.

По итогу, классный приключенческий фильм в близком мне антураже, который отлично смотрится на большом экране. Смотреть, кстати, можно, а может и нужно, всей семьёй.