Найти в Дзене
Елена Суворова

Компетенции игропрактика

Если кратко, то игропрактик ведет трансформационные, психологические, обучающие, развивающие, деловые, коучинговые и другие игры индивидуально и в группе, очно и онлайн. В зависимости от того, на проведение каких именно игр он специализируется, ему могут понадобиться в большей или меньшей степени навыки работы с эмоциями людей, навыки работы психолога, навыки управления групповой динамикой, навыки управления конфликтом, а также специальные навыки и знания в той теме, о которой эта игра. А если подробнее, то к профессиональным качествам игропрактика можно отнести: Поскольку все что происходит во время игры — это взаимодействие людей, то игропрактику крайне необходимо иметь хорошо развитые личностные качества. Такие как: Человеку, который берет на себя ответственность проводить трансформационные психологические игры, т.е. становится для участников игры своеобразным проводником в мир бессознательного, особенно важно самому быть личностно зрелым, иметь сформированную концепцию мира и обосн

В каждой профессии есть свои секреты и особенности. Есть то, чему необходимо обучаться. То, что требует особенных навыков. Особенности, которые могут быть как очевидными, так и скрытыми. И начнем, конечно, с того, что именно делает игропрактик, когда проводит игры, и какие навыки ему для этого необходимы.

Если кратко, то игропрактик ведет трансформационные, психологические, обучающие, развивающие, деловые, коучинговые и другие игры индивидуально и в группе, очно и онлайн. В зависимости от того, на проведение каких именно игр он специализируется, ему могут понадобиться в большей или меньшей степени навыки работы с эмоциями людей, навыки работы психолога, навыки управления групповой динамикой, навыки управления конфликтом, а также специальные навыки и знания в той теме, о которой эта игра. А если подробнее, то к профессиональным качествам игропрактика можно отнести:

  • Экспертное знание области, в которой ведется игра;
  • Знание основ и принципов групповой динамики и умение ей управлять;
  • Способность оказать помощь и дать психологическую поддержку любому, нуждающемуся в этом участнику игры;
  • Способность наблюдать динамику изменений в группе и направлять ее в сторону повышения эмоционального уровня и личностных изменений в сторону позитива;
  • Способность понимать типы личности участников игры и строить свою коммуникацию с учетом психологических особенностей клиентов в игре;
  • Проявлять эмпатию.

Поскольку все что происходит во время игры — это взаимодействие людей, то игропрактику крайне необходимо иметь хорошо развитые личностные качества. Такие как:

  • Коммуникабельность;
  • Бесконфликтность;
  • Организованность, собранность;
  • Понимание своего пути и предназначения;
  • Способность фокусироваться на клиенте, желание ему помочь;
  • Открытость к разным точкам зрения и убеждениям, отличным от собственных, гибкость и терпимость, принятие другого и принятие мнения, отличного от своего собственного;
  • Способность создавать эмоциональный комфорт в пространстве игры;
  • Позитивный настрой, вдохновение, вера в участников игры, в их готовность и способность к изменению и развитию;
  • Уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности;
  • Высокий уровень саморегуляции;
  • Уверенность в себе, адекватная самооценка;
  • Осознание собственных проблемных зон, потребностей и мотивов;
  • Постоянное самосовершенствование;
  • Богатое творческое воображение, интуиция;
  • Высокий интеллектуальный уровень;
  • Чувство времени;
  • Чувство юмора.
-2

Человеку, который берет на себя ответственность проводить трансформационные психологические игры, т.е. становится для участников игры своеобразным проводником в мир бессознательного, особенно важно самому быть личностно зрелым, иметь сформированную концепцию мира и обоснованную систему своих жизненных ценностей, ориентироваться на цели высокого уровня.

Именно исходя из понимания этих особенностей профессии игропрактика, на кафедре когнитивных наук, проективных методик и игровых технологий была сформирована специальная программа обучения - программа профессиональной переподготовки на базе первого высшего образования, для тех, кто серьезно подходит к выбору профессии игропрактика, и тем результатам, которые могут получить участники игр.

Кроме специальных модулей, раскрывающих секреты профессии курс «Профессиональный психолог-игропрактик» позволяет слушателям пользоваться обширной базой знаний и получать фундаментальные знания в области когнитивных наук: теории познания, психологии, философии, нейрофизиологии, когнитивной лингвистики, невербальной коммуникации, антропологии и теории искусственного интеллекта. Всего того культурного и социального контекста, без которого профессии игропрактика не во что встраиваться. О содержании каждого модуля этой программы я расскажу чуть позже.

А здесь отмечу, что кроме обучения для игропрактика важно постоянно проводить игры и играть самому. Эти 2 процесса – проводить игры и играть самому – не являются взаимозаменяемыми. Важно и то, и другое делать постоянно. Так в процессе проведения игры повышается компетентность ведущего, а в процессе игры прорабатываются собственные ограничивающие убеждения, страхи, обиды и другие внутренние препятствия к получению желаемых результатов в жизни.

-3

И еще 2 важных компетенции игропрактика, которые могут никак не влиять на качество проведения им игр, но они существенно будут влиять на доход, который он получает от проведения игр. Я имею в виду его способность представлять себя и игру «в лучшем свете» - так, чтобы тем, кто его слушает хотелось поиграть именно у него и именно в ту игру, которую он ведет. И его усилия по продвижению игр и привлечению клиентов на игры. Сейчас особенно актуально продвижение в онлайн. В курсе обучения для игропрактиков я даю азы этих навыков. А для качественного продвижения своих услуг уже каждый игропрактик сам должен регулярно вести свои соцсети, представлять игры, которые ведет, делаться собственными результатами в жизни, полученными в результате участия в играх. Получая от участников игр отзывы, собирать их и с разрешения клиентов делиться ими с другими людьми, проводить демоверсии игр, участвовать в фестивалях игр офлайн и онлайн, постоянно расширять свою клиентскую базу, придумывать акции и подарки для клиентов. Игропрактику важно также развивать собственный бренд.

Должен ли игропрактик быть психологом?

Когда вы наливаете в чашку чай, она наполняется. И пока вы не освободите ее от чая, ничего больше в нее налить не получится. Все будет переливаться через край. Но когда вы выпьете свой чай, вы сможете наполнить вашу чашку чем-то еще по своему выбору: чаем, свежевыжатым фруктовым соком или чистой водой.

Так и с обучением и образованием. Иногда кажется, что ты уже столько всего изучил, что больше уже просто не нужно и не помещается. Но проходит немного времени и оказывается, что знания усвоились, улеглись, появилась потребность в новых. А мир не стоит на месте. Все развивается, и если не обновлять свои знания регулярно в течение года, то через год уже можно сильно отстать. Не случайно в квалификационном справочнике профессий есть обязательная периодичность в повышении квалификации и нормы по количеству часов обучения для каждой профессии. Для бухгалтеров это, к примеру, минимум 40 часов в год. Это минимум для того, чтобы просто оставаться в профессии, но еще не то, что обеспечивает рост в ней.

-4

Если смотреть с юридической точки зрения, то на данном этапе игропрактик не обязан быть психологом. Даже недавнее обсуждение закона пока ничем не завершилось. Закон не принят, игропрактику из закрытого перечня вычеркнули. На данном этапе игропрактику быть психолого не обязательно. Особенно, если он не ведет психологические трансформационные игры, а специализируется на деловых или навыковых. Скорее всего, в его практике больше внимания будет уделено навыкам и развитию деловых качеств участников игры. Но никто не застрахован от того, что за игровой стол сядет человек, который уже находится в таком нересурсном для себя состоянии, в котором ему нужна психологическая помощь или психологическая поддержка. Поэтому игропрактикам очень желательно иметь и квалификацию профессионального психолога или владеть широким набором инструментов практической психологии, позволяющих ему быстро и эффективно помочь клиенту. Быть психологом, чтобы иметь возможность оказать человеку помощь, дать поддержку, а возможно и продолжить с ним работу и дальше после завершения игры. Такая компетенция игропрактика полезна для него самого. И свои препятствия к цели может убирать, и клиенту помочь, и монетизировать этот свой навык тоже.

И есть еще один юридический момент. Однажды законопроект все-таки примут, хотя никто не знает в какой именно редакции. В лбьом случае посыл, обязывающий всех специалистов, оказывающих консультационные услуги, оказывающих помощь другим людям в решении их проблем, иметь психологическое образование, прозвучал. Кто услышал - тот молодец. Проведение игр – это тоже услуга для других людей. И когда этот закон будет принят, то он вступит в силу сразу. А на получение образования требуется время. Поэтому лучше подготовиться заранее.

На сегодняшний день ряд профессиональных интернет-ресурсов, на которых потенциальные клиенты обращаются к специалистам за консультациями уже не регистрируют у себя в качестве экспертов людей без психологического образования, которое нужно сначала подтвердить, отправив скан-копию диплома соответствующего образца. А после принятия закона даже в соцсетях нельзя будет, не будучи психологом, не имея диплома установленного образца по профессии «психолог», рекламировать свои услуги в области консультирования и работы с людьми. Это требование может распространиться и на проведение игр индивидуально и в группах.

-5

Как приобрести и развить компетенции игропрактика?

Итак, как же приобрести и развить в себе все эти важные и полезные компетенции игропрактика?

  1. Обучаться профессии у тех, кто уже в ней состоялся и предоставляет такой обучение с соответствующими документами об образовании.
  2. Обучаться у авторов игр. Как правило, они предоставляют курсы обучения ко всем своим играм, методическое руководство или личные консультации для ведущих своих игр.
  3. Приобрести 1-3 игры на интересную и актуальную лично для себя тему – так будет интереснее их изучать и вести – и провести 100 часов таких игр – это примерно 50 игр. Провести их для разных участников – это даст достаточный объем практики, который позволит наработать навык ведения игр. За 100 часов ведения игр в практике встретятся все или почти все трудные ситуации, и вы обязательно найдете для них свое решение.

Постоянно играть самим. У разных ведущих. В разные игры. Это обогатит ваш «ролевой репертуар» ведущего и расширит

-6