Найти в Дзене
Николай Стародымов

В газовую камеру вошёл добровольно. Спектакль о великом гуманисте Януше Корчаке поставили в московской школе

В московском районе Некрасовка есть школа №2051. И при этой школе уже сколько-то лет действует театральная студия, которой руководит Нурия Чавкина. В очередном спектакле, который поставила Нурия Равильевна, принял участие наш внук Захар – это его дебют в серьёзном сценическом искусстве. (Конечно, можно вспомнить активное участие Захара в сценках, которые ставили в детском саду, но это всё же разные уровни). Прежде всего – о сюжете постановки. Первым делом скажу: спектакль о войне, о жестокости, о подвиге, о жертвенности, о человечности, о любви… Этот спектакль из тех, которые никого не могут оставить равнодушным. В истории человечества хранится поистине неисчислимое множество имён выдающихся людей прошлого. Вполне естественно, известность каждого из них разнится. В значительной степени это обстоятельство зависит от того, чтобы в окружении исторического персонажа оказался биограф, который сможет оценить масштаб личности, и достойно описать его. Самый известный в нашей стране пример – эт
Мой внук Захар в первом ряду второй справа
Мой внук Захар в первом ряду второй справа

В московском районе Некрасовка есть школа №2051. И при этой школе уже сколько-то лет действует театральная студия, которой руководит Нурия Чавкина. В очередном спектакле, который поставила Нурия Равильевна, принял участие наш внук Захар – это его дебют в серьёзном сценическом искусстве.

(Конечно, можно вспомнить активное участие Захара в сценках, которые ставили в детском саду, но это всё же разные уровни).

Прежде всего – о сюжете постановки. Первым делом скажу: спектакль о войне, о жестокости, о подвиге, о жертвенности, о человечности, о любви… Этот спектакль из тех, которые никого не могут оставить равнодушным.

В истории человечества хранится поистине неисчислимое множество имён выдающихся людей прошлого. Вполне естественно, известность каждого из них разнится. В значительной степени это обстоятельство зависит от того, чтобы в окружении исторического персонажа оказался биограф, который сможет оценить масштаб личности, и достойно описать его. Самый известный в нашей стране пример – это Чапаев; что бы мы знали о нём, если бы не Фурманов?..

После этой преамбулы и начнём.

О человеке, деятельности которого посвящён спектакль, я узнал именно от внука, когда тот рассказал о пьесе, в которой ему предстоит участвовать.

Да, именно так: имя Януш Корчак я впервые услышал именно от внука.

1.

Так кто же он такой – Януш Корчак? Прежде всего, это великий педагог, который создал свою собственную систему воспитания и обучения детей, и воплотил свои идеи в жизнь, создав и возглавив детский дом для сирот. И остался верен своим воспитанникам, да и своим идеям, до последнего мгновения жизни – и это не красивый образ, а суровая действительность.

Вообще-то настоящее имя этого человека Эрш Гольдшмидт. По национальности еврей, он по сути своей проявил себя интернационалистом в самом положительном понимании этого определения. Однако впредь я стану называть его именно Янушем Корчаком, то есть именем, под которым он и вошёл в историю.

Януш родился в 1878 году, в Варшаве. Мы помним, что в ту пору территория Польши входила в состав Российской империи, и что на территории этой провинции активно проявлялись националистические настроения. Эти обстоятельства в немалой степени отразились на мировоззрении нашего героя.

По окончании гимназии, в 1898 году Януш поступил в Варшавский университет на медицинский факультет. Одновременно занимался в подпольном т.н. «Летучем» университете, или «Летучих высших курсах». Это учебное заведение существовало как-то полулегально: официальной лицензии на образовательную деятельность эта структура не имела, однако на «курсах» обучалось множество представителей польской интеллигенции, что не являлось тайной за семью печатями, «университет» не преследовали и не закрывали, и царская администрация попросту закрывала глаза на его деятельность. Почему так – не знаю, просто примем данный факт, не вдаваясь в его подоплёку. Для примера скажу, что слушательницей курсов являлась Мария Складовская-Кюри.

По окончании официального государственного университета Корчак получил медицинский диплом. И в связи с этим участвовал в нескольких войнах именно как военный врач.

Но постепенно его всё больше начала привлекать идея работы с детьми, в первую очередь оставшимися без родителей. В его представлении сформировались взгляды на то, как следует выстраивать педагогический, воспитательный процесс с обездоленными детками, и Корчак желал применить свои воззрения на практике.

По окончании Польско-советской войны 1920 года, в которой ему также довелось участвовать в звании майора медицинской службы, Януш окончательно посвятил себя заботе о детях. Он организовал в Варшаве Дом сирот для еврейских детей, потерявших родителей в лихолетье Первой мировой и последовавшей за ней войн.

Викниксор, Макаренко, Корчак и иже с ними – их можно смело поставить в один ряд: разными методами, они старались воспитать своих подопечных достойными сынами общества, с одной стороны, и людьми, которые смогли бы преуспеть в реальной жизни, с другой.

О методологии деятельности Януша можно рассказывать долго, но это представляется для данной публикации излишним. Корчак свои взгляды изложил в своих книгах, которые издавались огромными тиражами, и получили распространение на многих языках по всему миру. Если коротко, свой Дом сирот он организовал по принципу своего рода коммуны, даже мини-государства, в котором вопросы внутреннего распорядка решали сами же дети. У них действовал собственный парламент, суд с прокурором и адвокатом, творческие кружки и средства массовой информации… Корчак сумел выстроить в коллективе настолько идеальные отношения, что выпускники нередко становились коммунистами, считая, что подобную же совершенную систему можно выстроить в государстве.

Сам Корчак считал коммунистическую идею утопической, сравнивал с чистой дождевой водой: попадая с небес на землю, она загрязняется.

…Ну а потом пришли гитлеровцы… На одежде сотрудников и воспитанников Дома сирот появилась жёлтая «звезда Давида»… А потом их всех, все две сотни человек, загрузили в эшелон, и отправили в лагерь смерти Треблинка. Где на следующий день по прибытии направили в газовую камеру.

История свидетельствует, что у самого Януша Корчака имелась возможность спастись. Ему выправили подложные документы, по которым он мог выехать в Швейцарию. Легенда гласит, что непосредственно перед загрузкой в эшелон немец-комендант предложил ему, педагогу-новатору с мировой известностью, выйти из колонны обречённых и спасаться. Однако Корчак в обоих случаях отказался от возможности спастись. Он остался со своими воспитанниками до конца – в самом кошмарном понимании этого слова.

2.

Вот об этом и спектакль.

Признаться, я люблю самодеятельность. Не ту, конечно, когда бездарные актёры-неучи пыжатся что-то изобразить на профессиональной сцене или на экране, куда их вытаскивают невесть кто и зачем – нет, конечно. Я люблю иное: когда самодеятельные артисты в кулуарных залах участвуют в самодеятельных спектаклях – пусть неумело, но искренне.

Спектакль, о котором идёт речь – из этого числа. Я смотрел его с искренним удовольствием.

Автор постановки – Нурия Чавкина – выстроила сценарий в форме череды небольших фрагментов, вроде как самостоятельных, но вполне логично перетекающих один в другой. Вот идёт заседание детского парламента, на котором детвора требует расширения своих прав (мальчикам разбивать по одному окну в неделю, например). Вот идёт судебное заседание по расследованию вопиющего события – пропажи шоколадки у одной из воспитанниц. Вот парочка влюблённых подростков мечтают о счастье на крыше здания приюта. Вот двое мальчишек подрались по извечной причине – за девчонку. Дети регулярно вспоминают родителей и отчий дом, и все по-разному рассказывают об этих своих воспоминаниях. А вот воспитанники молятся, а потом рассуждают о том, что есть молитва в их жизни…

Время от времени на сцене появляется и главный герой спектакля – Януш Корчак. Его играет отец одного из учеников школы – надо сказать, он и внешне похож на своего героя, и играет вполне даже убедительно. Его появления всегда уместны, он неизменно мудр, он всякий раз умеет погасить зародившийся конфликт. И помощница его, Стефания, также ему под стать…

А между этими поучительными и познавательными сценами – танцевальные и песенные перебивки. Так что спектакль получился динамичным, разноплановым, по-хорошему разнородным. На мой взгляд, немного затянутым – всё же два часа, это многовато, но тут я не настаиваю на своей точке зрения, допускаю, что у кого-то может иметься иная оценка.

Опять же, на мой взгляд, авторы постановки уместно использовали декорации и экран, на котором появлялись документальные кадры времён войны. Световое и музыкальное оформление мне тоже понравилось.

И ещё что мне понравилось, насколько свободно авторы решили вопрос с появлением и уходом актёров. Действующие лица появлялись когда из-за кулис, когда из боковой двери… А когда требовалось пройти колонной, шествовали прямо через зал, по центральному проходу. Особенно это произвело впечатление в финальной сцене, когда дети во главе со своим наставником с освещённой сцены уходят в полумрак зала, и следуют между рядами кресел, а за их спинами на экране мы видим прототипов их героев, таких же ребят, но из далёкого прошлого…

По окончании спектакля Нурия Равильевна вывела на сцену всех участников. И представила зрителям каждого – от самой маленькой девчушки, которая сыграла крохотную, но ярко-запоминающуюся роль, до взрослых актёров. И о каждом нашла самые добрые слова.

В том числе и о нашем Захаре, что мне – деду! – особенно приятно.

3.

Так получилось, что двумя днями ранее мне довелось провожать Захара из дома в школу на генеральную репетицию данного спектакля. На протяжении трёх часов, пока мы до этого оставались дома, внук постоянно теребил меня: когда же мы уже пойдём – он старался ускорить время!.. И когда наступил долгожданный момент, едва мы вышли из подъезда, мальчонка бегом помчался к школе, не дожидаясь нас с Богданом. Настолько ему хотелось поскорее окунуться в эту волнующую атмосферу подготовки к спектаклю. Что и говорить, тронуло это меня

В эти дни мы много говорили с внуком о том, о чём рассказывает спектакль, чему он учит, и вообще об истории, о человеческих (и нечеловеческих) отношениях… И конечно же, о сценическом искусстве.

Начну с того, о чём уже шла речь – о том, что о человеке по имени Януш Корчак я ранее ничего не знал. И только после того, как прочитал его биографию, а затем посмотрел спектакль, смог отвечать на вопросы внука достаточно полно.

И при этом в нашем разговоре постоянно натыкался на препоны, которые не знал, как преодолеть.

Мне не раз уже доводилось слышать советы по поводу того, как разъяснить внуку тот или иной вопрос:

- Купи «Алису» - и проблем не будешь иметь!..

Совет даётся от чистого сердца, а потому признаю, что в нём, наверное, имеется определённый резон. Но мне хочется общаться с внуком самому, вместе с ним отыскивать ответ, без помощи говорящего, но всё же искусственного интеллекта. Конечно, «Алиса» знает больше моего, и вполне допускаю, что со временем она и сможет заменить внуку меня по уровню эрудиции, но души она пока не имеет, и пока внук готов воспринимать мою душу, я постараюсь отвечать на его вопросы сам.

- Ну и Гугл тебе в помощь!..

Что ж, к этому информатору нет-нет, да и обращаюсь. Не считаю зазорным. Но с внуком разговариваю сам.

Что такое нация?.. – спрашивает внук. Кто такие евреи, и почему их фашисты уничтожали?.. Почему евреи должны были носить «звезду Давида»?.. Что такое газовая камера?.. И зачем у детей перед тем, как отправлять их в газовую камеру, обрезали волосы?..

И вообще: зачем нужны войны?.. Почему люди убивают друг друга?.. И почему люди просто идут, когда их хотят убивать, а не разбегаются?..

А где находится Польша?.. А Варшава и в самом деле красивый город?.. А где находится Треблинка?..

И много других вопросов.

На какие-то отвечать оказалось несложно, а на какие-то попробуй ещё придумать аргументацию!..

Например, спросил внук, а почему Корчак не согласился уйти, оставить детей, зная, что он им помочь ничем не сможет, а сам погибнет… И разговор по этому поводу у нас получился долгий и обстоятельный.

Уже по этому показателю, на мой взгляд, можно судить о том, насколько мощный нравственный потенциал несёт спектакль, который подготовила со своими воспитанниками Нурия Чавкина.