Найти в Дзене

9 мая - как встречали этот день в Московском метро в 1945 году и в наше время

Оглавление

Дорогие читатели!

Сегодня 9 мая 2025 года. Особая дата в истории нашей страны. В День Великой Победы над фашисткой Германией редакция «РМТМ»© подготовила для вас специальный обзор о Московском метрополитене и железнодорожной дороге, который полностью посвящен жизни транспорта в годы Великой Отечественной войны и в наши дни!

Московский метрополитен в годы Великой Отечественной войны

Сооружено в дни Великой Отечественной войны: история подземного фронта Москвы

Московское метро было надежным убежищем для жителей столицы в годы войны. И даже в этот период его развитие не прекращалось. С 1941 по 1945 годы построили станции метро «Автозаводская», «Новокузнецкая», «Павелецкая», «Бауманская», «Электрозаводская», «Семёновская» и «Партизанская».

Кто работал в метростроении в те годы и какой вклад строители внесли в оборону города - рассказали в видеосюжете:

Схема московского метро 1945 года. Треть от общего количества станций были построены и открыты в годы Великой Отечественной войны.

Жизнь Московского метрополитена в годы Великой Отечественной войны - из архивных документов. Публикуются впервые

Справка управления Московского метрополитена о работе метро в годы Великой Отечественной войны.

Эта часть документа особенно привлекает внимание:

«Для удобства укрывающегося населения изготовлено 3800 детских кроваток, 4600 топчанов и 36,5 км деревянного настила, организованы на всех станциях медицинские пункты, обучен весь персонал, обслуживающий спецустройства.»

Ещё одна справка о работе Московского метрополитена в военных условиях.

Вот лишь некоторые факты из документа:
- Суточный максимум укрывания достигал 500 тыс. человек.
- Всего в 1941 году укрылось 13,9 млн человек, а в 1942 — 303 тыс.
- В 1941 году родилось 217 детей.

Больше всего укрывалось на станции метро «Маяковская» — до 50 тыс. с учетом одного перегона в оба конца.

А ещё во время укрытия на станциях проводили киносеансы и концерты, работали библиотеки и детские кружки.

Справка от 28 октября 1941 года. Дана тов. Жильцову Ивану Юфимовичу в том, что он помимо основной работы, привлекается к работе по приёму и укрытию населения на станциях метрополитена Покровского радиуса. Справка дана для беспрепятственного прохода на станции.

Действующий Покровской радиус в то время — это станции «Курская» и «Площадь Революции» Арбатско-Покровской линии.

-4

А вот уникальный документ из Центрального архива ФСБ России об организации выступления Сталина на станции метро «Маяковская» 6 ноября 1941 года.

Из-за режима секретности все ключевые моменты в документе пропущены. Потом, в секретном отделе, их вписывали от руки.

Организация такого мероприятия в осажденном городе потребовала максимальной концентрации сил всех участников. Но проведение торжественного заседания и парада на Красной площади на следующий день сыграло важную роль в защите города.

Приказ № 001557 НКВД СССР «Об организации охраны торжественного заседания, посвященного празднованию XXIV годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции, – 6 ноября 1941 г. в помещении станции метро «Площадь Маяковского».

В годы войны метростроевцы трудились не только на объектах метрополитена.

Так, 13 сентября 1942 года секретным постановлением ГКО № 2301сс Метрострою было поручено построить бомбогазоубежище специального назначения – «объект № 31».

Полезной площадью 80 м², рассчитанного на защиту от прямого попадания ФАБ–2000, с фильтро–вентиляционной камерой, независимым источником электроэнергии, двумя выходами, из которых один оборудован лифтом, и с защитным тюфяком.

Объект был сдан правительственной комиссии 13 мая 1943 года.

Это было спецубежище при запасной сталинской даче в Липках, к северу от Москвы. Сейчас объект давно выведен из эксплуатации, заброшен и затоплен.

-6

Мало кто знает, но на перегоне «Смоленская» - «Арбатская» Филёвской линии до сих пор можно увидеть следы пробитого авиабомбой в ночь с 22 на 23 июля 1941 года перекрытия тоннеля.

"Мосметрострой" существует уже почти 90 лет и насчитывает более 1300 сотрудников, ушедших на фронт в 1941 году. В День Великой Победы мы вспоминаем подвиги героев-метростроевцев, из которых 53 удостоены звания Героя Советского Союза и один Героя Российской Федерации. Эти люди заслуживают того, чтобы ими гордились и чтили их память:

Спаситель метростроя

Михаил Афанасьевич Самодуров возглавлял Метрострой Наркомата путей сообщения СССР в самый тяжелый для страны период - с 1941 по 1945 гг.

В 1942-м немцы стояли в 15 км от Москвы, а правительство думало о том, что к 1943 г. необходимо завершить Замоскворецкий радиус – такой силы была вера в нашу Победу.

Станции «Новокузнецкая», «Павелецкая», «Автозаводская» были построены в срок.

Чтобы успеть, Самодуров строит тоннели меньшего диаметра, сделав новые щиты. Многие считали это невозможным.

Еще через год открыт Покровский радиус. В его тоннелях было бомбоубежище. Когда угроза захвата Москвы миновала, работы продолжились. Мужчин, ушедших на фронт, на проходке заменили женщины.

После войны М.А. Самодуров возглавил "Управление строительства 10А", правопреемником которого стал "Трансинжстрой".

Железнодорожный транспорт в годы Великой Отечественной войны

Огромный вклад для Победы внесли железнодорожники.

-10

За четыре военных года непосредственно для армии доставлено более 19,7 млн вагонов, в том числе 9,8 млн с войсками и 9,9 млн с воинскими грузами. Для этого потребовалось сформировать и пропустить по многим дорогам, нередко под бомбардировками и обстрелами врага, в значительной мере по временно восстановленным с крайне ограниченной пропускной способностью линиям свыше 440 тысяч поездов. 115 000 километров главных и станционных путей, 76 984 комплектов стрелочных переводов, 2 756 больших и средних мостов общей протяженностью 272 150 метров, 13 022 малых мостов и труб, 46 тоннелей общей протяженностью 23 230 метров, 71 172 километра столбовых линий связи, 7 990 станций и разъездов, 182 паровозных депо и 2 545 пунктов водоснабжения. Некоторые линии восстанавливались дважды и даже трижды.

-11

Материал о том, как Победа приближалась по железным дорогам:

ПОБЕДА ПРИБЛИЖАЛАСЬ ПО ЖЕЛЕЗНЫМ ДОРОГАМ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК8 мая 2024

Радость со слезами на глазах - кадры из 9 мая 1945 года

Встреча воинов-победителей на Белорусском вокзале. Для Москвы воротами, ведущими на фронт, был Белорусский вокзал. Отсюда отбывали в действующую армию защитники Родины. А в 45-м вокзал встречал победителей.

-12

Ликующая публика у вестибюля нынешней станции метро «Библиотека имени Ленина».

-13

Митинг на площади Маяковского у выхода из одноимённой станции метро.

-14

Празднование Дня Победы в Московском метрополитене в наши дни

К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне на Арбатско-Покровской линии московского метро запустили тематический поезд «Подвиг народа» в обновлённом оформлении

Дизайн состава, разработанный совместно с Музеем Победы, посвящен знаковым сражениям и жизни советских граждан в те годы. Пассажиры узнают о подвигах, которые ежедневно совершали не только военные, но и фельдшеры, деятели науки и культуры, а также о том, как после победы страна возвращалась к привычной жизни.

-15

Пассажиры узнают о достижениях советской промышленности и фабриках, производивших боевую технику и снаряды, а также познакомятся с изобретениями в области медицины, в частности пенициллином, который спас сотни тысяч жизней. Кроме того, в вагонах представлена информация о развитии поэзии и художественной литературы в то время.

-16

Москвичи и туристы смогут освежить в памяти такие важные события, как оборона Брестской крепости и Берлинская стратегическая наступательная операция, по итогу которой советские военные подняли над Рейхстагом Знамя Победы.

-17

Оформление вагонов состава в точности отражает интерьеры зданий и сооружений в годы Великой Отечественной войны, в частности библиотек блокадного Ленинграда, заводов и госпиталей.

-18

Поезд продолжит курсировать по Арбатско-Покровской линии метро. Одна из станций этой линии находится недалеко от Музея Победы на Поклонной горе.

-19

Праздничное оформление ко Дню Победы смонтировано на станциях метро и рядом с вестибюлями станций:

Праздничные баннеры появились и на ограждениях метростроевских площадок:

На ограждении стройплощадки станции «Вавиловская» Троицкой линии размещен праздничный плакат.
На ограждении стройплощадки станции «Вавиловская» Троицкой линии размещен праздничный плакат.

С апреля в московском метро курсирует ещё один тематический поезд в красно-бежевой гамме, поздравляющий пассажиров с Днём Победы. Снаружи и внутри размещены праздничные надписи — «С праздником Великой Победы!» и «80 лет Победы!».

Также на Солнцевской линии продолжается эксплуатация тематического состава со сквозным проходом, посвященного Великой Отечественной Войне. Его оформление также обновили к празднику. Перегонку тематического состава на станции «Партизанская» (возведённой, кстати, в годы войны), запечатлел наш читатель:

Ветеранов труда поздравили в преддверии 80-й годовщины Победы

-24

Традиционное мероприятие прошло в старейшем электродепо «Северное». Именно оттуда на фронт отправился бронепоезд «Московский метрополитен», который участвовал в одном из ключевых сражений Великой Отечественной войны — битве на Курской дуге.

-25

Собравшиеся почтили память героев войны минутой молчания и возложили цветы к памятному обелиску воинам-метрополитеновцам. Для ветеранов и гостей в электродепо выступил Академический хор метрополитена.

-26

Кроме того, в электродепо «Северное» установили инсталляцию с портретами участников войны и бойцов бронепоезда «Московский метрополитен». Также ко Дню Победы фасад депо украсили большой георгиевской лентой и светящейся звездой.

-27

«По задаче Мэра Москвы Сергея Собянина Транспортный комплекс столицы участвует в торжественных мероприятиях в честь Дня Победы. В годы Великой Отечественной войны многие сотрудники Московского метрополитена ушли на фронт, а оставшиеся продолжили работать и перевозить пассажиров. Благодаря тем, кто трудился в тылу, жизнь в Москве не остановилась даже в такое тяжелое время», — отметил Максим Ликсутов.

-28

9 мая о Великой Победе расскажут в метро и наземном транспорте

В День Победы на более чем 34 тыс. медиаэкранах метро, трамваев, автобусов и электробусов пассажиры смогут посмотреть Парад Победы. Трансляцию с Красной Площади проведут в высоком качестве.

До и после Парада Победы пассажиров ждет праздничный эфир. В нем:

- Расскажут о вкладе автомобильной промышленности в Победу и роли метро в период Великой Отечественной войны. Например, на каких станциях расположили филиалы библиотек, и где для жителей проводили концерты.

- Продемонстрируют партнерские ролики. Так, в сюжете от общества «Знание» вы увидите кадры реконструкции Сталинградской битвы.

- Дадут возможность проверить знания о ВОВ с помощью викторины Музея Победы.

- Покажут фильм «Офицеры» о солдатах Советской Армии.

Также пассажиры смогут увидеть архивные кадры Великой Отечественной войны:

- на заставках медиаэкранов;

- на стикерах в поездах;

- на баннерах и плакатах на станциях всех линий.

-29

Празднование Дня Победы на железной дороге в наши дни

8 по 14 мая 2025 года на Белорусском вокзале в Москве будет открыт для посещения легендарный «Поезд Победы» — уникальный передвижной музей, посвящённый Великой Отечественной войне.

-30

Этот масштабный проект, сочетающий историческую точность и современные мультимедийные технологии, традиционно вызывает огромный интерес у жителей столицы и туристов.

-31

«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция в составе настоящего железнодорожного состава, превращённого в музейный комплекс.

-32

Экспозиция "Поезд Победы" воссоздаёт жизнь страны в годы войны, идущую поэтапно — от мирного утра 22 июня 1941 года до Дня Победы 9 мая 1945 года.

-33

Посетителей ждут:

  • Мультимедийные инсталляции с панорамным звуком и визуальными эффектами.

Например, 12 тач-столов, которые благодаря световым и звуковым эффектам воссоздают захватывающие воздушные бои и массированные танковые атаки, рисуют картины походной солдатской жизни и тихие воспоминания мирного довоенного времени.

  • Реконструированные вагоны — штаб, санитарный, эшелон с эвакуированными, фронтовой госпиталь, 50 видеопроекторов, 18 видеостен
  • Подлинные и воссозданные артефакты: форма, документы, фотографии, личные вещи участников войны, уникальные экспонаты
  • Озвучка и гид-сопровождение, включая рассказы от имени солдат, врачей, командиров и мирных жителей
  • Интерактив через мобильное приложение: эксклюзивные архивы, фотоматериалы, возможность оставить отзыв.

Несколько кадров из поезда:

Запущен праздничный поезд на МЦД-4

Новую электричку ЭПД2М оформили специально к 80-летию Великой Победы. Поезд посвящен подвигу работников транспортной отрасли в годы войны.

"Мы запускаем этот состав как символ памяти о том, что вместе мы способны преодолеть любые преграды. Поезд будет ходить по маршруту Апрелевка - Захарово, включая целиком весь четвертый Московский центральный диаметр. На этом маршруте пролегает множество туристических, а также памятных мест, посвященных подвигу нашего народа, - рассказал генеральный директор ЦППК Иван Конев.

- Всего в вагонах мы разместили около 100 плакатов, рассказывающих о работниках транспортной отрасли, своим трудом и героизмом приближавших нашу страну к Победе".

-35

«Вальс Победы» закружили на Белорусском вокзале в Москве

В Москве на Белорусском вокзале столичные артисты закружились в «Вальсе Победы». Пары, одетые по моде военных лет, станцевали на перроне под культовые песни 40-х годов.

-36

Танец на перроне посвятили тем, кто 80 лет назад вернулся домой с победой. Патриотическую акцию «Вальс Победы» провела Московская железная дорога. Пригласили ветеранов подмосковной Балашихи, а также ветеранов-железнодорожников. Сегодня они тоже вальсируют вместе с артистами.

Для участников акции и пассажиров в исполнении оркестра РЖД прозвучали всем известные песни «Синий платочек», «Случайный вальс», «Майский вальс».

Оркестр также исполнил легендарную песню «Священная война». Именно на Белорусском вокзале она прозвучала впервые в 1941 году. Композиция еще раз напомнила о тех, кого нельзя забывать.

Почетные гости и ветераны почтили память всех, кто погиб в боях и не дожил до сегодняшнего дня, возложили цветы к памятнику «Прощание славянки». Монумент посвящен всем советским женщинам, провожавшим своих родных на войну. Его открыли 11 лет назад при поддержке «Российских железных дорог».

Белорусский вокзал вошел в историю как «ворота фронта»: отсюда москвичи уходили на войну в 1941 году, сюда же возвращались с триумфом в 1945-ом. На вокзале встретили первый поезд с демобилизованными из Берлина.

В эти дни «Вальс Победы» танцуют на многих вокзалах страны, патриотическая танцевальная акция уже прошла на железнодорожных вокзалах Самары, Челябинска, Астрахани, Брянска, Курска.

В преддверии 9 мая акция Вальс Победы проходит во всех регионах, танцевальные площадки организуют даже в необычных местах.

Например, на 350-тиметровой вершине Полярного Урала. На восхождение отважились жители Салехарда, Лабытнаги, Аксарки и Харпа - всего 85 человек.

В этом году патриотическая акция проводится в одиннадцатый раз. В ней принимают участие десятки тысяч россиян. Вальс Победы стал символом единства и несокрушимого духа народа, преемственности памяти и уважения к подвигу героев, которые ковали победу в Великой Отечественной на фронте и в тылу.

-37

С праздником!

Лично для нас День Победы - один из самых трогательных и волнующих праздников. Каждый год мы стараемся посетить праздничные мероприятия, чтобы отдать дань уважения нашим ветеранам и героям, подарившим нам мирное небо над головой. И мы искренне рады, что в Москве делается все возможное, чтобы текущий праздник прошел на самом высоком уровне.

В завершение хотим еще раз подчеркнуть, насколько важно помнить и чтить подвиг нашего народа. Только благодаря мужеству, стойкости и самоотверженности наших предков мы сейчас можем жить, любить, растить детей и строить планы на будущее. Давайте же будем достойны их памяти и сделаем все, чтобы сохранить мир и согласие в нашей стране.

С наступившим праздником вас дорогие читатели! Мира, добра и благополучия вам и вашим близким!

В обзоре использовались материалы АО "Мосинжпроект", АО "Мосметрострой", АО "Трансинжстрой", АГН "Москва", Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, author.today

Благодарим за предоставленные фотоматериалы наши источники!

Спасибо за внимание!

Мы ведём уникальные транспортные хроники! Ставьте Лайк и Подписывайтесь на этот канал, а также на наши каналы в социальных сетях (ссылки в шапке канала).