В учебном отряде Мишке с сослуживцами активно вдалбливали в голову массу теоретических знаний, отрабатывали на всевозможных циклах* и тренажерах, и даже водили на современную дизельную подлодку
Но то, что они увидели внизу, повергло молодых в немой шок.
Обширный, с многочисленными пультами, экранами и механизмами центральный пост, такие же, напичканные всевозможными устройствами, в несколько палуб отсеки, бесчисленные переходы, трапы и люки, ведущие в неизвестность.
- Фантастика, - ошарашено прошептал кто-то из них, и парням захотелось к маме.
Но вместо этого молодых развели по отсекам, где со всеми произошло примерно одно и то же.
- Значит так, - сказал в торпедном Мишке командир боевой части, удобно устроившись в кресле-вертушке, и поднял вверх указательный палец. - Запомни главную заповедь подводника. Если не знаешь, что перед тобой за железяка, никогда ее не трогай.
- ПонЯл?- значительно вопросил стоящий рядом с капитан-лейтенантом, двухметровый старшина команды по фамилии Ксенженко и уничижительно взглянул на Мишку.
- Так точно, - вякнул тот и с готовностью кивнул стриженой башкой.
- Молодца, - изрек командир и сделал краткий экскурс в историю, из которого следовало что именно из-за такого вот трогания неведомых железяк необученными матросами, подводные лодки порой тонут, горят, а бывает и взрываются.
- Во-во, раз и в дамки, - пробубнил с правого борта, возящийся там с каким-то приспособлением еще один торпедист по фамилии Порубов, и Мишка тихонько вздохнул, ему не хотелось взрываться.
- А посему, матрос Гальцев, дабы «не попасть в дамки», как совершенно верно заметил мичман Порубов, - продолжил капитан-лейтенант, - в течение месяца ты должен изучить устройство нашего подводного ракетоносца, сдать на самоуправление боевым постом и влиться в славные ряды подводников-североморцев. Надеюсь все ясно?
- Так точно, ясно, - снова ответил Мишка, и отцы-командиры довольно оскалились.
После этого, сделав начальственное лицо, капитан-лейтенант вручил ему отпечатанную на машинке бумагу, в которой значились порядка сотни вопросов по общему устройству корабля и его специальности, а также разъяснил порядок сдачи.
Согласно ему, молодому матросу надлежало знать все тактико-технические характеристики крейсера, число, наименование и функциональное назначение его отсеков, расположение и порядок действия всех устройств, систем и механизмов, обеспечивающих повседневную деятельность и живучесть корабля, а также все то, что касается обслуживания его минно-торпедного комплекса.
- Ну как, впечатляют? - поинтересовался командир, когда Мишка, морща лоб, прочел весь перечень.
- Ага, - промямлил Мишка, и в его глазах отразилась безнадега.
Судя по лицам офицера и мичманов, они это поняли и рассмеялись.
- Ну, если «ага», то тогда запомни вторую заповедь, - прогудел Ксенженко. - Не можешь - научим, не хочешь - заставим. Исходя из того, что УОПП* ты закончил с отличием, значит, подводником быть желаешь. Ну а всему остальному научим. И заорал, - Королев!
- Чего? - глухо донеслось снизу, потом звякнул трап и на торпедную палубу шагнул уже знакомый Гальцеву старшина, приведший их в казарму.
- Знакомься, твой, наставник, старшина 2-й статьи Королев, - представил его командир, и тот молча протянул руку.
- Будет стоять с тобой вахту, так что готовь себе замену.
- Добро,- кивнул старшина и с этого момента жизнь Мишки, как говорят, «стала бить ключем».
Для начала наставник вручил ему банку пасты «гои»* с ветошью и приказал драить медяшку торпедных аппаратов.
- Что б блестели как котовы яйца, - сказал он. - Время пошло.
Когда через пару часов Мишка представил свой труд, старшина буркнул «хреново» и заставил переделать.
Потом Гальцев черпал в емкость из-под сухарей гидравлику из акустической ямы (со слов Королева у них подтекал гиромотор торпедопогрузочного устройства), раскреплял с ним и Порубовым тяжеленные ящики с «ЗИПом»* в отсеке, а после обеда, вместе с другими молодыми, под руководством интенданта, грузил на крейсер продукты и расходные материалы.
Вечером экипаж ушел в казарму, на корабле осталась только лодочная вахта, и старшина занялся Мишкой вплотную.
Сразу же после ужина в кают-компании и небольшого перекура наверху, он провел подопечного по всем отсекам с носа до кормы, подробно объясняя, что, как и почему. Заодно показал местонахождение реактора, расположение боевых постов и рубок, а также камбуза и других подсобных помещений.
Потом они вернулись в свой торпедный, и Гальцев под руководством Королева занялся изучением матчасти.
В течение следующих двух недель, в молодую Мишкину голову поочередно вбивали знания и Ксенженко с Порубовым, а также сам командир боевой части.
Итогом явилось то, что в его сдаточном листе, напротив графы « якорные и швартовые устройства ПЛ» возник первый « зачет» и подпись боцмана.
Далее последовали аналогичные по системам погружения - всплытия корабля, вентиляции, регенерации и пожаротушения, а также всему тому, что должен знать каждый моряк-подводник.
- Ну вот,- довольно констатировал наставник, когда к исходу контрольного срока Гальцев сдал корабельным специалистам практически все зачеты. - Еще чуть-чуть и сдашь на самоуправление. Старший специалист-торпедист, звучит гордо.
- Ага, - сглотнул слюну Мишка и с благодарностью взглянул на старшину.
В отличие от других, прибывших вместе с ним на корабль молодых, дела у него подвигались намного лучше.
Те сдали едва треть нужных зачетов, постоянно получали от своих «наставников» наряды вне очереди, и значительную часть времени проводили в трюмах, черпая оттуда воду, масло и соляр.
Потом был первый выход в море, первое погружение и «крещение».
В учебном отряде, инструктора, обрисовывали его самым мрачным образом.
Мол, при первом для молодых погружении, в отсеке берут аварийную кувалду, окунают ее в банку с тавотом и подвешивают на шкерте*.
После этого столь изящному инструменту задают изрядную амплитуду и, от молодого требуют, - целуй!
Приложился удачно, - считай себя посвященным, нет - пересчитывай выбитые зубы.
На деле все оказалось совсем иначе.
В торжественной обстановке старшие коллеги преподнесли Мишке литровый плафон от подволочной* лампы, наполненный забортной водой и предложили выпить.
Горько было очень, но ничего, осилил.
- Ну вот, теперь ты настоящий подводник, - первым протянул Гальцеву руку капитан-лейтенант, а Порубов сунул пайковую шоколадку, на закусь.
- А как же того, кувалду? - запихав ее в рот, промычал Мишка.
В отсеке грянул дружный смех, а потом Ксенженко поведал, что эту байку в учебных отрядах, в свое время рассказывали и им.
- То было давно, еще на «дизелях», - сказал он. - Теперь кануло в лету.
Потом были еще моря, и число зачетов в заветном листе достигло максимума.
Оставались только вопросы, касающиеся специальности.
И хотя освоил ее Мишка, как он считал «вполне», Королев со старшиной команды, ставить свои подписи не торопились.
- Вот сходим на торпедные стрельбы, тогда поглядим, - заявлял Ксенженко, и старшина кивал чубатой головой, - точно.
Сходили. На «отлично» отстрелялись практической торпедой по эсминцу-цели, потренировали Мишку до седьмого пота и тишина.
А теперь вот корабль вторую неделю в автономке. Таясь в глубинах и огибая Скандинавию, следует на боевое дежурство в Северную Атлантику. На три месяца.
И Мишка на нем идет дублером, как и другие молодые. Обидно.
После завтрака в старшинской кают-компании, где Королев отдает ему свою порцию масла (так принято у старослужащих на флоте), Мишка вместе с ним и другими моряками боевой смены, отправляется на развод.
Он проводится на средней палубе третьего отсека и осуществляется командиром минно-торпедной боевой части, который в море является вахтенным начальником 3-ей боевой смены.
Для начала капитан-лейтенант зачитывает несколько флотских циркуляров о чрезвычайных происшествиях на море, затем проводит инструктаж личного состава, а в заключение сообщает, что с сегодняшнего дня матрос Гальцев допускается к самостоятельному управлению боевым постом.
- А остальным дублерам делать выводы, - косится он на стоящих в числе смены молодых. - Вольно, приступить к выполнению своих обязанностей!
Рассредоточенная вдоль отсека синяя шеренга распадается, звякают переборочные люки, и палуба пустеет.
А спустя пять минут, по запросу из центрального поста, Мишка докладывает по «каштану» о заступлении на свою первую самостоятельную вахту.
Его голос дрожит, горло пересыхает, а присутствующие при этом Королев и Порубов, одобрительно кивают, - не дрейфь.
Потом из переговорного устройства слышится бодрое - «есть первый!» и рубиновая лампочка гаснет.
- Ну, удачной тебе вахты,- передает мичман Мишке красно-белую повязку, которую тот цепляет на рукав, и они со старшиной уходят.
В отсеке дремотно жужжат дроссели электроламп, и поет корабельная вентиляция.
А еще Мишкино сердце.
В унисон.
Примечания:
Гады - матросские рабочие ботинки (жарг.)
Режимная зона - место стоянки АПЛ.
УОПП- учебный отряд подводного плавания
Шкентель - конец строя (жарг.)
ЗИП -запасные инструменты и приборы.
Шкерт - веревка.
Цикл - учебно-тренировычный класс в ВМФ
Предыдущая часть:
Продолжение: