Был ли выбор у СССР в августе 1939 года? Могла ли пойти история по другому пути и могли ли сильные государства мира остановить надвигающуюся чуму? Постараюсь ответить на эти и другие вопросы.
Закончилась Первая мировая война, страны-победительницы набросали новые границы на картах, а проигравшие страны окунулись в пучину бедствий и репараций. Естественным процессом в таких условиях стало поднятие национальных интересов, доминирование национализма в обществе. С окончанием Первой мировой, действительно многое изменилось, империи, которые правили большей частью Европы – рухнули, единственно уцелевшей монархией осталась –Англия. Которая на этих правах считала, что именно она должна задавать тон всему политическому истеблишменту мира. С 1918-1932 год отношения Англии и СССР не были явно дружественными. Дипломатические связи то устанавливались, то разрывались, прекращалось и возобновлялось экономическое сотрудничество. Трудна была работа советских дипломатов, которые находились на туманном Альбионе. Ярким представителем и величайшим деятелем был Иван Майский, на чьих плечах собственно, и были выстроены отношения между двумя государствами.
В ноябре 1932 года, Иван Михайлович Майский получил верительную грамоту и официально стал послом СССР в Великобритании. Одной из основных его задач стало налаживание между Союзом и Англией доверительных отношений. Ведь вплоть до 1933 года между странами были разорваны экономические отношения и только возможность Франции вырваться в мировые лидеры, заставила английское правительство возобновить связи с советами. Стоит сказать, что политический истеблишмент Англии не был однородным. Весь господствующий класс был разделен на две группы: те, кто считали, что Британия может мирно сосуществовать с СССР и, те кто считал, что конституционная монархия не может вести никаких дел со страной строящегося социализма. Последняя группа, ярким представителем которой был Невилл Чемберлен, была достаточно влиятельной. Чемберлен искренне считал, что даже в ущерб национальным интересам Англии, они должны любыми способами атаковать СССР. Что собственно и просматривается в политике Британии. Сегодня, мы можем сказать, что эта политика была как минимум недальновидной. Когда в Германии к власти пришел Гитлер, британское правительство, как собственно говоря и вся правящая элита Германии, не воспринимала ни самого будущего первого наци Германии ни его политическую силу, как что-то стоящее и значимое, считая его лишь марионеткой, с помощью которого можно творить историю. Великобритания действительно хотела расправиться с СССР чужими руками. Во многом именно для этой цели были подписаны Мюнхенские соглашения, позднее названные «Мюнхенским сговором». Все надеялись на то, что Гитлер обратит свое внимание на Советский Союз, а их, как молчаливых союзников, не тронет. Ведь, никто не хотел снова большой войны. Как показала история- они оказались сильно не правы. Да, можно с уверенностью сказать, что и Чемберлен, и Даладье были мастерами политических переговоров, считая искренне, что мирное решение конфликта, лучше, чем любой силовой метод. Чего нельзя было сказать о советском руководстве, людях решительных и во многом бескомпромиссных. Они лучше чувствовали Гитлера и понимали его намерения, доподлинно зная, что такие люди не останавливаются.
Во многом безграмотная политика двух лидеров Англии и Франции позволила нацистам наплевать на положения, подписанного соглашения и захватить все чешские земли. В тот момент, когда СССР пытался прийти на помощь Чехословакии, Польша – высказала твердый отказ в перемещении советских войск через свою территорию, чем обрекла многих людей, в том числе и себя в будущем, на завоевания Гитлера. Никакой реакции от мировых лидеров за завоевание Чехии не последовало, а нацисты все больше убедились в том, что любое их действие – правое. С этого момента они начали планировать нападение на Польшу, все ближе подходя к государственной границы СССР.
Готовилось ли советское руководство к войне с Германией? Не могу согласиться с официальной историографией. Нет, советы не были готовы к войне и не планировали ее. До начала Второй мировой войны, Гитлер все же считался рукопожатным и все подписанные им и его приспешниками документы имели юридическую силу.
Хотел ли Сталин подписывать договор с Германией? Скорее нет, чем –да. СССР понимало, что находится в достаточно безвыходном положении. Ни Англия, ни Франция не желают заключать никаких договоров с СССР, все попытки подписать хоть-какой-то договор, были не более чем фикцией, ведь в действительности подписывать соглашение никто и не собирался. Было достаточно много спорных вопросов, уступать по которым ни одна сторона не хотела. Война подбиралась все ближе и желая укрепить и свои границы и минимизировать возможность нового конфликта вынудило Сталина пойти на подписание договора с Гитлером. Это решение основывалось исключительно на политических реалиях тех лет.
По сути политика Чемберлена и Даладье толкнули СССР «в объятия» Германии. Они проводили такую внешнюю политику, которая полностью устраивала Гитлера и не устраивала Сталина. Англия и Франция развязали «руки» Германии, давая возможность реализовывать даже самые дерзкие планы.
Была ли возможность у СССР не подписывать данный Московский договор? Объективно – нет. Границы Германии все ближе подходили к границам СССР. Франция и Англия безропотно наблюдали за бесчинствами Германии. Да, сейчас читая официальную историю – можно прочитать догму, что СССР желая оттянуть начало войны был вынужден подписать договор с Германией. Однако, это не совсем так. В 1939 году Германия и не собиралась нападать на Союз. После весны 1945 года мы обладаем всеми документами Рейха, в которых нет ни единой записи о том, что готовиться нападение. Люди военные, меня поймут, что невозможно организовать военные действия за неделю – две. Это большой процесс планирования, организации, расстановки сил и средств; подвоз продовольствия, амуниции, боеприпасов, организация работы и логистики, в тылу и на будущем фронте и многое-многое другое.
Как уже было сказано выше, предтечей подписания договора с Германией были именно политические мотивы. В 1939 году СССР скорее могло готовиться к войне с Англией и Францией, которые и показывали свой недоброжелательный настрой. Германия же напротив, всецело показывала поддержку СССР. Не верить Гитлеру у Сталина не было причин. Когда началась советско-финская война, Германия не стала на сторону финнов, которые так же были с ней в дружественных отношениях. Мало того, что этот договор был выгоден обоим странам. Как бы то ни было, часть земель сегодняшней Украины, которая досталась Польше, после неудачных для СССР военных операций, все еще интересовала Сталина. И возможность получить своеобразный реванш, очень прельщало советское руководство. Не говоря уже об объединении Украины. Хотя, лично я считаю это большой ошибкой. С 1939 года и по сегодняшний день – эти две части Украины так и не ужились вместе.
Германия же получила фактическое согласие на захват Польши, а ближайший сосед – СССР, не стал вмешиваться в конфликт, забрав лишь часть территорий, которые били обозначены в секретных протоколах. Этот договор действительно был выгоден и Германии, и СССР того времени.
Наверное, именно по этой причине И.М. Майский позже скажет, что договор 1939 года с Германией «был единственный выход, навязанный нам глупо преступной политикой Чемберлена и Даладье». Его слова в своих книгах не раз подтверждает и Черчилль. В 1938-1939 годах Гитлера еще можно было остановить. Нужна была исключительно политическая воля сильных мира сего и желание построить, еще на тот момент, в послевоенном мире, добрососедские отношения со всеми странами континента. Политические амбиции, желание навредить другому, вынудили СССР пойти на сделку с Гитлером, возможно, понимая, что это и ненадолго. Но какое соглашение рассматривается в долгую? Как сейчас, так и тогда, находясь во многом в изоляции от остального мира, новая, развивающаяся страна –СССР, пыталась обезопасить себя, построить нормальные отношения с соседями и естественно получить дивиденды от сделки.
Можно ли осуждать правительство СССР? – Нет! Каждая страна пыталась восстановиться после Первой мировой войны и вырваться на мировую арену со статусом сверхдержавы. Использовали любые возможные способы для достижения этой цели. Предугадать, что ситуация сложиться именно таким образом – было просто невозможно. Слишком мал был срок правления Гитлера и слишком молодое еще было государство Советский Союз.