Найти в Дзене
Цветущая сложность

"Живописный техницизм"

Обходя великолепные храмы Ростова Великого, удивительно было оказаться на выставке картин художников-конструктивистов начала XX века. Вообще, тема взаимосвязи технологических, культурных и социальных революций очень важна для понимания "механики" становления новых укладов. На примере конструктивизма мы видим такую взаимосвязь. Данное направление живописи провозглашало «техническую целесообразность» в качестве формальной художественной догмы, было конгруэнтно новейшей технике. А художественно-эстетические проблемы теоретиками конструктивизма рассматривались через призму радикального перелома в социальной жизни общества. Подходящей иллюстрацией к данному тезису является картина одного из пионеров конструктивизма Владимира Стенберга "Рабочий у машины", которую я увидел на выставке. К ней были даны такие пояснения: «Композиция выстроена настолько отточено и безупречно, что и фигура, и сложные металлические конструкции кажутся единым целым. Абрис головы, плеча, локтя человека сливается с фу
Владимир Стенберг. "Рабочий у машины"
Владимир Стенберг. "Рабочий у машины"

Обходя великолепные храмы Ростова Великого, удивительно было оказаться на выставке картин художников-конструктивистов начала XX века. Вообще, тема взаимосвязи технологических, культурных и социальных революций очень важна для понимания "механики" становления новых укладов.

На примере конструктивизма мы видим такую взаимосвязь. Данное направление живописи провозглашало «техническую целесообразность» в качестве формальной художественной догмы, было конгруэнтно новейшей технике. А художественно-эстетические проблемы теоретиками конструктивизма рассматривались через призму радикального перелома в социальной жизни общества.

Подходящей иллюстрацией к данному тезису является картина одного из пионеров конструктивизма Владимира Стенберга "Рабочий у машины", которую я увидел на выставке. К ней были даны такие пояснения:

«Композиция выстроена настолько отточено и безупречно, что и фигура, и сложные металлические конструкции кажутся единым целым. Абрис головы, плеча, локтя человека сливается с функциональными деталями машины, словно воплощая живописными средствами одну из задач начертательной геометрии – сопряжение окружностей. Проблема слияния воедино «органического» и «технического» (проблема не столько изобразительного, сколько мировоззренческого характера) достигла предельной пластической реализации, являя пример своеобразного «живописного техницизма».

Владимир Стенберг (со своим братом Георгием до его гибели в 1933 году) оформлял спектакли А.Я.Таирова, рисовал киноафиши, был главным художником Днепростроя, а еще многие годы являлся художником-оформителем Красной площади в Москве.