Найти в Дзене

Что не так с Пантеоном в Риме?

В центре Рима находится древнейшее сооружение – Храм всех богов – Пантеон. Весь ученый мир считает датой окончания строительства столь знакового сооружения 126 год н.э.. Хотя никаких подлинных документальных подтверждений никогда не существовало. Исследователи до сих пор опираются лишь на некоторые события и косвенные данные, описанные якобы в старинных рукописях и легендах, которые были придуманы в эпоху Возрождения. Так что мы знаем из официальной истории? Римская легенда гласит, что когда-то на месте Пантеона находился храм, посвященный Ромулу, легендарному основателю и первому царю Рима, и именно с этого места он вознесся на небеса. А всего храмов с условным названием «Пантеон» было три. Строительство первого началось в 27 году до н.э. по приказу Марка Агриппы — полководца, зятя и сподвижника императора Октавиана Августа. Многие ошибочно считают Агриппу строителем Пантеона из-за надписи, сохранившейся на фронтоне: «М. AGRIPPA L F COS TERTIVM FECIT» («Марк Агриппа, сын Луция, избран
Пантеон в Риме
Пантеон в Риме

В центре Рима находится древнейшее сооружение – Храм всех богов – Пантеон. Весь ученый мир считает датой окончания строительства столь знакового сооружения 126 год н.э.. Хотя никаких подлинных документальных подтверждений никогда не существовало. Исследователи до сих пор опираются лишь на некоторые события и косвенные данные, описанные якобы в старинных рукописях и легендах, которые были придуманы в эпоху Возрождения.

-2

Так что мы знаем из официальной истории? Римская легенда гласит, что когда-то на месте Пантеона находился храм, посвященный Ромулу, легендарному основателю и первому царю Рима, и именно с этого места он вознесся на небеса. А всего храмов с условным названием «Пантеон» было три.

Строительство первого началось в 27 году до н.э. по приказу Марка Агриппы — полководца, зятя и сподвижника императора Октавиана Августа. Многие ошибочно считают Агриппу строителем Пантеона из-за надписи, сохранившейся на фронтоне: «М. AGRIPPA L F COS TERTIVM FECIT» («Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это»), однако построенное им здание было разрушено во время большого пожара в 80 году н.э. Пантеон был заново возведен при императоре Домициане, но и это здание долго не прослужило.

И только на третий раз, при императоре Адриане в 118-126 гг. н.э., удалось построить тот грандиозный храм, который стоит уже 1900 лет. Фасад здания, построенный при Марке Агриппе при этом сохранился, как и надпись с его именем. А проект третьей версии Пантеона приписывают Аполлодору Дамасскому, известному греческому архитектору и инженеру, автору колонны и форума Траяна.

13 мая 609 года языческий храм был освящён как христианская церковь Святой Марии и Мучеников (Santa Maria ad Martires), когда византийский император Фока подарил храм папе Бонифацию IV.

Так что в этой официальной версии не так? А все не так!

Для начала никакого античного периода Рима никогда не существовало.

Капитолийская волчица
Капитолийская волчица

Знаменитая бронзовая Капитолийская волчица – изображающая волчицу, вскармливающую молоком двоих младенцев — Ромула и Рема, легендарных основателей города Рима, считающаяся долгие века явным подтверждением античного Рима, оказалась скульптурой 13 века. Рим – это не античный, а обычный средневековый город. Это подтверждают крестоносцы первых крестовых походов, которые в 13 веке даже не слышали о существовании Рима.

Поэтому, все древние байки строительства Пантеона, как храма античный Богов, откинем в сторону, и не будем тратить время на глупые легенды и вымышленные сказки. Лучше переключимся к позднесредневековым источникам.

Если проанализировать имеющие данные по строительным технологиям, самый ранний период строительства Пантеона, ну никак, не выходит за 15 век, а глобальная реконструкция или переделка храма была явно в 19 веке.

Так есть этому подтверждение? Давайте проследим все имеющиеся этапы строительства и реконструкций Римского Пантеона!

Купол Пантеона
Купол Пантеона

Для начала, откуда пошла мода на шарообразные купола храмов? Оказывается, это мода пришла из Византии, из Константинополя или царь Града – кому, как удобнее.

-5

Все средневековые храмы Константинополя имели шарообразные купола огромных размеров. Но с падением города в 1453 году, от рук османов, многие богатые византийские священнослужители и правители сбежали на Апеннинский полуостров, где решили возродить основные византийские архитектурные традиции. Вот, почему, многие якобы античные сооружения Рима, ипподромы, амфитеатры и храмы, точные близнецы Византийским сооружениям в Константинополе.

Вот, почему, строительство византийских зданий с куполами в Риме началось в годы падения Константинополя, то есть в середине 15 века.

Альберти Леон Баттиста
Альберти Леон Баттиста

Давайте обратимся к знаменитому итальянскому ученому, математику, литератору и архитектору 15 века - Альберти Леону Баттиста. Именно ему и принадлежит авторство знаменитого стиля эпохи Высокого Возрождения – под античность.

-7

Именно он и придумал этот стиль зданий, с колоннами и арками. Именно он и придумал триумфальные арки и разработал их дизайн.

Так вот, в 1450 году очень богатый венецианец Сигизмондо Малатеста, поручил Альберти отреставрировать, точнее, переделать готическую церковь Сан-Франческо в Римини (храм Малатесты), в византийский стиль.

-8

Архитектор предложил украсить фасады триумфальными арками, треугольным, как бы сегодня сказали, античным фронтоном и главное, новым огромным шарообразным куполом, по византийскому образцу.

Размер здания, как и размер купола должен был превзойти знаменитый Пантеон. Вот памятная медаль того времени, выпушенная во время строительства церкви. Как видите, купол реально огромен.

Все началось отлично, но после смерти Малатесте, строительство застопорилось, и так до конца не было завершено. Даже без купола это здание впечатляет.

-9

Самое интересное, что Альберти придумал новую технологию изготовления огромных куполов, с применением в конструкции кирпича и облегченного бетона. В бетон он предложил добавлять вулканическую пемзу, которой было полно в округе.

Стоп! А ничего вам это не напоминает?

Купол Пантеона
Купол Пантеона

Правильно! Точно такую технологию строительства купола имеет и якобы античный Римский Пантеон. Но это же технология архитектора Альберти.

В 15 веке, Альберти стал автором более десятка огромных монументальных сооружений в Италии.

Базилика Сант Андреа
Базилика Сант Андреа

Знаменитая Базилика Сант Андреа (в Мантуя) 1472 года, правда, окончательно достроенная только в 18 веке. Это поистине огромный католический храм, своим внутренним убранством очень сильно напоминает Римский Пантеон. Как видите, все католические храмы с 15 века почему-то имеют много сходства с античными языческими богами. А все просто. Все якобы языческие храмы – это и есть средневековые христианские храмы.

У Альберти были талантливые ученики, которые и продолжили строительство в Риме, по новомодному направлению своего учителя.

Как ни странно, именно в начале 16 века и появляются первые короткие упоминания о Римском Пантеоне. Не какие-то древние сказки и легенды, вымышленных якобы античных философов, придуманных опять же в 15 веке, а именно письменные свидетельства и наглядные картины и рисунки.

Так, когда же был построен Пантеон? И в этом нам поможет знаменитый итальянский живописец и архитектор конца 15, начала 16 века Рафаэль Санти. Тот самый Рафаэль, что нарисовал «Сикстинскую мадонну».

Зарисовка Римского Пантеона Рафаэлем Санти
Зарисовка Римского Пантеона Рафаэлем Санти

Так вот, мало, кто знает, внутренний интерьер Римского Пантеона в начале 16 века проектировал, строил и расписывал сам Рафаэль. По воспоминаниям, современников, Рафаэлю достались голые кирпичные стены Пантеона.

То есть, до Рафаэля в Пантеоне стены внутри не были расписаны. Так о каком богослужении, якобы с 7 века в этом соборе могло идти речь, если к началу 16 века, Пантеон находился изнутри, по сути, в черновой отделке. К тому же ни одной картины Пантеона, ранее 16 века не существует. Получается, Пантеон был построен либо в самом конце 15, а вероятнее в самом начале 16 века. Поэтому он и существовал только на чертежах к этому времени.

-13

Все последние годы Рафаэль посвятил Пантеону, обложил его изнутри мрамором, нарисовал картины, спроектировал мозаику и т.д.. Даже занимался внутренними проектными работами, в частности алтаря. Сохранились наброски Рафаэля будущего внутреннего убранства Пантеона. Завещал похоронить именно в Пантеоне, как в главном своем творении. Люди часто просят захоронить их в тех объектах, к которому они имеют прямое отношение, либо в династическом смысле, либо, как авторы проектов. Поэтому, Рафаэля можно с большой уверенностью отнести к одному из авторов Пантеона.

Это можно проследить по трактату «Четыре книги архитектуры» итальянского архитектора 16 века Андреа Палладио. Впервые этот труд был опубликован в четырех томах в 1570 году в Венеции, иллюстрирован гравюрами на дереве по собственным рисункам автора.

-14

Сами рисунки изготовлялись в первой половине 16 века. Так вот, там нет настоящего изображения Пантеона, а только его наброски, схемы и чертежи в разрезе. Видно, что Пантеон еще не был достроен.

-15

Одна из первых картин настоящего Пантеона – это картина голландского художника 16 века Виллема ван Ниуландта второго. На этой картине здание Пантеона явно заброшено. Не удивительно.

-16

В начале 16 века по Европе прокатилась серия страшных землетрясений и наводнений, которые буквально разрушили и смыли, с лица земли многие города Европы. Особенно сильно досталось Риму. Поэтому столько земли и накидало вокруг Пантеона. Он временно заброшен. Жизнь в Риме практически остановилась. Рим весь реально был в развалинах. Лишь к середине 16 века в Рим вернулась жизнь и город стали восстанавливать заново. Не удивительно, что именно в 1583 году Римский Папа впервые перебрался в Рим из Франции.

16 век
16 век

После восстановления Католического собора, именно в середине 16 веке, который сегодня, неверно, называют античным Пантеоном, на портике, по центру появляется маленькая башня с крестом и колоколом. Это можно отчетливо увидеть на гравюре 1550 года Хендрика ван Клева III, где отчетливо видна одна колокольня по центру портика.

17 век
17 век

В 17 веке, папа Римский Урбан VIII заменил центральную колокольню на две башни-близнецы, называемые в народе «уши осла», которые просуществовали почти 200 лет до конца 19 века. Все это время это был обычный католический собор, и никто в Риме даже не догадывался о том, что они молятся в античном храме. Во время Наполеона, над Пантеоном нависла угроза. Французский император подписал указ о перестройке и расширении улиц Рима. Под снос попал и Пантеон.

Но война с Россией поменяла планы. К сносу Пантеона вернулись местные власти в Риме уже в 1873 году. Пантеон мешал развитию городской инфраструктуры.

19 век
19 век

Церковь закрыли, даже стали частично разрушать сам Пантеон, две башни-колокольни снесли, разобрали ограждение между колонн, но опять вмешался случай.

Общественность предложила сделать из католического собора – античный храм Богов и привлекать туристов. На общем собрании и порешили: опять восстановить богослужение в Пантеоне, но объявить миру, что это античный храм Богов. А вымышленных легенд и поддельных документов уже было предостаточно, чтобы поверить в эту небылицу. Так и ходим мы по Пантеону и не догадываемся, что это обычная христианская церковь Санта-Мария дель Мартири конца 15, начала 16 века.

-20

А как же знаменитая надпись на фронтоне Пантеона, указывающая на античность постройки здания? – спросят многие. Фронтонная надпись на латыни в переводе обозначает: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Да ни как!

-21

На всех гравюрах и картинах 16 века на фронтоне не было никаких надписей. Там было чисто. Известная нам надпись появилась только в 18 веке.

1878 год
1878 год

Причем, саму надпись даже меняли в конце 19 века на какую-то другую. Вот, фото 1878 года. Качество плохое фото, но и так видно, что надпись совершенно другая. Та, что относиться к надписям Рима нужно весьма осторожно. На заборе тоже много чего пишут. Нельзя же всему верить! Вот и все!!!

Не забываем подписаться на мой канал, поставить лайки и оставить комментарии!!!