Найти в Дзене
Сьеджин

В кино тоже есть пилоты, только это не люди

И они не летают, но дают жизнь сериалам. В сценаристике есть понятие драфт – от английского "черновик", а у сериалов есть пилот – пробная серия. У этого явления есть и своя история и свои истории. Переписывать сценарий можно относительно недорого – покорми сценариста, и он будет готов до следующего приёма пищи работать. Так продюсеры добиваются нужного текста и внесения всех правок. И если какие-то правки не работают или путают всю историю, их легко переписать обратно – за копипасту спасибо разработчикам! А вот если целый сериал сняли, то переснимать будет стоить столько же денег, если не дороже! А где они бывают лишними? С развитием сериального искусства студии и телеканалы столкнулись со снижением качества поставляемых серий. И с этим надо было что-то делать. А на телевидении с сериалами всё обстоит как у дольщиков со строителями. Строителю денег взять на стройку неоткуда – кредит дорого, потому и набирают будущих жильцов под обещание обеспечить крышей над головой в определённый срок

И они не летают, но дают жизнь сериалам. В сценаристике есть понятие драфт – от английского "черновик", а у сериалов есть пилот – пробная серия. У этого явления есть и своя история и свои истории.

Кадр из сериала «Полицейский с Ютуба» – 9PANDAS, 2021
Кадр из сериала «Полицейский с Ютуба» – 9PANDAS, 2021

Переписывать сценарий можно относительно недорого – покорми сценариста, и он будет готов до следующего приёма пищи работать. Так продюсеры добиваются нужного текста и внесения всех правок. И если какие-то правки не работают или путают всю историю, их легко переписать обратно – за копипасту спасибо разработчикам! А вот если целый сериал сняли, то переснимать будет стоить столько же денег, если не дороже! А где они бывают лишними?

С развитием сериального искусства студии и телеканалы столкнулись со снижением качества поставляемых серий. И с этим надо было что-то делать. А на телевидении с сериалами всё обстоит как у дольщиков со строителями. Строителю денег взять на стройку неоткуда – кредит дорого, потому и набирают будущих жильцов под обещание обеспечить крышей над головой в определённый срок.

У кинематографистов точно так же – банковские кредиты зло, а за свои снимать чудаки закончились. Были такие и прогорели – канал на готовый сериал смотрит с прищуром – понимают, что продюсеры сняли и по-любому продать должны, можно ручки выкручивать. Или сам сериал получался не ахти каким и каналы брать не хотят. Или не за те деньги. Поэтому студии и стали сначала предлагать идею, потом сценарий, втягивая телепродюсера в сериал по самые уши. А когда тот готов морально, подписывают договор, берут деньги и только после этого снимают.

Так и получается, что студии снимают сериалы исключительно под заказ телеканала или он-лайн кинотеатра. А иначе не продашь готовое изделие за сумму мечты. Есть современные примеры – один из моих любимых сериалов «Полицейский с Ютуба» снимался студией самостоятельно не под кого. У ребят была задача показать, как они могут и на этом войти в сериальную индустрию. И сериал получился настолько хорош, что появились рекламодатели, и получилось выпустить второй сезон.

Фрагмент промо материалов сериала «ИП Пирогова» – START, 2019
Фрагмент промо материалов сериала «ИП Пирогова» – START, 2019

Но так везёт не всем. Студии, особенно крупные – это серьёзный много миллиардный бизнес. Тут никто рисковать не станет. А маленькие студии и подавно – им просто рисковать нечем. Поэтому и появились пилотные серии. Зачастую это первая серия, завязка истории, по которой можно понять:

  • Справляется режиссёр со своей работой;
  • Подходят ли актёры на свои роли;
  • Правильно ли снимает оператор картинку;

И все остальные моменты, которые не видно из текста сценария. Сам сценарий к моменту съёмок пилота уже на 100% утверждён с заказчиком. А вот справится ли съёмочная группа и её костяк с задачей – можно увидеть только на экране. Для этого пилоты и снимают. И так бывает, что после снятого пилота заказчик отказывает студии в деньгах.

Нет, если сценарий утверждён и заказчик в сериале заинтересован, то конечно, будут внесены правки уже не в сценарий, а в состав съёмочной группы, вплоть до смены режиссёра, оператора-постановщика, актёров. Да-да, даже на главные роли, или именно на главные роли, пригласят других актёров со своим режиссёром. И обязательно своего продюсера в состав группы включат. Для контроля.

Но бывает и так, что с первого раза всё заходит, звёзды складываются в рисунок короны и снятый пилот переснимают для чистового сезона лишь немного. При этом режиссёр, актёры, локации – всё остаётся на месте. Так случилось с сериалом «ИП Пирогова» – пилот был принят с минимальными пожеланиями от телеканала и всего вышло аж пять сезонов. Но это редкость. И пилотные серии поэтому снимают не так дорого, как будет сниматься весь сезон.

Фото со съёмок фильма «Экипаж» 2016 года – под тему заголовка
Фото со съёмок фильма «Экипаж» 2016 года – под тему заголовка

На пилотах допускается некоторая условность. Машины героев подешевле, локации для съёмок не в павильонах, а в реальных квартирах, костюмы чуть поношенные… Ну а кто будет вкладываться по максимуму, если высока вероятность поной смены концепции? Понятно, что чудаков нет. Кино это бизнес, а сериалы это бизнес втройне, потому что помимо студий, на сериалах зарабатывают телеканалы и он-лайн платформы.

Особо богатые студии сейчас взяли моду снимать пилоты не под конкретного заказчика – рискуют, но по-умному. Они везут снятые пилоты на кинорынки и заманивают телеканалы и он-лайн кинотеатры наглядным примером. И чем больше звёздных лиц и хорошо узнаваемых имён в титрах, тем лучше. Продюсеры тоже люди и ведутся на блесну не хуже щуки.

Эту статью я написал потому что на моём канале в telegram сегодня новость о начале съёмок нового пилота с очень известным актёром. Формат коротких новостей лучше читается именно в телеге, поэтому канал там дополнение, а не замещение Дзену.