Найти в Дзене
УралLIVE

Чем поэзия отличается от стихов?

Поэт Андрей Санников для УралLIVE …Отвлекусь сначала вот на что: мимика и родной язык. Учёные выяснили, что речевой аппарат у человека формируется а) с учётом языка, на котором он говорит, б) годам к восьми полностью. То есть стандартная неконтролируемая мелкая/мельчайшая моторика лицевых мышц у взрослого человека, который в детстве говорил по-русски, и у человека, который в детстве говорил только на японском, будут разные. Мимика лица будет разной у двух близнецов, говоривших в детстве на разных языках!.. И мы на «автопилоте» различаем лица тех, для кого русский родной, и лица шведские или чешские. Чудеса. То есть британец произнести слово «любовь» по-русски не сможет. Потому что пользуется для произнесения слова «любовь» своими «говорительными» мышцами по-иному и в другом порядке, чем русскоговорящий. И поэтому скажет «любойфь». Это очень, очень любопытное наблюдение и очень доверчивое. А вот теперь о собственно поэзии. По моим наблюдениям, поэзия вообще прекращается, если относиться

Поэт Андрей Санников для УралLIVE

…Отвлекусь сначала вот на что: мимика и родной язык.

Учёные выяснили, что речевой аппарат у человека формируется а) с учётом языка, на котором он говорит, б) годам к восьми полностью.

То есть стандартная неконтролируемая мелкая/мельчайшая моторика лицевых мышц у взрослого человека, который в детстве говорил по-русски, и у человека, который в детстве говорил только на японском, будут разные. Мимика лица будет разной у двух близнецов, говоривших в детстве на разных языках!..

И мы на «автопилоте» различаем лица тех, для кого русский родной, и лица шведские или чешские.

Чудеса.

То есть британец произнести слово «любовь» по-русски не сможет.

Потому что пользуется для произнесения слова «любовь» своими «говорительными» мышцами по-иному и в другом порядке, чем русскоговорящий. И поэтому скажет «любойфь».

Это очень, очень любопытное наблюдение и очень доверчивое.

А вот теперь о собственно поэзии. По моим наблюдениям, поэзия вообще прекращается, если относиться к ней как к философии или назиданию.

Пушкин же говорил: «Поэзия должна быть глуповата».
Как он прав!

Волшебство, волшебство, доверчивость.

Вам кто-нибудь начнёт рассказывать о задачах и проблемах поэзии — не слушайте такого умника, машите на него руками — «уйди, не мешай!».

Поэзия — это же детское сердце, всему верит.

Нет у детского сердца «задач».

Позовут первоклассника сочинить стишочек на конкурс «Люблю любимый свой город», а ребёнок напишет про свою дурацкую кошку, а не про городское благоустройство.

Разведут организаторы руками, вздохнут — «такие дела!».

Ну то есть технически перед нами может быть чётко и умело организованный текст, наполненный «образностью», использующий качественные рифмы и т. д. Такой очень правильный стихотворный текст. Полезный.

Но такой текст, оказывается, совершенно не обязательно является поэзией.

А как определить, что перед вами поэзия? А от настоящей поэзии наступает изменённое состояние. Как от (извините) алкоголя. Или от головокружения. Или снящегося сна.

А от «просто стихов» изменённое состояние не наступает.

Прочитаем мы у Есенина —

Мир мой ласковый, мир мой древний –

ты, как ветер, затих и присел,

и повелооооо нас, как пьяных, куда-то вбок, и лицо у нас блаженное-блаженное и светлое.

А вот что конкретно Есенин нам сказал-то?

А? Где польза? Где легко запоминающиеся афоризмы? Нету?

Нету. Это поэзия, а не инструкция.

Поэзия — высшая форма речи.

Читайте колонку Андрея Санникова. Частушка — гениальный модернистский жанр. Часть3.

🚀 Подписывайся на УРАЛLIVE

Ещё больше новостей в нашем ТГ-канале!