Найти в Дзене

Таксисты не горят желанием пересаживаться на отечественные авто.

Нашумевший закон о локализации такси могут рассмотреть в Госдуме во втором чтении уже 13 мая.

Депутаты намерены пересадить таксистов на российские автомобили, соответствующий законопроект уже прошел первое чтение в Госдуме. Основные доводы в его пользу — поддержка нашего автопрома и создание новых рабочих мест. Как следует из пояснительной записки, если инициатива претворится в жизнь, «будет сформирован значительный (порядка 100 тыс. автомобилей ежегодно) рынок сбыта для отечественных автопроизводителей».

Документ вызвал огромный резонанс в профессиональном сообществе. Перевозчики по всей стране высказываются против принятия документа в существующем виде. На недавнем круглом столе в Петербурге, посвященном локализации такси, свои опасения высказали представители таксопарков, ассоциации такси и частные водители Северо-Запада.

Основной лейтмотив выступлений можно описать коротко: частные перевозчики покупают машины за свои деньги, поэтому должны иметь право выбирать автомобили, наиболее подходящие для работы — по качеству, удобству и экономике. Отечественные модели, по их мнению, пока не являются фаворитами по данным показателям.

Это подтверждает и опрос, проведенный Общественным советом по развитию такси среди крупных российских перевозчиков, совокупный автопарк которых составляет 150 тысяч машин.

Его результаты свидетельствуют, что наиболее часто из отечественных моделей в такси используются LADA Granta, LADA Vesta и на третьем месте Москвич-3. Но их эксплуатация вызывает нарекания. Более половины опрошенных указали, что тратят более 70 000 рублей на обслуживание одного автомобиля в год, а 63% заявили, что три и более раза в год были вынуждены делать неплановые ремонты. А самое неприятное — серьезный ремонт требовался уже в течение первого года эксплуатации, и чаще всего - при пробеге до 50–70 тысяч км (с этим столкнулись 63% участников опроса). Высказывались претензии и к уровню гарантийного обслуживания, срокам диагностики, доступности оригинальных запчастей. Альтернатива — ремонт с использованием комплектующих с авторазборов.

И как итог: более 70% перевозчиков предпочли бы заменить текущие отечественные автомобили на иномарки.

Озвучили представители отрасли и требования к современному автомобилю для такси. Это должен быть седан — с дисковыми тормозами, умеренной шумоизоляцией и салоном из экокожи. Для удобства пассажиров необходимы подогрев передних сидений и разъемы USB. Двигатель — атмосферный, объемом 1,5–2 л (ресурс от 300 000 км). Привод — передний, коробка — автомат, расход топлива — до 7 л на 100 км. Цена — 1–1,5 млн рублей. При этом остаточная стоимость через три года эксплуатации должна быть не ниже 60%.

Но вот как раз таких автомобилей среди отечественных моделей представители таксопарков не нашли. Стоит также отметить, что российские легковушки в принципе рассчитаны на семейный, а не коммерческий вариант использования.

Впрочем, претензии к законопроекту по локализации появились не только у представителей отрасли. Замечания и предложения поступали из экспертного управления президента РФ, Российского союза промышленников и предпринимателей, «Деловой России», а также — из силовых структур, представители которых, в частности, сочли избыточным и необоснованным создание информационной системы для учета сведений о моделях транспортных средств, отвечающих требованиям машины, используемой в качестве легкового такси. Вместо этого предлагается создать просто перечень моделей транспортных средств. Под имеющиеся требования, по оценке АНО Союз пользователей цифровых платформ «Цифровой мир», сейчас подходят четыре модели АвтоВАЗа: Lada Vesta, Granta, Largus и Aura.

«Речь идет о некоем списке, внесение в который конкретных моделей будет разрешать их использование в качестве такси. Однако и в этом случае понадобится выработка ряда критериев, при соответствии которым машину будут добавлять в перечень. Почему бы к ним дополнительно не отнести, например, требования по безопасности, надежности и комфорту. Также, возможно, на переходный период стоит подумать о разрешении работать в такси для всех автомобилей, выпускаемых на территории РФ, вне зависимости от степени локализации», — заявил в комментарии «РосБалту» автоэксперт Вадим Красиков.

По словам эксперта, если бизнесмен, занимающийся перевозками, увидит качественный отечественный автомобиль, комфортный, надежный в эксплуатации, с высоким гарантированным пробегом, хорошим обслуживанием — да еще и по вменяемой цене, то он даже без всякого обязывающего закона непременно сделает выбор в его пользу.

«Локализация — это прекрасно, все — за. Но необходимо делать упор на повышение качества выпускаемой продукции, а не только лишь на ограничение конкурентов. Пока, к сожалению, то же повышение утильсбора не поспособствовало улучшению качества наших авто. Печально, если и новая мера поддержки не приведет к технологическим прорывам в этой сфере», — высказывает мнение Красиков.

По данным участников рынка, в центральных регионах страны доля отечественных машин в автопарках варьируется от 20% до 40%. Больше всего таких машин в провинциальных городах. В то же время в Приморье доля российских авто, задействованных в системе перевозок, ничтожно мала. Если же говорить о столицах, то в Петербурге, например, этот показатель чуть выше 20%, в Москве — около 30%.

При этом в Сибири и на Дальнем Востоке, а также в небольших населенных пунктах таксопарки занимают меньшую часть рынка — здесь пассажиров активно возят «частники», являющиеся самозанятыми. И они уж точно не смогут выполнить норму по локализации — с учетом дороговизны автомобилей и кредитов. А лизинг, которым активно пользуются автопарки, им не доступен. А значит — велик риск роста «теневого извоза». Если, конечно, не предусмотреть определенных программ поддержки — или не вывести индивидуальных перевозчиков из-под действия закона.

Между тем более двухсот петербургских таксистов поддержали обращение к президенту Владимиру Путину и в Государственную думу профсоюза самозанятых «Новый труд» с просьбой доработать законопроект. Отмечая важность поддержки отечественного автопрома, подписанты выражают опасения, что без внесения ряда поправок принятие документа, может обернуться не только уходом ряда водителей в «серый» сектор, но и привести к дефициту транспортных средств на линии и, как следствие, к существенному росту стоимости таксомоторных перевозок.

Как будут развиваться события дальше, станет ясно уже совсем скоро: предполагаемая дата второго чтения законопроекта — 13 мая. Согласно внесенным в документ поправкам, в такси можно будет использовать только машины с определенной оценкой уровня локализации или произведенные в рамках специальных инвестиционных контрактов. При этом срок вступления закона в силу отложен до марта 2026 года.

Подпишитесь на канал "Жизнь Дурова: ЗОЖ, деньги, ИТ" - все самое главное о здоровье, технологиях и деньгах