Найти в Дзене
Пингвины рулят

Яхтинг на Сейшелах - особенности самостоятельного путешествия

Оглавление

Закончил обрабатывать путевые записи и материалы, которые использовал при подготовке и в походе по Сейшельским островам в ноябре 2024 года.

Читайте выводы по итогам самостоятельного путешествия, для тех кто планирует поход по Сейшельским островам под парусами.

Сейшелы - куда и зачем идти, какие острова и стоянки выбрать?

Если честно, то Сейшелы как место для походов под парусом и ради паруса - тема сильно так себе. Могут быть проблемы с ветром – он не стабильный с регулярными шквалами. Могут быть технические ограничения, связанные с состоянием конкретного борта. Может попасться борт, на котором идти под парусом просто откровенно страшно.

Поэтому по факту поход на парусном судне, – это альтернатива сидению на берегу, плюс способ посмотреть острова, на которые иначе не попадешь. Этакий пляжный отдых на воде, со сменой картинок. Добавлю, что хайкинг по самим островам тоже так себе тема – жарко, душно и ничего не видно – джунгли…

Походы на катамаранах в «пляжном» режиме здесь очень популярны. Огромное количество туров на парусных катамаранах организуется в формате круиза со сборными компаниями на борту. А это всегда – шум, гам и наглость «профессиональных» шкиперов в сочетании с их некомпетентностью.

Важно знать где кучкуются такие сборные туры, чтобы не слушать в 3 часа ночи, вопли пьяных британских или еще хуже французских туристов. Самые популярные места у таких туров: Cote D'Or Beach, Anse Lazio на Praslin. Beau Vallon Beach на Mahe – но тут не критично, бухта большая всем места хватит. Если не повезет залетные могут встать рядом с отелем Six Senses Zil Pasyon на Felicite. Что характерно большинство сборных круизов идут сначала в сторону La Digue и Praslin, против часовой стрелки. А последнюю ночь проводят на Beau Vallon Beach. Так что, если пойти наоборот, то есть шансы не встретить их на стоянках совсем.

Традиционный маршрут представляет собой поход до Praslin, проход вокруг La Digue, с посещением днем Curieuse, где обитают гигантские черепахи. Возвращение на Mahe, со стоянкой на Beau Vallon. Стоянок по пути достаточно много на любой опыт, степень уединения и погоду.

Самые популярные стоянки: рядом с La Digue Ferry Harbour на La Digue, рядом с пляжами Cote D'Or Beach и Anse Lazio на Praslin, рядом с Anse St. Jose на Curieuse ну и конечно Beau Vallon на Mahe.

В качестве легкого отклонения от стандартного маршрута, повышающего уединенность и позитив от похода, в этом районе выделю три локации:

1. Стоянка рядом с Six Senses Zil Pasyon на Felicite. Живописное место. Редко кто встает на ночь. Но здесь достаточно сильное стабильное течение. С одной стороны – оно стабилизирует борт. С другой стороны, во время прилива скорость может достигать 2,5 узлов. Купаться и снорклить в это время крайне опасно. Зато на минимуме отлива, при минимальных значениях приливов и отливов, скорость течения падает почти до 0, снорклинг отличный. Вода очень чистая океанская, можно увидеть скатов, небольших акул, мурен, массу рыбок всех цветов и размеров. Дно песок – хорошо держит якорь. Остров хорошо защищает от волны и шквалов с юго-востока.

Круиз с французиками не мог не испортить стоянку на Felicite. Но эти были тихзие. в 23 уже спали.
Круиз с французиками не мог не испортить стоянку на Felicite. Но эти были тихзие. в 23 уже спали.

2. Западная или восточная бухты на Grande Soeur. На ночь тут обычно никто не встает. Место очень приятное для уединенной ночной стоянки. Дальше только океан. Течения немного слабее чем на Felicite. Дно песок – хорошо держит якорь. Остров низкий плохо защищает от шквалов. Хорошо защищает от волн с северо-запада и юго-востока, в зависимости от выбранной стороны острова.

3. Anse Du Riz на Mahe. Чудесный маленький пляж, рядом приличный по сейшельским меркам риф. Течений почти нет. Национальный парк – стоянка платная. Но если честно – оно того стоит. Здесь редко когда бывает больше 2-3 яхт одновременно. Сборные круизы сюда не ходят – ибо дорого. Буи. Бухта хорошо защищена от юго-восточных ветров и шквалов.

Anse Du Riz - идеальное мместо для уединенной стоянки
Anse Du Riz - идеальное мместо для уединенной стоянки

Если состояние борта позволяет, экипаж готов к более продолжительным переходам, то можно выбрать локации и поинтереснее. Из реалистичных в рамках недельного похода:

1. Остров Fregate, при стабильном юго-восточном ветре и волне, можно встать на Anse Macquereau. Очень уединенное и редко посещаемое место. Достаточно сильные течения в сочетании с чистейшей океанской водой и обилием живности в воде. Дно песчаное. Остров не очень хорошо защищает от волны и умеренно защищает от шквалов.

2. Остров Ile du Nord. Более известный как остров Абрамовича. Частный остров. Сойти не получится. При стабильном юго-восточном ветре, можно пойти и встать рядом с северной оконечностью пляжа на западном берегу острова. Умеренные течения и неплохой риф. Дно песчаное, есть крупные камни. Остров не очень хорошо защищает от волны и плохо защищает от шквалов.

3. Остров Silhouette, на северной стороне острова есть удобная стоянка рядом с Anse Mondon. Дно песчаное. Течения слабые. Хорошо защищена от волны и шквалов с юго-востока. По острову есть многочисленные трейлы.

Идем на Silhouette. Облачко над вершиной = завтра будет непогода
Идем на Silhouette. Облачко над вершиной = завтра будет непогода

Особенности погоды на Сейшелах для яхтинга

Какой климат, такой и официальный сайт, такие и прогнозы. То, что в Эгейском море едва укладывается на странице мелким шрифтом, на Сейшелах сводится к 5 строчкам крупным. Тем не менее официальный морской прогноз лежит тут: https://www.meteo.sc/our-products/marine-forecast/ . Об радаре погоды, в этих краях даже слыхом не слыхивали.

Что важно знать о Сейшельской погоде, отправляясь под парусом в моря?

Описываемые в лоциях, интернетах и климатологии, сезоны, хотя и имеют место быть с точки зрения повторяемости ветров. Но, на самом деле, носят весьма условный характер. Т.е. вероятность, что фактическое направление ветра будет совпадать с тем, что предписывается по сезону – чуть выше, чем вероятность, что ветер и волна будут совсем с другой стороны.

Почему? Так получилось, что Сейшелы удачно устроились между двумя поясами гораздо более бурными и имеющими выраженный характер сезонов: экваториальной частью Индийского океана и южными широтами – которые еще называют – ревущие 40-е…. Если вокруг все идет по плану, то и на Сейшелах факт совпадает с COGOW. Но если к северу или югу от Сейшел происходит что-то экстраординарное, то и наблюдать вы будете совсем другую картину чем то, что вам обещала климатология. НО, что важно…, чтобы вы не наблюдали фактически, вероятность что это будет хороший шторм и уж тем более ураган стремится к нулю.

К чему нужно быть готовым, в обычных условиях:

1. Волна между островами не превышает 2 метров, в среднем составляет 0,7-1,2 метра. Вблизи островов, с подветренной стороны обычно составляет 0,2-0,5 метра, в закрытых бухтах практически отсутствует.

2. Ветер между островов превышает значение, указанное в официальном прогнозе на 3-5 узлов и обычно составляет 8-20 узлов. Ветра больше 20 узлов – крайне редкое явление для Сейшел.

3. Шквалы хорошо детектируются по приближающимся дождевым тучам/фронтам. Шквал движется перед дождевым валом и может, в зависимости от размера тучи и удаленности от островов, составлять 25-30 узлов. Направление шквала обычно совпадает с направлением основного ветра. Близость крупного острова может несущественно влиять на направление шквала по сравнению с основным ветром. В зависимости от размера тучи/фронта, шквал может продолжаться от нескольких минут до пары часов.

4. Сухой и влажный сезоны на Сейшелах на самом деле очень условны. На практике дождевые тучки и фронты могут случиться практически в любой месяц года. Просто вероятность будет чуть разная. Бронируя флот, убедитесь, что в комплектацию входит спрейхуд и бимини – эти опции на Сейшелах очень полезные, если с дождями не повезло.

5. Шторма и ураганы случаются крайне редко. Условно раз в 20 лет это уже часто.

Сезоны:

1. С июня по октябрь преобладают южные, юго-восточные ветра в среднем 12-20 узлов между островами. Волна с юго-востока до 2 метров, в среднем 1,2 метр. Вода 28-29С что очень комфортно.

2. С ноября по май, ветра неопределенные, более тяготеющие к северным, со средней скоростью 8-12 узлов. Волна не имеет выраженного направления, совпадает с текущим ветром, в среднем 0,5-1 метра между островами. Вода 30-32С.

При условии, что вы трезво понимаете, что Windy это глобальная климатическая модель, а не «метод прогнозирования волны в конкретной бухте», то можно считать данные прогноза Windy релевантными наблюдаемой фактической погоде на 4-5 дней вперед, по волне и ветру. И на 1 сутки вперед по дождевым тучам/фронтам. Этого достаточно чтобы спрогнозировать вероятность и направление шквалов, на время ночевки, и выбрать правильную стоянку.

Особенности плавания, на что обратить внимание шкиперу

Навигационные карты вдоль прибрежных линий островов часто не достоверны, как по отметкам глубин, так и по нанесенной обстановке. Так что ходить нужно днем, для сложных стоянок заранее скачивать спутниковые снимки, для оценки расположения рифа, отдельных кораллов, песчаных линз на дне, ставить наблюдателя, соблюдать осторожность.

Есть артефакты на картах Navionics в виде песчаных банок посереди океана, а по факту там глубина 70 метров. А значит стоит допустить и обратное, отсутствие на картах того, что на самом деле есть. Встречаются отдельно стоящие скалы в открытом море, как видимые, так и осыхающие только на отливе. Так что рулевому нужно быть внимательным. Тщательно выполнять прокладку маршрута в ручном режиме для понимания обстановки.

Большая часть стоянок предполагает постановку только на якорь. Буи встречаются крайне редко в основном в национальных парках.

Во многих местах дно визуально кажется песчаным, но на самом деле состоит из мелких обломков кораллов. Такое дно плохо держит якорь. Стоит оценить с маской дно до выкладки якоря.

Смотрите на прогноз Windy, для оценки прихода шквалов ночью. Шквалы могут достигать 30 узлов. Так что ставьте якорный алярм и якорную вахту. Даже если вы на якорь встали хорошо, не факт, что ваши соседи с наветренной стороны сделали все так же качественно.

Сейшелы находятся в зоне глобального экваториального морского течения. Имеющего направление с востока на запад со скорость около 1 узла. К нему может добавляться юго-восточная составляющая, в сезон ветров этого направления, увеличивая скорость течения до 1,5 узлов. Острова находятся в зоне умеренных приливов и отливов, с максимальной амплитудой до 1,8 метров, создающих у некоторых крупных островов сильные локальные течения. Как результат сложения всех этих факторов, в некоторых местах могут действовать очень сильные течения. Особо обращу внимание на западный берег острова Praslin – не стоит туда ходить. Другой пример - северо-западная оконечность острова Felicite, где стабильно с востока на запад действует течение, изменяющее скорость в диапазоне от 0,5 до 2,5 узлов, в течение суток. Аналогичная история на Anse Victorin, на острове Fregate. Учитывайте течения при постановке на якорь, купании и снорклинге. Унести в открытое море может легко. В закрытых бухтах на больших островах – течения слабые или отсутствуют.

Стоянки в пределах национальных парков платные. Сбор по количеству пассажиров на борту. Смотрите внимательное на карты – где находятся границы национальных парков. Сборщики денег обычно приплывают в районе 8-9 утра и заканчивают работу около 17. Если вы видите, что соседи вдруг начали массово сниматься с якоря и уходить в море – значит и вам пора, если не хотите платить. И наоборот, если денег не жалко (20-30 долларов с человека, дети до 12 лет бесплатно) и хочется встать в козырном месте, приходите пока сборщики податей еще работают, выбирайте лучшую локацию. Платежи принимаются ТОЛЬКО банковскими карточками.

Стоянки у частных островов бесплатные. Ибо, в собственности находится только остров. Но если вы захотите сойти на берег частного острова, то вам могут или отказать в этом, или взять плату (40-60 долларов с человека).

Остальные стоянки бесплатные.

Обращайте внимание на информацию о подводных кабелях. Их много.

У обитаемых островов, рядом с населенными пунктами сотовая связь есть почти всегда и приемлемого качества. В необитаемых бухтах крупных островов и удаленных островов – связи может не быть – совсем.

Опасности на Сейшелах

Медузы: Теоретически может занести не очень приятных медуз. На практике не встречаются. Но … Бди!

Хищные рыбы: У берега в людных местах их практически не встретишь. На стоянках у удаленных островов и при купании в открытом море особенно на удалении от берега можно встретиться с акулами, барракудами, крупными тунцами. Правила простые – не привлекаем до и во время купания рыб кормом и пищевыми отходами. Не бьем по воде руками, ногами, не прыгаем в воду в открытом море. Т.к. всплески могут привлечь внимание хищников. Наблюдайте за обстановкой во время купания. И все будет хорошо.

Пляжи: На диких островах можно наткнуться на морских ежей и ядовитых и/или колючих донных рыбок разных форм и размеров. Опасность представляют скаты хвостоколы. Сам скат никогда не атакует, но если крупный скат решит, что вы на него напали... то все… конец. На диких пляжах нужно обязательно пользоваться кораллками. На пляжах, оккупированных туристами эти риски сведены к 0. Кто же выживет среди туристов?

Погода: Следим за шквалами. Особенно в темное врем суток, выставляем якорную вахту и алярм.

Солнце: Солнце здесь очень жесткое. Кремы, закрытая одежда, кепки и майки с длинными рукавами, костюмы для купания обязательны.

Кораллы: У островов и на отмелях следим за отдельно стоящими крупными кораллами необозначенными на картах, которые могут быть у поверхности даже в местах со значительными глубинами 5+ метров.

Приливы и отливы: Дельта может достигать 1,8 метров, учитывайте это при выборе стоянки.

Течения: Наблюдаем за течениями и их признаками: бурун или рябь против ветра на воде, обтекание скал водой с наплывом воды над скалой, снос предметов в воде. Учитываем их силу при выборе якорной стоянки, постановке на якорь и особенно при купании. Помним! что течения сильно меняются по силе и направлению в зависимости от фазы прилива/отлива.

Люди: От людей опасности ждать не стоит… У аборигенов всегда акуна-матата. Но двигатели динги стоит на ночь убирать если вы стоите рядом с населенным пунктом. Ибо могут…

Типичная тучка из которой не только идет дождь но и выдувает шквал
Типичная тучка из которой не только идет дождь но и выдувает шквал

Особенности чартерных компаний на Сейшелах. На что обратить внимание на приемку лодки

Чартер на Сейшелах, это полная акуна матата. Но, не в смысле, что у шкипера или экипажа будет легкое и ненапряжное путешествие… А в смысле, что аборигены, работающие в чартерных компаниях, забили на все большой болт и у них ПОЛНАЯ И АБСОЛЮТНАЯ АКУНА МАТАТА. Так что безопасность, комфорт и спокойствие ваше и вашего экипажа, на 100% находится только в ваших руках.

Правда есть и условно хорошая новость… Когда вы будете сдавать борт со всеми вновь обретенными с вашей помощью косяками, аборигены будут по-прежнему находиться в режиме акуна мататы и на ваши косяки скорее всего по традиции забьют болт. Но нужно трезво понимать, что так же точно они не обращали внимание и на косяки всех ваших предшественников. Так что тщательная приемка, проверка работоспособности лодки и 4-5 часов на это, обязательны. Кстати, яхт на Сейшелах очень мало. Да и ходить на них в этих местах дико некомфортно. Климат не тот. Берите катамаран, лучше с дополнительным дизель-генератором и кондиционерами. Катамараны на Сейшелах - рулят.

В каких-то чартерных компаниях персонал чуть лучше, где-то чуть хуже… Но акуна матата в крови аборигенов. Помните об этом.

В моем случае в «немецкой» чартерной конторе катамаран 2018 года был со следующими ключевыми багами:

1. Сгоревшие предохранители цепи вспомогательного генератора.

2. Вспомогательный генератор с минимумом масла и без охлаждающей жидкости.

3. Сорвана резьба фиксирующей гайки самой популярной лебедки. Лебедка саморазбиралась под нагрузкой.

4. Все рулевое управление не зашплинтовано.

5. Левый «генераторный» двигатель за время похода, на пониженных оборотах, перекачал в отсек около 8 литров масла. Заблокировал помпу – чтобы масло не уходило в океан. Все свое вожу с собой.

6. Шкотовый угол стакселя надорван.

7. Якорная лебедка на двух болтах. Один из которых почти раскрутился. Цепь не привязана. Проушины для фиксации цепи – нет.

Это должно фиксировать лебедку в сборе...  не фиксирует... и судя по всему уже давно.
Это должно фиксировать лебедку в сборе... не фиксирует... и судя по всему уже давно.

Из своего опыта и общения со знакомыми ходившими на Сейшелах, собрал следующий перечень, на что стоит обратить внимание при приемке борта:

1. Начните с мануала на ваш борт. Ибо его с вероятностью 99% просто не окажется. Будет мануал на двигатель от динги, на газовую плиту, но только не на борт. Если мануала нет – то заставьте аборигенов показать, где что лежит из ключевого: аккумуляторы, автомат лебедки, топливные цистерны, переключение водяных танков, кингстоны и тд. Одним словом ВСЕ! Ибо оно может оказаться совсем не там, где по опыту и логике должно было бы быть.

2. Прочекайте клапан газовой плиты. На сейшелах любят электрические дистанционные клапаны на газовых баллонах, и это правильно. Вот только они могут не работать… и требовать замены.

3. Глубиномер – если он ничего не показывает, требуйте очистить датчик. Ибо без него очень плохо. И уточните, где он находится на днище, чтобы если что, почистить самим.

4. Цвет и уровень масла в двигателе. Если масло прозрачное и его внезапно много – это не значит, что его только поменяли. Это значит, что двигатель жрет масло литрами. Убедитесь в наличии запаса масла 5 литров минимум. И контролируйте уровень ежедневно. Если масло уходит – ограничивайте обороты, чтобы растянуть запас масла до конца похода.

Итог работы двигателя за неделю.. Хотя в основном шли под парусом... Масло чистое, хоть обратно заливай.
Итог работы двигателя за неделю.. Хотя в основном шли под парусом... Масло чистое, хоть обратно заливай.

5. Топливный фильтр – количество говна в нем может быть зашкаливающим. Требуйте очистки если не хотите потом чистить сами.

6. Проверьте исправность и отсутствие потеков в контурах охлаждения двигателя и их проходимость. И убедитесь в наличии запаса охлаждающей жидкости.

7. Если на вашей лодке есть вспомогательный дизельгенератор, прочекайте масло и охлаждающую жидкость. Их с вероятностью 99% в нем не будет или будет на минимуме.

8. Паруса в местном климате очень быстро превращаются в труху. Так что в особо нагруженных местах они могут оказаться состоящими из заплаток чуть больше чем на 100%. Чекать и фотофиксировать точно нужно.

9. Нормального инструмента на борту может не оказаться. В лучшем случае молоток, крестовая отвертка и ржавый разводной ключ. Так что базовый минимум инструмента берите с собой.

10. Может не оказаться ЗИПа даже на минималках: крыльчатки импеллера, топливного фильтра и ремней. Вам будут рассказывать, что вы только позвоните мы приедем сами поменяем… Не верьте. Требуйте минимум ЗИПа на борт.

11. Чекайте и требуйте все что может понадобиться для повседневной жизни и должно быть на борту с точки зрения опыта и здравого смысла. Элементарно, может не оказаться ведра, швабры, багра, адаптера для шланга или весел для динги. С 4-5-й попытки требуемое вам принесут… Например забрав у ваших невнимательных соседей. Хотя, швабру нам сгоняли и купили новую… У соседей не оказалось.

12. Все автоматические помпы. Прочекайте и пролейте водой убедившись в работоспособности. Ибо дожди, волны и вода из внешнего контура двигателей могут прибывать в корпус в значительных количествах.

13. Замки люков – их просто может не быть. Оцените критичность и продумайте план Б, как спастись, например от ливня или волны.

14. Вода – вам могут забыть ее залить.

15. Якорь – убедитесь в том, что конец якорной цепи привязан, а еще точнее, что его есть к чему привязать. Что якорная лебедка закреплена на все штатные болты, а не на один болт из 4-х, а шнур к пульту лебедки не имеет оголенных и перебитых проводов. Так же убедитесь, что вертлюг якоря работоспособен и исправен.

16. Проконтролируйте состояние всего бегучего и стоячего такелажа. Отсутствие шплинтов — это не баг, это норма.

17. Рулевое управление – проверяйте состояние всех узлов, наличие гаек и шайб и конечно шплинтов.

Одним словом, чекать нужно все, требовать в запас ЗИП и все что может понадобиться в походе. И времени это может занять больше, чем вы планировали. Ибо любой ваш вопрос или требование, в глазах аборигенов отражается в виде немого «Зачем???».

Подготовка к путешествию по Сейшельским островам

Сим карта

Или подключите мир без границ или купите локальную туристическую СИМ-карту. Ларьков с ними хватает прямо в аэропорту. Качество и стоимость у всех примерно одинаковые.

Магазины

Старт чартеров на Сейшелах начинается из одной локации на Eden Island. В самой марине есть супермаркет SPAR. Цены завышенные, ассортимент скромный. Что важно… Акуна матата работает и тут. Аборигены так и не освоили, что по субботам стартуют чартеры, и все хотят закупиться… Для них суббота это еще один день в раю. Так что, зайдя в магазин последними, вы рискуете не найти в магазине ничего кроме яиц и консервированной фасоли. Утрирую… Но чуть-чуть… Яиц тоже может не остаться... Но… Если попросить тружеников прилавка вынести курицу, рыбу или фрукты из подсобки… То могут и вынести… А могут и не понять, что вам от них нужно.

Второй супермакет STC. Цены ниже, выбор тот же. Дельта в ценах будет примерна равна стоимости такси туда/обратно и ожидание такси там.

Все остальные магазины, гордо именующие себя супермакетами, по форме и содержанию представляют из себя магазинчики у дома, разной степени паршивости.

Если есть время, то можно съездить в Викторию на рынок. Название улицы Market street, как бы намекает куда вам надо. А как локация на гугл картах это звучит Sir Selwyn Selwyn-Clarke Market и его окрестности. Тут можно неплохо закупиться овощами и фруктами, если не слишком поздно приедете, и… пожалуй все…

В походе можно пополнить запасы в небольшом магазинчике рядом с Praslin Marina на Праслине. Буквально 100 метров от марины. Выбор фруктов и овощей и их качество лучше, чем в спаре. Цены сравнимые.

Но важно знать следующее. С продуктами на Сейшелах все плохо и дорого. Остров + акуна матата одним словом. И тут нам поможет рыбалка.

Рыбалка

Морская рыбалка особенно при переходах открытым морем здесь шикарная. Даже одного морского спиннинга с правильной приманкой хватит чтобы не оставить команду голодной. У островов с рыбалкой хуже. Можно купить и везти свое снаряжение. Или взять в аренду. В марине есть несколько контор + чартерные компании предлагают оснастку для рыбалки.

На что обратить внимание. Берите приманки с запасом. Ибо всякие слишком крупные рыбы рвут их регулярно. Берите наживки малого и среднего размера, типа кальмар до 20 см., если не хотите мучаться, вытягивая крупную рыбу. Наша цель – Бонито – это небольшой полосатый тунец. Весом до пары килограммов. Легко, быстро, безопасно, вкусно. Ловится обычным троллингом.

На случай более крупных снастей или глупо попавшихся больших тунцов, ваху, барракуд или акул: длинные изогнутые пассатижи – для извлечения снастей из пасти, киянка – для лишения сознания, рыболовный багор, защитные перчатки, острый разделочный нож – обязательны. И что характерно вовсе не гарантировано, что это вам предоставят в конторах по аренде снаряжения.

Но… Прошу! Не делайте из добывания пищи насущной – фотосессию. Это пошло. Не портите рыбам жизнь им и так не легко. Берите то, что можете съесть сегодня. А завтра … будет завтра.

Вода

Воду можно залить в своей стартовой марине и в Praslin marina.

Заправка

Заправка находится к югу от Eden Marina и легко ищется по названию: Taylor Smith Refuelling Jetty или в Navionics. Рассчитана на заправку двух катамаранов одновременно. По пятницам до 14 часов примерно, очереди нет совсем. Ближе к вечеру начинается столпотворение и трагедии. Хорошо защищена от волны, неплохо от южного и восточного ветра. Северный и восточный – ветер тут отсутствует в принципе. Проблем со швартовкой даже в условиях шквала не было.

Что еще взять с собой шкиперу планируя поход по Сейшелам

Думаю у каждого шкипера есть свой набор для походов. И у меня есть. Но помимо стандартных вещей, на Сейшелы следует взять еще кое что.

Выделю две правильных вещи, которые помогут устроить жизнь с комфортом. Проблема Сейшел – внезапные ливневые дожди, в сочетании с отсутствием бимини и спрейхудов, или отсутствием на них растяжек и креплений. Стоит продумать и взять с собой:

1. Кусок легкой водонепроницаемой ткани соразмерной габаритам кокпита, точнее его периметра

2. Кусок крепкой и тонкого шнура метров 50.

Умелые руки из этого соорудят правильную защиту от дождя. Которая позволит ночевать в каютах с открытыми люками. А не мучаться в духоте. Поскольку наличие кондиционеров – вовсе не означает что они еще и работают… Ведь это Сейшелы…

Акуна-Матата
Акуна-Матата

Если вам понравилась моя статья, не забудьте ПОДПИСАТЬСЯ на мой канал. Обещаю будет интересно, информативно и вкусно.