Анна Яцкевич (1904-1952).
Художник по росписи фарфора, создатель логотипа Ленинградского фарфорового завода (ЛФЗ) и знаменитой «Кобальтовой сетки».
Мирное время
До войны Анна окончила 34 Советскую единую трудовую школу, затем техникум. Кроме профессии художника по фарфору Анна имела квалификацию оформителя книг и плакатов. Стажировку Анна проходила в городе Волхове, затем в 1932 году откомандирована на Ленинградский художественный завод им. Ломоносова, где в то время организовали художественную лабораторию, для работы художником. Здесь Анна проработала 20 лет.
В 1936 году разработала логотип Ленинградского фарфорового завода им. М.В. Ломоносова - «ЛФЗ».
Последующие 70 лет его наносили на донышках всех выпускавшихся на заводе предметов.
Военное время
Скромная, трудолюбивая, примерная работница, Анна Адамовна не воспользовалась возможностью эвакуироваться. Оборудование завода и часть сотрудников были эвакуированы в город Ирбит Свердловской области. Анна и небольшая группа художников остались в блокадном Ленинграде.
Пока не закончились запасы топлива, завод производил посуду для госпиталей Ленинграда.
Вместе с другими сотрудницами Анна занималась камуфляжем кораблей — при помощи обычных красок по фарфору, оставшихся в запасе у завода, маскировала корабли Балтийского флота.
«Как же надо владеть своим искусством, чтобы при помощи кисточки делать огромные корабли невидимыми для врага!».
Из интервью руководства Императорского фарфорового завода 2016 года:
«На пристани рядом с заводом находился миноносец "Свирепый". Был протянут кабель к нему, на нём теплилась жизнь. Его надо было замаскировать. Растянули сети, развели краски фарфоровые, его замаскировали. Он был закрыт. Ни один снаряд не попал на территорию завода. Он слился с невской водой».
Личная заслуга Анны - спасение библиотеки завода.
Художница заметила, что солдаты воинской части рассматривают картинки, выдранные из каких-то книг. Оказалось, что в Ирбит не успели отправить вагон с книгами, и он остался стоять в тупике станции. Яцкевич спасла книги, каждый день, на санках перевозя на завод всю оставшуюся библиотеку.
Страшные годы удалось пережить лишь благодаря любимой работе. И книгам.
В 1943 году, после прорыва блокады, на заводе вновь открыли художественную лабораторию.
Спустя год на фарфоровой посуде появилась первая, легендарная «Кобальтовая сетка».
Узор, придуманный Анной Яцкевич, стал своеобразным символом блокадного Ленинграда.
Сервизы в бело-синей стилистике, впервые появившиеся в 1944 году, стали визитной карточкой Императорского фарфорового завода.
Впервые похожая сеточка на изделиях завода появилась при Императрице Елизавете Петровне, но тогда она была розовая.
Анна Яцкевич раскрасила сервиз из 5-ти предметов в холодный, но притягательный, северный цвет.
Существует несколько версий идеи создания рисунка «Кобальтовая сетка».
Из интервью руководства Императорского фарфорового завода 2016 года: «Это было навеяно и окнами блокадного города, поскольку здесь жила её мама, здесь жила её сестра, которые в 1942 году умерли, она их похоронила. Возможно, это перекрещивание этих бумажных лент».
Бумажными лентами в Ленинграде заклеивали окна, чтобы стёкла не трескались и не вылетали от бомбёжек. На кадрах блокадной хроники видно: белые кресты тогда появились почти на всех центральных улицах города на Неве.
«Существует теория, что художник Анна Яцкевич ходила в блокадные годы на Неву зимой долбить прорубь в реке, чтобы иметь под рукой воду на случай пожара на заводе.
От голода, от усталости, трещины на льду, золотые снежинки в ярких солнечных лучах — всё в её воображении скрестилось и это навеяло её декор "Кобальтовая сетка"».
За свой героический личный подвиг Анна Яцкевич, все 900 дней блокады пробывшая в родном Ленинграде, на заводе, по-своему приближавшая общую Победу, награждена медалью "За оборону Ленинграда", которую она получила в 1943 году и "Орденом Красного Знамени", который она получила летом 1944 года.
В архивах Императорского фарфорового завода сохранен снимок 1945 года. Здесь она уже запечатлена с двумя государственными наградами.
(При подготовке статьи использован материал из открытых источников, в том числе: https://annayackevich.tilda.ws/; https://tvspb.ru/news/2016/01/27/risunok-blokadyi-istoriya-kobaltovoj-setki-imperatorskogo-farforovogo-zavoda.)
В этой статье мне хотелось рассказать о людях творческих, художественных профессий, которые столкнувшись со страшным временем во время Великой Отечественной войны, остались преданными своему делу, профессии, Родине.
Безусловно, есть и другие достойные примеры, ведь Великая Отечественная война оставила огромный след в истории личности каждого человека и нашей страны. Здесь мне хотелось рассказать о том, что особо тронуло мое сердце и оставило душевный след.
Юлия Ананьина, 2025 г.