Найти в Дзене
РусАртСтиль

Личный подвиг. Часть 1.

Анна Яцкевич (1904-1952).

Художник по росписи фарфора, создатель логотипа Ленинградского фарфорового завода (ЛФЗ) и знаменитой «Кобальтовой сетки».

Мирное время

До войны Анна окончила 34 Советскую единую трудовую школу, затем техникум. Кроме профессии художника по фарфору Анна имела квалификацию оформителя книг и плакатов. Стажировку Анна проходила в городе Волхове, затем в 1932 году откомандирована на Ленинградский художественный завод им. Ломоносова, где в то время организовали художественную лабораторию, для работы художником. Здесь Анна проработала 20 лет.

В 1936 году разработала логотип Ленинградского фарфорового завода им. М.В. Ломоносова - «ЛФЗ».

Последующие 70 лет его наносили на донышках всех выпускавшихся на заводе предметов.

-2

Военное время

Скромная, трудолюбивая, примерная работница, Анна Адамовна не воспользовалась возможностью эвакуироваться. Оборудование завода и часть сотрудников были эвакуированы в город Ирбит Свердловской области. Анна и небольшая группа художников остались в блокадном Ленинграде.

Пока не закончились запасы топлива, завод производил посуду для госпиталей Ленинграда.

Вместе с другими сотрудницами Анна занималась камуфляжем кораблей — при помощи обычных красок по фарфору, оставшихся в запасе у завода, маскировала корабли Балтийского флота.

«Как же надо владеть своим искусством, чтобы при помощи кисточки делать огромные корабли невидимыми для врага!».

Из интервью руководства Императорского фарфорового завода 2016 года:

«На пристани рядом с заводом находился миноносец "Свирепый". Был протянут кабель к нему, на нём теплилась жизнь. Его надо было замаскировать. Растянули сети, развели краски фарфоровые, его замаскировали. Он был закрыт. Ни один снаряд не попал на территорию завода. Он слился с невской водой».

Личная заслуга Анны - спасение библиотеки завода.

Художница заметила, что солдаты воинской части рассматривают картинки, выдранные из каких-то книг. Оказалось, что в Ирбит не успели отправить вагон с книгами, и он остался стоять в тупике станции. Яцкевич спасла книги, каждый день, на санках перевозя на завод всю оставшуюся библиотеку.

Страшные годы удалось пережить лишь благодаря любимой работе. И книгам.

В 1943 году, после прорыва блокады, на заводе вновь открыли художественную лабораторию.

Спустя год на фарфоровой посуде появилась первая, легендарная «Кобальтовая сетка».

Узор, придуманный Анной Яцкевич, стал своеобразным символом блокадного Ленинграда.

-3

Сервизы в бело-синей стилистике, впервые появившиеся в 1944 году, стали визитной карточкой Императорского фарфорового завода.

Впервые похожая сеточка на изделиях завода появилась при Императрице Елизавете Петровне, но тогда она была розовая.

Анна Яцкевич раскрасила сервиз из 5-ти предметов в холодный, но притягательный, северный цвет.

Существует несколько версий идеи создания рисунка «Кобальтовая сетка».

Из интервью руководства Императорского фарфорового завода 2016 года: «Это было навеяно и окнами блокадного города, поскольку здесь жила её мама, здесь жила её сестра, которые в 1942 году умерли, она их похоронила. Возможно, это перекрещивание этих бумажных лент».

Бумажными лентами в Ленинграде заклеивали окна, чтобы стёкла не трескались и не вылетали от бомбёжек. На кадрах блокадной хроники видно: белые кресты тогда появились почти на всех центральных улицах города на Неве.

«Существует теория, что художник Анна Яцкевич ходила в блокадные годы на Неву зимой долбить прорубь в реке, чтобы иметь под рукой воду на случай пожара на заводе.

От голода, от усталости, трещины на льду, золотые снежинки в ярких солнечных лучах — всё в её воображении скрестилось и это навеяло её декор "Кобальтовая сетка"».

-4

За свой героический личный подвиг Анна Яцкевич, все 900 дней блокады пробывшая в родном Ленинграде, на заводе, по-своему приближавшая общую Победу, награждена медалью "За оборону Ленинграда", которую она получила в 1943 году и "Орденом Красного Знамени", который она получила летом 1944 года.

В архивах Императорского фарфорового завода сохранен снимок 1945 года. Здесь она уже запечатлена с двумя государственными наградами.

(При подготовке статьи использован материал из открытых источников, в том числе: https://annayackevich.tilda.ws/; https://tvspb.ru/news/2016/01/27/risunok-blokadyi-istoriya-kobaltovoj-setki-imperatorskogo-farforovogo-zavoda.)

В этой статье мне хотелось рассказать о людях творческих, художественных профессий, которые столкнувшись со страшным временем во время Великой Отечественной войны, остались преданными своему делу, профессии, Родине.

Безусловно, есть и другие достойные примеры, ведь Великая Отечественная война оставила огромный след в истории личности каждого человека и нашей страны. Здесь мне хотелось рассказать о том, что особо тронуло мое сердце и оставило душевный след.

Юлия Ананьина, 2025 г.