Мне кажется, что даже если бы в Звенигороде не было ничего кроме этого скромного в своём белоснежном величии храма, сюда бы стоило обязательно приехать. С высокого холма над Москвой-рекой он уже больше шестисот лет безмолвно смотрит на происходящие вокруг события. Мы же сегодня будем любоваться его спокойной красотой.
К собору мы добирались на автомобиле. Думаю, что в плохую погоду это было бы немного проблематично. На узкой дороге двум автомобилям не разъехаться. С одной стороны крутой холм, с другой - резкий обрыв. К тому же, дорога петляет, практически не давая обзора. Никак не ожидала встретить такую в Подмосковье. Но, нужно отдать должное, виды по пути открываются просто потрясающие.
Итак, мы едем на один из оборонительных рубежей, которых так много вокруг Москвы. Звенигород впервые документально упоминается в 1339 году в духовной грамоте московского князя Ивана Калиты, завещавшего его своему второму сыну Ивану Красному. Но раскопки, периодически ведущиеся здесь, на Городке, где когда-то находился древний кремль, позволили учёным выдвинуть версию о том, что город основан в 1152 году Юрием Долгоруким. И если, рассказывая про Саввино-Сторожевский монастырь, я связывала название города с колокольным звоном его многочисленных храмов, то, приехав на Городок, я сразу вспомнила второе толкование его имени - «звенящая» родниками гора.
Если вы захотите подняться пешком на холм звенигородского кремля, учтите, что крутизна его склонов местами достигает семидесяти градусов. Такие вот исполинские земляные валы высотой до восьми метров - всё, что осталось сегодня от крепости. Подобную систему укреплений из земляных валов и бревенчатых стен, говорят, ввёл именно князь Юрий Звенигородский, второй сын Дмитрия Донского.
Князь Юрий Дмитриевич и построил на своём дворе внутри крепости собор Успения Пресвятой Богородицы. И, как это часто бывает, учёные датируют его построение достаточно широким временным промежутком с 1390 по 1434 годы. Ох, и неточная же наука - история. Оттого и вызывают многие исторические события постоянные споры и пререкания, особенно среди людей, к науке не имеющих никакого отношения. Но давайте же просто смотреть и любоваться его стройными и изящными формами. Не зря же говорят, что архитектурное мастерство его создателей и изысканность его контуров делают этот четырёхстолпный одноглавый собор одним из лучших памятников архитектуры своего времени.
Все геометрические и растительные узоры - тройной резной пояс шириной чуть более метра на уровне хоров и узкие резные ленты на барабанах и апсидах - вырезались на белом камне уже после его укладки. Как же прочно и надёжно работали мастера древности, что всё это смогло дойти до наших дней.
Даже не могу сказать, что больше влекло меня сюда - внешний облик собора или его внутреннее содержание. Сразу же после постройки, на рубеже ХIV-ХV веков, Успенский собор украсили фресками. По мнению искусствоведов над росписями стен в храме трудилась целая артель мастеров, среди которых могли быть Андрей Рублёв, Даниил Чёрный, Симеон Чёрный и Прохор с Городца. Основная часть этих фресок была сбита при ремонте ещё в 1830-х годах. Но некоторые уцелели до наших дней. Точнее, увы, как говорят современные специалисты, это уже не фрески, а еле различимые воспоминания о них. Иконостас же, который мы видим сегодня, был создан уже в конце XVII века.
Уже выходя из храма, мы увидели над дверью триптих: Архангел Михаил, Христос и апостол Павел. Изначально в состав всемирно известного «Звенигородского чина» входило девять икон, а после установки нового иконостаса их разделили. Три копии древних икон были написаны для храма в прошлом веке.
В 1918 году в дровяном сарае близ Успенского собора участниками Центральных государственных реставрационных мастерских обнаружили три иконы, по виду весьма древние, в очень плохом состоянии. Три большие иконы, первоначально входившие в состав деисусного чина, были, как обветшалые, сложены в сарае близ Успенского собора. Одна икона служила ступенькой лестницы, а две другие лежали в сарае под поленницей дров… Их раскрытие обернулось историческим открытием. Иконы - Спасителя, Архангела Михаила и апостола Павла И. Э. Грабарь определил как принадлежащие кисти Андрея Рублёва. Сейчас иконы из так называемого Звенигородского чина находятся в Третьяковской галерее.
В XIX веке к церкви с западной стороны пристроили трехпролетную двухъярусную звонницу, сохранив при этом древнерусский стиль. Сегодня она укутана лесами, поэтому не могу вам её показать. Каждое поколение по каким-то причинам считает, что должно обязательно что-нибудь улучшить, меняя при этом исторический облик зданий. У древних храмов растёсывают окна, переделывают покрытия, пристраивают что-то новое... Так собор при переделке кровли потерял свои диагональные кокошники и кокошники верхнего яруса. Мы уже не можем утверждать, как именно выглядели здания по задумке их авторов. Но лично мне кажется, что всё это говорит о том, что церкви - не просто памятники, а живые организмы, не зависящие от наших желаний и предпочтений.
К востоку от Успенского собора в 2001-2003 годах построена каменная церковь Богоявления Господня. Ещё в 1893 году для того, чтобы ограничить количество служб в Успенском храме и сохранить фрески Андрея Рублева, на Городке построили деревянную Богоявленскую церковь. Старую церковь сожгли в 1925 году. Сегодня и Успенский собор, и эта церковь являются подворьем Саввино-Сторожевского монастыря.
На моём пути порой встречаются такие места, где хочется просто присесть на траву и впитывать историю и красоту родной земли. Городок в Звенигороде - одно из них. И пусть время (и люди) не пощадило ни крепость, ни терем-дворец, стоявшие когда-то на этом месте, устремлённый ввысь белокаменный Успенский собор способен многое рассказать об истории земли Московской...