Мы едем во дворец. Эта фраза в моей жизни звучит, увы, не часто. И каждый раз я испытываю какой-то детский восторг предвкушения сказки, с которой я могу повстречаться. Совсем недавно мы рассматривали купеческие особняки Бобруйска, а сегодня держим путь в Жиличи, где на берегу реки Добосна в 1823 году начал строить свой дворец предводитель дворянства Бобруйского уезда Игнатий Булгак. И пусть двадцати гектарам парка ещё предстоит реконструкция, сам дворец, который по праву называют жемчужиной Могилёвщины, уже принимает гостей.
Проект дворцового ансамбля был разработан архитектором Каролем Подчашинским, в 1819-1832 годах заведовавшим кафедрой архитектуры Виленского университета. А воплощать запланированное в жизнь стали уже местные мастера под руководством студента Петербургской академии художеств Клобуковского. На огромной территории был разбит парк со скульптурами, лабиринтами, бассейнами и мостиками. Говорят, что когда-то аллеи парка образовывали инициалы владельца I.B. Я обязательно вернусь сюда, когда закончится его реконструкция, потому что даже в сегодняшнем состоянии там очень приятно гулять. Если же парку смогут вернуть первоначальный вид...
Сам дворец площадью около четырёх тысяч квадратных метров строился в классических традициях начала XIX века. Строительство (как и последняя реставрация) растянулось на десятки лет. Сначала появился главный корпус в виде буквы П с четырехэтажной башней-бельведером и портиками с колоннами коринфского ордера. Затем возвели длинное двухэтажное крыло, в котором расположилась каплица (домовая церковь для частных богослужений) и жилые помещения. А уже в начале XX века построили галерею, в которой размещалась оранжерея с тропическими растениями, которые летом выносили в парк. К слову, сегодня в западном крыле, которое восстановили первым, расположена Детская школа искусств. Представляю, как прекрасно заниматься творчеством в таком прекрасном месте.
Не так часто нам встречаются такие масштабные здания, которые смогли без значительных потерь пережить две мировые войны. Во дворце не было ни одного пожара, и его ни разу не бомбили. Даже внутреннее оформление смогло сохраниться достаточно хорошо, поскольку здание никогда не было заброшенным: в нём располагались агрономическая школа, немецкий офицерский госпиталь, сельскохозяйственный техникум. Пострадала только оранжерея, полностью разобранная немцами на кирпич для подсыпки дорог и обустройства кладбища (все захоронения с территории комплекса уже перевезены). Реставраторам в работе очень помогли фотографии, сделанные одним из представителей династии Яном Булгаком в начале ХХ века.
Я приглашаю вас сегодня пройти по второму этажу дворца, изначально предназначавшемуся только для развлечений. Так что поднимемся по парадной дубовой лестнице, сохранившейся со времён Булгаков, оставив на первом этаже хозяйские спальни, детские и гостевые комнаты, кабинеты хозяина и хозяйки дома. Мы же, хоть и гости, но приехали во дворец ради впечатлений и развлечения. И, скажу я вам, эта лестница - самое скромное из того, что мы сегодня увидели.
Когда-то на балконе, поддерживаемом колоннами, гостей встречал оркестр. Может быть, когда-нибудь здесь вновь зазвучит музыка.
Жаль, что сегодня нельзя подняться ещё выше по одной из винтовых лестниц. Их во дворце несколько. Одна винтовая лестница начинается в подвале и заканчивается в мезонине, с помощью второй когда-то поднимались на верхний ярус бельведера. Во времена Булгаков по винтовой лестнице чёрного хода прислуга могла попасть во внутренний двор дворца.
Прежде, чем, как я и говорила, начать смотреть вверх и наслаждаться невероятной роскошью залов и потолков, случайно услышав о которых, я сразу решила, что обязательно сюда приеду, посмотрим вниз. Зайти в семейную часовню Булгаков со второго этажа нельзя, но полюбоваться ею можно.
Слово "каплица", означающее домовый костёл, я услышала здесь впервые. Основное население в этих местах было православным, поэтому Булгакам, исповедовавшим католицизм, необходимо было иметь собственный домашний храм. Каплица во дворце занимает сразу два этажа. Херувимы на стенах, псевдокессонные потолки и плиточный пол сохранились до наших дней. Реставраторам пришлось лишь убрать появившееся в советское время перекрытие между этажами, отделявшее общежитие второго этажа от... столовой с буфетом, которые устроили внизу. Сегодня солнечный свет вновь льётся из верхних окон на алтарь, восстановленный по фотографиям. Интересно, кто из Булгаков был масоном, ведь "всевидящее око" встретилось нам не единожды.
Род Булгаков известен с XV века. Но мы бы не увидели всей этой красоты, если бы Игнатий Булгак однажды, а точнее дважды весьма удачно не женился на девушках из богатого шляхетского рода Слизней. Но не буду загружать вас семейными историями. Скажу только, что сегодня, как и больше века назад, стены дворца украшают фамильные портреты Булгаков.
Родовая усадьба Булгаков - одна из самых больших в Беларуси. Её уже сегодня называют конкурентом Несвижского замка Радзивиллов. Говорят, что по размаху жиличский дворец был даже шикарнее и масштабней. До нашего времени практически в первоначальном виде дошли сто тридцать комнат, и двенадцать из них - парадные. Восстановить обстановку, которая была здесь при владельцах, оказалось непросто. Часть картин из богатейшей коллекции было вывезено самими Булгаками в 1914 году. Мы увидели копии тех из них, которые хранятся в Орловском музее изобразительных искусств. Много предметов для оформления интерьеров предоставили Белорусский национальный художественный музей, Мирский замок и Несвиж.
Представляете, сколько необходимо всего, чтобы такое количество комнат не просто не выглядело пустынным, а полностью соответствовало роскоши окружающих стен и потолков? Часть мебели изготовили заново по сохранившимся фотографиям. Некоторая - антикварная XIX века.
В парадном интерьере дворца главную роль играл бальный зал, занимающий более ста пятидесяти квадратных метров. Остальные комнаты словно просто сопровождают его с разных сторон. Меня особенно впечатлили три ажурные люстры-жирандоли со свечами под кессонным потолком. Я испытала здесь чувство невероятного простора. Очень легко себе представить нарядные пары, скользящие в танце по паркету.
С торцов зала можно рассмотреть два герба с одной стороны - герб Сырокомли W (по легенде, род Булгаков был связан родством с рыцарем Сырокомлей, который получил свой герб от Ягайлы и Витовта), с другой – рода Слизней (золотое яблоко с крестом).
Впечатления от бального зала своей роскошью и красками может перекрыть только зал банкетный. Он занимает практически всё левое крыло на втором этаже главного корпуса. Четырнадцать огромных окон заливают его светом с трёх сторон. И, конечно же, просто потрясает невероятный потолок, словно сходящийся ступеньками к центру.
По всему периметру сверху зал украшает белоснежная на голубом фоне лепнина со сценами из древне-греческой мифологии. Огромные зеркала словно расширяют пространство. Во времена Булгаков в зале разжигали камин. А вот люстр тогда не было. В вечернее время зал освещали канделябрами, отражавшимися в зеркалах. Могу представить, как это было романтично.
Если у вас ещё не закружилась голова, предлагаю полюбоваться потолками и люстрами, увиденными мной в других комнатах. Ведь усадьба в Жиличах - единственный дворец Беларуси, в котором сохранилась лепнина в верхней части стен и на потолках. Повсюду здесь ощущается словно ускользающая прелесть прошлого.
Обязательно хочу сказать о том, что все идеи, задуманные хозяевами дворца, воплотили в жизнь именно местные мастера. А потолки здесь можно рассматривать бесконечно. Их сюжеты не повторяются ни в одной из комнат. Присмотритесь к одному из них. На нём можно увидеть барельеф первой жены Игнатия Булгака Изабеллы, которая рано умерла от тифа.
Во дворце сохранились печи и восстановлены камины. Проведена реставрация паркета, для которой использовалось пять сортов древесины.
После всего этого декоративного буйства особенно приятно заглянуть в оранжерею. Ананасов я там не рассмотрела, но зелень приятно радует глаз. Почему я подумала именно про ананасы? Говорят, что во времена Булгаков их выращивали, чтобы... сдавать напрокат тем, кто хотел произвести впечатление на своих гостей. Съесть их было запрещено, а сутки проката по сегодняшним временам стоили бы восемь тысяч долларов. Как вам такое?
Вот таким головокружительным выдался мой сегодняшний день. Я вдруг впервые подумала о том, что могла почувствовать Золушка, попав во дворец. Жаль, что на мне не было бального платья...