С вечера 6 мая российские аэропорты неоднократно приостанавливали прием и отправку рейсов из-за опасности атаки БПЛА. Закрытие неба привело к сотням отмененных и задержанных рейсов. На что могут рассчитывать россияне, чей отдых на майские праздники оказался испорчен, рассказали эксперты.
Юлия Литвиненко
Крупнейший авиаколлапс, который в эти дни переживает Россия, оставил многих граждан без долгожданного отдыха на майские праздники: кому-то пришлось перенести путешествия из-за многочисленных задержек и отмен рейсов, а у кого-то они и вовсе сорвались.
С вечера 6 мая аэропорты Москвы и других регионов неоднократно приостанавливали прием и отправку рейсов из-за опасности атаки беспилотников. При этом справиться с последствиями авиационного коллапса не удается до сих пор. Закрытие неба, по данным телеграм-канала «Авиаторщина», привело к почти 400 отмененных рейсов и 179 ушедших на запасные аэродромы самолетов. Эксперты ожидают, что веерные задержки сохранятся и завтра, 8 мая.
Задержки и переносы рейсов 6–7 мая возникли по обстоятельствам, на которые не могли повлиять ни авиакомпании, ни тем более туроператоры, указала руководитель правовой службы АТОР Надежда Ефремова.
Что делать в такой ситуации туристам и возможно ли вернуть деньги за туры на отмененных и задержанных рейсах — разъяснили эксперты.
На что рассчитывать пассажиру задержанного рейса
В статье 120 Воздушного кодекса РФ сказано, что при задержке рейса пассажир имеет право на получение компенсации от авиакомпании (штраф за каждый час ожидания), кроме случаев и обстоятельств, находящихся вне компетенции перевозчика.
По словам юриста Ксении Зайцевой, в данном случае (атака дронов) задержка/отмена рейсов произошла не по вине авиаперевозчика.
«Компенсация или возврат денег [за билет] происходит, если задержка произошла по вине авиакомпании, по вине аэропорта. А здесь вины их нет. В суд можно обратиться, но выигрышность дела минимальна», — пояснила эксперт.
Если же во время ожидания в самолете произойдут какие-то нарушения со стороны авиакомпании, тогда возможна компенсация за моральный вред.
«У каждого человека своя ситуация, и везде закон может чуть-чуть быть, например, нарушен. То есть в каждом конкретном случае надо смотреть», — отметила Зайцева.
В свою очередь, Надежда Ефремова напомнила, что авиабилет — независимо от того, как он приобретался (самостоятельно туристом или в составе турпакета) — является договором, заключенным между пассажиром и авиакомпанией. Таким образом, на каждого пассажира распространяются права, утвержденные Федеральными авиационными правилами.
Если рейс задержан или отменен из-за неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, или маршрут перевозки был изменен, пассажиры могут рассчитывать на бесплатные:
- воду (задержка более двух часов);
- горячее питание (задержка более четырех часов);
- место в гостинице (при задержке рейса более шести часов ночью и восьми часов днем);
- предоставление иных услуг, указанных в ФАП (например, организация хранения багажа, предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет, два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов).
Авиакомпании вернут деньги за билеты пассажирам отмененных 6 и 7 мая рейсов
Пассажиры отмененных 6 и 7 мая рейсов авиакомпаний «Аэрофлот» и «Россия» смогут оформить возврат денег за билеты, сообщили в пресс-службе «Аэрофлота».
«Пассажирам отмененных рейсов „Аэрофлота“ и авиакомпании „Россия“, выполняемых под кодом SU, будет оформлен вынужденный возврат денежных средств. Если билет приобретен на сайте или в офисах собственных продаж „Аэрофлота“, возврат произойдет автоматически (как правило, процедура занимает не более одного дня). Срок зачисления денежных средств зависит от правил банка-эмитента. Пассажирам, оформившим билеты в агентствах, необходимо обратиться за возвратом по месту приобретения перевозки», — сказано в релизе.
В компании добавили, что клиенты, которым оформлен возврат, могут в течение трех суток от времени вылета отмененного рейса приобрести билет на новую дату с сохранением класса обслуживания, тарифа и маршрута. В этом случае вылет должен состояться в пределах семи дней от даты отмененного рейса.
В S7 также сообщили, что пассажиры отмененных рейсов могут оформить полный возврат стоимости билетов или обменять билет на другие рейсы при наличии свободных мест.
Возможен ли возврат стоимости тура?
Как отмечают туроператоры, задержка рейса из-за закрытия воздушного пространства является форс-мажором. Авиакомпания или туроператор не освобождаются от выполнения своих обязательств, но вместе с тем «не должны брать на себя затраты, связанные с форс-мажором».
«Таким образом, поставщики услуг имеют право на удержание фактически понесенных расходов», — указали эксперты.
Как добавляют в АТОР, несмотря на то, что туроператоры не обязаны возвращать деньги, они стремятся минимизировать затраты туристов.
Ефремова пояснила, что туристические компании не оказывают услугу авиаперевозки — они по поручению туриста бронируют согласованные услуги на определенные даты и время, например, приобретают авиабилеты, заказывают номер в отеле и т. д.
«Эти услуги туроператором оказаны, документы, подтверждающие исполнение туроператором обязательств по договору (авиабилет, ваучер на размещение и др.), туристу выданы, а предвидеть и повлиять на возможность ими воспользоваться туроператор в данном случае не может. Соответственно, если турист примет решение расторгнуть договор о реализации турпродукта, то туроператор в соответствии с законом „О защите прав потребителей“ сможет вернуть туристу денежные средства, за исключением фактически понесенных расходов», — объяснила юрист.
По ее словам, туристам, которые приобрели пакетные туры с перелетом, продлить отдых из-за позднего прилета на курорт за счет туроператора также не получится. Ведь в туре каждому туристу заранее забронирован номер на определенный период и выписан обратный авиабилет.
Участники туррынка пояснили, что если турист решит аннулировать тур, то компания вправе удержать штрафы от отеля, перевозчика и иных поставщиков туруслуг.
- Возврат полной стоимости тура возможен только в том случае, если МИД и Минэкономразвития РФ официально признают, что поездки в ту или иную страну несут угрозу безопасности туристов.
Впрочем, есть нюанс: если тур сформирован с перелетом на чартерном рейсе и задержка составила более суток, возможен перерасчет стоимости путевки у туроператора.
Впрочем, вопросы частичной компенсации стоимости тура всегда решаются индивидуально, отмечают представители туррынка. Если, например, вылет рейса в страну отдыха задерживается, туроператор всегда обращается в отель и к иным поставщикам туруслуг с просьбой об уменьшении цены из-за форс-мажора. В качестве компенсации туристам могут быть предложены дополнительные услуги.
Что касается задержки обратного рейса из-за ЧС, то данная ситуация также является форс-мажором, и обычно туристы сами оплачивают дополнительные ночи проживания в отеле. Но и в этом случае туроператоры, как правило, проводят переговоры с объектом размещения, чтобы либо снизить цену, либо получить бесплатное проживание.
Обстановка в Москве
Тем временем столица продолжает подвергаться воздушным атакам со стороны ВСУ. В течение среды, 7 мая, средства ПВО, согласно информации мэра Москвы Сергея Собянина, сбили более 20 дронов. Более того, беспилотники в Подмосковье начали сбивать и при помощи вертолетов, пишут телеграм-каналы.
По сообщению Baza, судя по кадрам из Орехово-Зуевского района Подмосковья, охоту на украинские дроны ведут вертолеты Ка-52.
В столичных аэропортах неоднократно вводили план «Ковер». Только поздно вечером 7 мая было открыто воздушное пространство вокруг Домодедово, Внуково и Жуковского. Чуть позднее ограничения были сняты с Шереметьево.
- Тем не менее ситуация для туристов лучше пока не становится. Так, сообщает телеграм-канал SHOT, пассажиры рейса в Анталью уже сутки ждут вылета из столичного Шереметьево. Рейс XC8322 Москва — Анталья должен был вылететь из аэропорта вчера в 04:40. Со слов пассажиров, представители турецкой авиакомпании и аэропорта никакой информацией не владеют. Утром люди получили лишь ваучер на 1000 рублей на воду и еду. Также в Шереметьево ожидают вылет еще несколько десятков человек.
- По данным «Осторожно, новости», с проблемами столкнулись и пассажиры рейсов в Стамбул (SU2798) и Анталью (SU2696). Они уточнили, что ожидают вылета уже около 36 часов. При этом рейсы не отменяют, а бесконечно переносят.
---