Найти в Дзене
НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ

Путешествия на фоне авиаколлапса. Могут ли россияне вернуть деньги за сорванные туры?

Оглавление

С вечера 6 мая российские аэропорты неоднократно приостанавливали прием и отправку рейсов из-за опасности атаки БПЛА. Закрытие неба привело к сотням отмененных и задержанных рейсов. На что могут рассчитывать россияне, чей отдых на майские праздники оказался испорчен, рассказали эксперты.

Эксперты ожидают, что веерные задержки сохранятся и 8 мая. Источник: 1MI
Эксперты ожидают, что веерные задержки сохранятся и 8 мая. Источник: 1MI

Юлия Литвиненко

Крупнейший авиаколлапс, который в эти дни переживает Россия, оставил многих граждан без долгожданного отдыха на майские праздники: кому-то пришлось перенести путешествия из-за многочисленных задержек и отмен рейсов, а у кого-то они и вовсе сорвались.

С вечера 6 мая аэропорты Москвы и других регионов неоднократно приостанавливали прием и отправку рейсов из-за опасности атаки беспилотников. При этом справиться с последствиями авиационного коллапса не удается до сих пор. Закрытие неба, по данным телеграм-канала «Авиаторщина», привело к почти 400 отмененных рейсов и 179 ушедших на запасные аэродромы самолетов. Эксперты ожидают, что веерные задержки сохранятся и завтра, 8 мая.

Задержки и переносы рейсов 6–7 мая возникли по обстоятельствам, на которые не могли повлиять ни авиакомпании, ни тем более туроператоры, указала руководитель правовой службы АТОР Надежда Ефремова.

Что делать в такой ситуации туристам и возможно ли вернуть деньги за туры на отмененных и задержанных рейсах — разъяснили эксперты.

На что рассчитывать пассажиру задержанного рейса

В статье 120 Воздушного кодекса РФ сказано, что при задержке рейса пассажир имеет право на получение компенсации от авиакомпании (штраф за каждый час ожидания), кроме случаев и обстоятельств, находящихся вне компетенции перевозчика.

По словам юриста Ксении Зайцевой, в данном случае (атака дронов) задержка/отмена рейсов произошла не по вине авиаперевозчика.

«Компенсация или возврат денег [за билет] происходит, если задержка произошла по вине авиакомпании, по вине аэропорта. А здесь вины их нет. В суд можно обратиться, но выигрышность дела минимальна», — пояснила эксперт.

Если же во время ожидания в самолете произойдут какие-то нарушения со стороны авиакомпании, тогда возможна компенсация за моральный вред.

«У каждого человека своя ситуация, и везде закон может чуть-чуть быть, например, нарушен. То есть в каждом конкретном случае надо смотреть», — отметила Зайцева.
В данном случае вины авиаперевозчика нет, поэтому компенсация пассажирам не полагается. Фото: 1MI
В данном случае вины авиаперевозчика нет, поэтому компенсация пассажирам не полагается. Фото: 1MI

В свою очередь, Надежда Ефремова напомнила, что авиабилет — независимо от того, как он приобретался (самостоятельно туристом или в составе турпакета) — является договором, заключенным между пассажиром и авиакомпанией. Таким образом, на каждого пассажира распространяются права, утвержденные Федеральными авиационными правилами.

Если рейс задержан или отменен из-за неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, или маршрут перевозки был изменен, пассажиры могут рассчитывать на бесплатные:

  • воду (задержка более двух часов);
  • горячее питание (задержка более четырех часов);
  • место в гостинице (при задержке рейса более шести часов ночью и восьми часов днем);
  • предоставление иных услуг, указанных в ФАП (например, организация хранения багажа, предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет, два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов).
Федеральные власти считают, что рейсы вернутся к нормальному расписанию к концу дня, хотя, подчеркивают они, «все будет зависеть от вопросов безопасности». Фото: Телеграм-канал «Авиаторщина»
Федеральные власти считают, что рейсы вернутся к нормальному расписанию к концу дня, хотя, подчеркивают они, «все будет зависеть от вопросов безопасности». Фото: Телеграм-канал «Авиаторщина»

Авиакомпании вернут деньги за билеты пассажирам отмененных 6 и 7 мая рейсов

Пассажиры отмененных 6 и 7 мая рейсов авиакомпаний «Аэрофлот» и «Россия» смогут оформить возврат денег за билеты, сообщили в пресс-службе «Аэрофлота».

«Пассажирам отмененных рейсов „Аэрофлота“ и авиакомпании „Россия“, выполняемых под кодом SU, будет оформлен вынужденный возврат денежных средств. Если билет приобретен на сайте или в офисах собственных продаж „Аэрофлота“, возврат произойдет автоматически (как правило, процедура занимает не более одного дня). Срок зачисления денежных средств зависит от правил банка-эмитента. Пассажирам, оформившим билеты в агентствах, необходимо обратиться за возвратом по месту приобретения перевозки», — сказано в релизе.

В компании добавили, что клиенты, которым оформлен возврат, могут в течение трех суток от времени вылета отмененного рейса приобрести билет на новую дату с сохранением класса обслуживания, тарифа и маршрута. В этом случае вылет должен состояться в пределах семи дней от даты отмененного рейса.

В S7 также сообщили, что пассажиры отмененных рейсов могут оформить полный возврат стоимости билетов или обменять билет на другие рейсы при наличии свободных мест.

По данным Телеграм-канала Baza, из-за постоянно вводимых ограничений в аэропорту Внуково пассажиры рейса Москва — Саратов больше суток ждали вылета из столицы. Фото: Телеграм-канал Baza
По данным Телеграм-канала Baza, из-за постоянно вводимых ограничений в аэропорту Внуково пассажиры рейса Москва — Саратов больше суток ждали вылета из столицы. Фото: Телеграм-канал Baza

Возможен ли возврат стоимости тура?

Как отмечают туроператоры, задержка рейса из-за закрытия воздушного пространства является форс-мажором. Авиакомпания или туроператор не освобождаются от выполнения своих обязательств, но вместе с тем «не должны брать на себя затраты, связанные с форс-мажором».

«Таким образом, поставщики услуг имеют право на удержание фактически понесенных расходов», — указали эксперты.

Как добавляют в АТОР, несмотря на то, что туроператоры не обязаны возвращать деньги, они стремятся минимизировать затраты туристов.

Ефремова пояснила, что туристические компании не оказывают услугу авиаперевозки — они по поручению туриста бронируют согласованные услуги на определенные даты и время, например, приобретают авиабилеты, заказывают номер в отеле и т. д.

«Эти услуги туроператором оказаны, документы, подтверждающие исполнение туроператором обязательств по договору (авиабилет, ваучер на размещение и др.), туристу выданы, а предвидеть и повлиять на возможность ими воспользоваться туроператор в данном случае не может. Соответственно, если турист примет решение расторгнуть договор о реализации турпродукта, то туроператор в соответствии с законом „О защите прав потребителей“ сможет вернуть туристу денежные средства, за исключением фактически понесенных расходов», — объяснила юрист.

По ее словам, туристам, которые приобрели пакетные туры с перелетом, продлить отдых из-за позднего прилета на курорт за счет туроператора также не получится. Ведь в туре каждому туристу заранее забронирован номер на определенный период и выписан обратный авиабилет.

Участники туррынка пояснили, что если турист решит аннулировать тур, то компания вправе удержать штрафы от отеля, перевозчика и иных поставщиков туруслуг.

  • Возврат полной стоимости тура возможен только в том случае, если МИД и Минэкономразвития РФ официально признают, что поездки в ту или иную страну несут угрозу безопасности туристов.

Впрочем, есть нюанс: если тур сформирован с перелетом на чартерном рейсе и задержка составила более суток, возможен перерасчет стоимости путевки у туроператора.

Представители турбизнеса указывают, что вопросы частичной компенсации стоимости тура всегда решаются индивидуально. Фото: 1MI
Представители турбизнеса указывают, что вопросы частичной компенсации стоимости тура всегда решаются индивидуально. Фото: 1MI

Впрочем, вопросы частичной компенсации стоимости тура всегда решаются индивидуально, отмечают представители туррынка. Если, например, вылет рейса в страну отдыха задерживается, туроператор всегда обращается в отель и к иным поставщикам туруслуг с просьбой об уменьшении цены из-за форс-мажора. В качестве компенсации туристам могут быть предложены дополнительные услуги.

Что касается задержки обратного рейса из-за ЧС, то данная ситуация также является форс-мажором, и обычно туристы сами оплачивают дополнительные ночи проживания в отеле. Но и в этом случае туроператоры, как правило, проводят переговоры с объектом размещения, чтобы либо снизить цену, либо получить бесплатное проживание.

Обстановка в Москве

Тем временем столица продолжает подвергаться воздушным атакам со стороны ВСУ. В течение среды, 7 мая, средства ПВО, согласно информации мэра Москвы Сергея Собянина, сбили более 20 дронов. Более того, беспилотники в Подмосковье начали сбивать и при помощи вертолетов, пишут телеграм-каналы.

По сообщению Baza, судя по кадрам из Орехово-Зуевского района Подмосковья, охоту на украинские дроны ведут вертолеты Ка-52.

В столичных аэропортах неоднократно вводили план «Ковер». Только поздно вечером 7 мая было открыто воздушное пространство вокруг Домодедово, Внуково и Жуковского. Чуть позднее ограничения были сняты с Шереметьево.

  • Тем не менее ситуация для туристов лучше пока не становится. Так, сообщает телеграм-канал SHOT, пассажиры рейса в Анталью уже сутки ждут вылета из столичного Шереметьево. Рейс XC8322 Москва — Анталья должен был вылететь из аэропорта вчера в 04:40. Со слов пассажиров, представители турецкой авиакомпании и аэропорта никакой информацией не владеют. Утром люди получили лишь ваучер на 1000 рублей на воду и еду. Также в Шереметьево ожидают вылет еще несколько десятков человек.
  • По данным «Осторожно, новости», с проблемами столкнулись и пассажиры рейсов в Стамбул (SU2798) и Анталью (SU2696). Они уточнили, что ожидают вылета уже около 36 часов. При этом рейсы не отменяют, а бесконечно переносят.

---