Киев хочет сорвать праздничный парад на Красной площади, чтобы создать видимость изоляции России, заявили опрошенные «Известиями» эксперты. На период празднования Дня Победы РФ объявила режим прекращения огня. Трехдневное перемирие началось в ночь на 8 мая и должно продлиться ровно трое суток. В это время российская сторона прекращает все боевые действия. Режим тишины похож на тот, что был установлен на Пасху в конце апреля. Но Киев пока не подтвердил свое участие в новом перемирии и потребовал полного прекращения огня на 30 дней. При этом Украина продолжает провокации и за прошедшие сутки совершила крупнейшую за всё время атаку БПЛА — российская ПВО сбила 524 беспилотника.
Вступило в силу трехдневное перемирие
Инициатива Владимира Путина о трехдневном перемирии в честь 80-летия Победы сохраняет силу и стартовала в ночь с 7 на 8 мая. Это произошло, несмотря на масштабные атаки украинских беспилотников в преддверии праздника. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков подтвердил, что никаких новых указаний по ответным действиям на провокации Киева не поступало.
— Наша позиция по перемирию хорошо известна. Все указания даны, никаких новых элементов здесь нет, — заявил он, комментируя возможность применения ракетного комплекса «Орешник» в ответ на атаки ВСУ.
Песков также призвал учитывать «опасное соседство», косвенно намекая на угрозы со стороны Украины, и попросил с пониманием отнестись к возможным ограничениям в работе мобильного интернета в столице с 7 по 9 мая.
Решение о перемирии продиктовано гуманитарными соображениями. Российская сторона прекращает боевые действия, ожидая аналогичного шага от Украины, но Киев не только отказался присоединиться к инициативе, но и потребовал 30-дневного прекращения огня. При этом украинские силы за сутки до начала «режима тишины» провели крупнейшую за время конфликта атаку беспилотниками: по данным Минобороны РФ, ПВО сбили 524 дрона, пять ракет «Нептун», шесть авиабомб JDAM и два снаряда HIMARS.
Подобные действия стали частью стратегии Киева, который с начала 2024 года активно использует дроны с реактивными двигателями для ударов по российской инфраструктуре — от Татарстана до Краснодарского края. ВСУ воюет не с армией, а с мирными людьми, пытаясь запугать их и заставить склонить голову, отметил в беседе с «Известиями» военный эксперт Виктор Литовкин.
Москва, объявляя перемирие, стремится создать условия для диалога, но сталкивается с демонстративной эскалацией. При этом РФ на момент празднования 9 Мая превратилась в глобальную площадку: в столицу прибыли лидеры десятков государств, включая Китай, Белоруссию, Казахстан, Сербию, Кубу и Венесуэлу. Совокупное население стран, представители которых будут в эти дни в Москве, превышает 4 млрд человек, а их доля в мировом ВВП достигает 37%. Для России это не только дань памяти победе в Великой Отечественной войне, но и демонстрация международной поддержки в условиях санкций.
Однако Киев, вместо конструктивного ответа, заявил, что «не может гарантировать безопасность» иностранных делегаций, намекая на возможные атаки. «Они хотят сорвать парад, чтобы создать видимость изоляции России, — поясняет «Известиям» ведущий научный сотрудник Центра исследования проблем безопасности РАН Константин Блохин.
— До 9 мая точно уже никаких ключевых решений по урегулированию принято не будет. Если же ВСУ предпримут масштабные атаки в этот день, то о какой санитарной зоне, 30-дневном перемирии можно в дальнейшем говорить? Почему Киев в этом вопросе бескомпромиссный? Для них 9 Мая — вопрос международного престижа России. Если Киеву удалось бы сорвать праздник, то таким образом он бы продемонстрировал слабость РФ и всех тех, кто ее посетил, — отметил Блохин.
Перспективы украинского урегулирования
Накануне праздника украинские силы усилили атаки на приграничные регионы и Москву. В ночь на 6 мая ПВО сбили 19 дронов, летевших к столице, а в Брянской области за сутки уничтожили более 140 воздушных целей, включая крылатую ракету. Губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков сообщил о 80 сбитых беспилотниках и 273 снарядах, выпущенных по населенным пунктам.
— Обстановка на линии боевого соприкосновения напряженная, — констатирует Виктор Литовкин. — Украина не приняла перемирие и будет провоцировать. Если они решатся на удар по Красной площади, от Киева мокрого места не останется.
Эксперт также предупредил о риске терактов и активности украинской агентуры в России, отметив, что Москва готова к атакам, но угроза сохраняется для регионов.
Вашингтон, несмотря на жесткую риторику Дональда Трампа, пытается балансировать. Спецпосланник президента США Кит Келлог заявил, что Киев предлагает 30-километровую демилитаризованную зону вдоль линии фронта, но в Кремле такие инициативы назвали «неофициальными». Дмитрий Песков отметил, что Россия не получала от американцев предложения Киева об озвученной Келлогом готовности к заморозке и созданию демилитаризованной зоны.
Трамп, называя исключение России из G8 «очень плохим решением», одновременно заявляет, что время для возвращения Москвы в клуб упущено. Это стагнация и даже деградация переговоров, считает Константин Блохин.
США видимо не готовы обсуждать первопричины кризиса, а ЕС продолжает вооружать Киев. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен при этом призывает ускорить вступление Украины в ЕС. Киев же не готов отказываться от планов присоединиться к НАТО.
Причины, по которым Россия сохранила идею перемирия, аналитики видят в различных аспектах.
— Дата круглая, много иностранных гостей, нет необходимости создавать напряженность вокруг их визита в страну, которая продолжает вести боевые действия в Донбассе. Во-вторых, после заключения соглашения о ресурсной сделке Киева и Вашингтона необходимо было показать, что Москва всё еще готова к переговорам, что в Москве не видят большой проблемы в укреплении американо-украинских отношений за счет возможного сотрудничества в добыче и освоении природных ресурсов, — заявил «Известиям» доцент кафедры политической теории МГИМО МИД России Иван Лошкарев.
Кроме того, сохраняются надежды на неформальные договоренности, хотя прошлое пасхальное перемирие Украина нарушила почти 5 тыс. раз. Киев ощущает поддержку Запада и не хочет идти на уступки, отмечает Блохин.
Перспективы урегулирования зависят от двух факторов: способности России защитить свои красные линии и готовности Запада признать свои ошибки по отношению к РФ. Пока Вашингтон сосредоточен на внутренних реформах, а ЕС — на экономических кризисах, конфликт рискует продлиться еще на неопределенный срок.
— Мирное урегулирование сейчас тормозят два фактора. Во-первых, сохраняется сопротивление ЕС в части договоренностей, касающихся санкций и закрытия перспективы членства в НАТО для Украины. Во-вторых, у американской стороны пока нет понимания, как подступиться к вопросам культурно-языковой и религиозной политики на Украине. Эта тема одно время отошла на второй план в силу обсуждения экономических вопросов, но вновь поднята российской стороной, — подчеркнул Лошкарев.
В то же время, как подчеркивает эксперт, сам факт, что диалог с США продолжается, — позитивный знак. Вопрос в том, хватит ли политической воли у сторон, чтобы превратить эту «приоткрытую дверь» в путь к миру, а не в очередной тупик.
В преддверии Дня Победы «Известия» подготовили специальный проект «Два мира. Одна война», посвященный истории противостояния СССР и Германии с середины 30-х до середины 40-х годов прошлого века.