Найти в Дзене

Традиции Архангельской "Маргаритинки". Часть 4 – праздник «МаЯки»

Праздник с таким непривычным уху словом с ударением на Я говорит о традиции зажигания плавучих маяков — когда на плотах разводили огонь, по которому ночью можно ориентироваться в темноте. Наши белые ночи заканчиваются к августу, а в сентябре-октябре, когда небо застилают тучи, дождь смешивает всё вокруг в сплошную серость — возвращающимся домой морякам нужны надёжные ориентиры чтобы не сесть на мель в конце своих путешествий. Вот для этого и зажигались маяки поморами в эти тёмные ночи окончания навигации. Старинная традиция зажигания маЯков — восходящая к древнейшим общим всех северных народов моря обрядам, у нас в Поморье стала частью празднования «Новолетия» - поморского нового года. Понятно, что зажигать огни на реке можно лишь тогда, когда парусников на ней почти не оставалось — иначе огонь на плоту может сослужить брандером и поджечь кого-нибудь! Если посмотреть на старые фотографии конца 19 — начала 20 века, то увидим, что летом на реке места не было от разных парусников! Но к

Праздник с таким непривычным уху словом с ударением на Я говорит о традиции зажигания плавучих маяков — когда на плотах разводили огонь, по которому ночью можно ориентироваться в темноте.

Наши белые ночи заканчиваются к августу, а в сентябре-октябре, когда небо застилают тучи, дождь смешивает всё вокруг в сплошную серость — возвращающимся домой морякам нужны надёжные ориентиры чтобы не сесть на мель в конце своих путешествий. Вот для этого и зажигались маяки поморами в эти тёмные ночи окончания навигации.

реконструкция зажигания маЯков в Архангельске в 2000-х годах
реконструкция зажигания маЯков в Архангельске в 2000-х годах

Старинная традиция зажигания маЯков — восходящая к древнейшим общим всех северных народов моря обрядам, у нас в Поморье стала частью празднования «Новолетия» - поморского нового года. Понятно, что зажигать огни на реке можно лишь тогда, когда парусников на ней почти не оставалось — иначе огонь на плоту может сослужить брандером и поджечь кого-нибудь!

Если посмотреть на старые фотографии конца 19 — начала 20 века, то увидим, что летом на реке места не было от разных парусников! Но к сентябрю река пустела — и зажигать на ней огонь становилось безопасно.

В 2000-х годах активная общественность города пыталась возродить этот старый ритуал и даже несколько лет его проводили. Но с определённого времени вдруг многие энтузиасты-краеведы были объявлены федеральными силовиками «сепаратистами-националистами» со всеми вытекающими последствиями — и проводить старинные ритуалы поморов стало некому...

такой плавучия маяк был сделан реконструкторами во время попытки восстановления праздника
такой плавучия маяк был сделан реконструкторами во время попытки восстановления праздника

Всему виной госполитика — поморы так до сих пор и не признаны отдельным этносом, в отличие от многих других, как например «камчадалы» - произошедших от наших поморов... Не признаны они из-за нежелания государства предоставить поморам наравне с остальными малыми народами прав пользоваться своими природными запасами. Слишком велики наши богатства — вот и не дают в столице прав народу самим получать что-то от них, а тех кто этим недоволен обвиняют в чём угодно...

Таким образом становится понятным — почему нет развития древних традиций. Власти хотят чтобы о них поскорее забыли. Ведь сегодня народ маЯки зажигает, а завтра вспомнит что рыба, недра и среда обитания принадлежит им по праву рождения, доставшись им от наших предков... Это что тогда — столичным олигархам делиться с народом придётся прибылями? За деньги они любой закон примут, чтобы не допустить подобное!

В целом подводя итог отмечу — праздник зажигания маЯков в Поморье, сопряжённый с Поморским Новолетием — служил отметкой окончания лета, рубежом, после которого заканчивалась навигация, город замирал до следующего лета.

по началу праздник зажигания маЯков поддерживался властями города, а потом вдруг был объявлен силовиками "националистическим" и "сепаратистским"
по началу праздник зажигания маЯков поддерживался властями города, а потом вдруг был объявлен силовиками "националистическим" и "сепаратистским"

Но прежде чем окончательно уснуть, в Архангельске проводился ещё очень интересный большой праздник — о нём в следующей главе.