Найти в Дзене
Smooth & Quiet art

Гюстав Курбе и его потрясающие мир искусства произведения

XIX век был временем значительных художественных изменений в Европе, особенно во Франции. Хотя эпоха начиналась с акцента на романтизм, в 1840-х годах возникло другое движение, которое радикально изменило ход истории искусства — реализм. Направление, основанное во Франции, для которого характерно максимально достоверное изображение действительности в произведениях, сфокусированное на изображении жизни простых людей в быту. Гюстав Курбе, который считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи, был центром этого направления и создавал масштабные произведения крестьян, которые потрясли весь мир. Такие художники, как Делакруа, ранее создавали идеализированные сцены с акцентом на драму и эмоции, а Курбе, напротив, стремился к искусству, которое передавало правду о том, как жили обычные рабочие во Франции 1850-х годов. "Это мой способ видеть общество со всеми его интересами, недостатками и страстями. Это весь мир, который приходит ко мне, чтобы его изобразили",

XIX век был временем значительных художественных изменений в Европе, особенно во Франции. Хотя эпоха начиналась с акцента на романтизм, в 1840-х годах возникло другое движение, которое радикально изменило ход истории искусства — реализм. Направление, основанное во Франции, для которого характерно максимально достоверное изображение действительности в произведениях, сфокусированное на изображении жизни простых людей в быту. Гюстав Курбе, который считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи, был центром этого направления и создавал масштабные произведения крестьян, которые потрясли весь мир.

Такие художники, как Делакруа, ранее создавали идеализированные сцены с акцентом на драму и эмоции, а Курбе, напротив, стремился к искусству, которое передавало правду о том, как жили обычные рабочие во Франции 1850-х годов. "Это мой способ видеть общество со всеми его интересами, недостатками и страстями. Это весь мир, который приходит ко мне, чтобы его изобразили", — говорил сам художник.

КЕМ БЫЛ ГЮСТАВ КУРБЕ

Гюстав Курбе (Фото из интернета)
Гюстав Курбе (Фото из интернета)

Гюстав Курбе (1819–1877) был одним из самых влиятельных художников 19 века и возглавлял движение реалистов во второй половине 1800-х годов. Художник родился в зажиточной семье фермеров в Орнане во Франции. Первые уроки живописи он получал у отца Бо, затем обучался в художественной школе в Безансоне у Флажуло. А в 1839 отправился в Париж, где непродолжительное время обучался в академиях Сюиса и Лапена и изучал картины старых мастеров в Лувре. Во время своих путешествий в молодости он вдохновлялся Рембрандтом и другими голландскими мастерами, восхищаясь их изображениями современной жизни.

Примерно в возрасте 30 лет Курбе остановился на стиле, который не принадлежал ни романтизму, ни классицизму. Вместо изображения идеализированных фигур и исторических сцен, Курбе проявлял интерес к изображению сельской жизнью. Он считал, что художники должны рисовать то, что они знают, а в его случае это была французская деревня.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ИСКУССТВА КУРБЕ

ИНТЕРЕС К СЕЛЬСКОЙ ЖИЗНИ

Гюстав Курбе, "Просеиватели пшеницы", 1854 год (Фото из интернета)
Гюстав Курбе, "Просеиватели пшеницы", 1854 год (Фото из интернета)

Курбе был реалистом и считал, что его искусство должно освещать жизнь французского рабочего класса в быту. Он считал, что художники обязаны изображать то, что им знакомо; поскольку он вырос в деревне, он тяготел к изображению фермеров и сельских рабочих.

РЕАЛИСТИЧНЫЕ ФИГУРЫ

Гюстав Курбе, "Молодые дамы на берегу Сены", 1857 год (Фото из интернета)
Гюстав Курбе, "Молодые дамы на берегу Сены", 1857 год (Фото из интернета)

Курбе не был заинтересован в идеализации своих персонажей. Поскольку он был приверженцем изображения суровой реальности жизни, он хотел использовать в своих произведениях образы реальных людей. Часто он рисовал друзей, членов семьи, работниц публичных домов или рабочих, которых он просил прийти позировать ему в его студии.

ГРУБОЕ ОБРАЩЕНИЕ С КРАСКОЙ

Гюстав Курбе, "После обеда у органов", 1857 год (Фото из интернета)
Гюстав Курбе, "После обеда у органов", 1857 год (Фото из интернета)

Вместо тщательного моделирования фигур, создания плавных форм и линий Курбе предпочитал наносить краску грубо, экспрессивно. По его мнению, этот стилистический прием точнее отражал аномалии природы.

ГРАНДИОЗНЫЙ МАСШТАБ

Гюстав Курбе, "Мастерская художника", 1849–1850 годы (Фото из интернета)
Гюстав Курбе, "Мастерская художника", 1849–1850 годы (Фото из интернета)

Многие из самых известных работ Курбе были масштабны. И хотя это само по себе не является чем-то необычным, использование масштаба художником вызвало споры, поскольку Курбе использовал его, чтобы придать значимость людям, которые не считались достойными.

ЗНАМЕНИТЫЕ КАРТИНЫ

КАМЕНОТЁСЫ. 1849 ГОД

Гюстав Курбе, "Каменотёсы", 1949 год, картина утрачена из-за пожара в 1945 году (Фото из интернета)
Гюстав Курбе, "Каменотёсы", 1949 год, картина утрачена из-за пожара в 1945 году (Фото из интернета)

Картина "Каменотёсы", созданная в 1849 году, изображает "столь полное выражение нищеты". Двое людей в изношенной одежде, чьи лица не видны зрителям, заняты тяжёлым физическим трудом, дробят камень у обочины дороги. Вокруг них лежит различная утварь: слева — плетёная корзина, справа — кастрюля, ложка и кусок чёрного хлеба.

Это произведение, где мужчины были изображены в натуральную величину, потрясло публику Парижского салона своей реалистичностью. К сожалению, шедевр был уничтожен во время Второй мировой войны.

ПОХОРОНЫ В ОРНАНЕ. 1849–1850 ГОДЫ

Гюстав Курбе, "Похороны в Орнане", 1849–1850 годы (Фото из интернета)
Гюстав Курбе, "Похороны в Орнане", 1849–1850 годы (Фото из интернета)

На картине изображены похороны на новом кладбище в Орнане, которое начало функционировать в сентябре 1848 года. По разным версиям, Курбе мог изобразить на этой картине похороны либо своего деда по материнской линии Удо, либо своего двоюродного деда Клода-Этьена Теста.

"Похороны в Орнане" внушительных размеров — 315см × 668см. Обычно подобный масштаб использовался для изображения грандиозных исторических повествований. Произведение было представлено в Парижском салоне 1851 года и вызвало бурную реакцию зрителей и критиков, а Курбе стали рассматривать как "ужасного социалиста", который использовал свой невероятный талант художника для создания уродливых и нежелательных произведений искусства.

НАСЛЕДИЕ

Гюстав Курбе, "Спящие", 1866 год (Фото из интернета)
Гюстав Курбе, "Спящие", 1866 год (Фото из интернета)

Курбе оказал огромное влияние на ход истории искусств. Французский художественный критик Гийом Аполлинер сказал:"Курбе — отец новых художников".

Его необычный подход к живописи — сосредоточенность на реальности и несовершенствах простых людей — повлиял на многих более поздних художников. Многие художники-импрессионисты и постимпрессионисты, такие как Моне и Сезанн, называли его главным источником вдохновения в развитии своего стиля.