XIX век был временем значительных художественных изменений в Европе, особенно во Франции. Хотя эпоха начиналась с акцента на романтизм, в 1840-х годах возникло другое движение, которое радикально изменило ход истории искусства — реализм. Направление, основанное во Франции, для которого характерно максимально достоверное изображение действительности в произведениях, сфокусированное на изображении жизни простых людей в быту. Гюстав Курбе, который считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи, был центром этого направления и создавал масштабные произведения крестьян, которые потрясли весь мир.
Такие художники, как Делакруа, ранее создавали идеализированные сцены с акцентом на драму и эмоции, а Курбе, напротив, стремился к искусству, которое передавало правду о том, как жили обычные рабочие во Франции 1850-х годов. "Это мой способ видеть общество со всеми его интересами, недостатками и страстями. Это весь мир, который приходит ко мне, чтобы его изобразили", — говорил сам художник.
КЕМ БЫЛ ГЮСТАВ КУРБЕ
Гюстав Курбе (1819–1877) был одним из самых влиятельных художников 19 века и возглавлял движение реалистов во второй половине 1800-х годов. Художник родился в зажиточной семье фермеров в Орнане во Франции. Первые уроки живописи он получал у отца Бо, затем обучался в художественной школе в Безансоне у Флажуло. А в 1839 отправился в Париж, где непродолжительное время обучался в академиях Сюиса и Лапена и изучал картины старых мастеров в Лувре. Во время своих путешествий в молодости он вдохновлялся Рембрандтом и другими голландскими мастерами, восхищаясь их изображениями современной жизни.
Примерно в возрасте 30 лет Курбе остановился на стиле, который не принадлежал ни романтизму, ни классицизму. Вместо изображения идеализированных фигур и исторических сцен, Курбе проявлял интерес к изображению сельской жизнью. Он считал, что художники должны рисовать то, что они знают, а в его случае это была французская деревня.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ИСКУССТВА КУРБЕ
ИНТЕРЕС К СЕЛЬСКОЙ ЖИЗНИ
Курбе был реалистом и считал, что его искусство должно освещать жизнь французского рабочего класса в быту. Он считал, что художники обязаны изображать то, что им знакомо; поскольку он вырос в деревне, он тяготел к изображению фермеров и сельских рабочих.
РЕАЛИСТИЧНЫЕ ФИГУРЫ
Курбе не был заинтересован в идеализации своих персонажей. Поскольку он был приверженцем изображения суровой реальности жизни, он хотел использовать в своих произведениях образы реальных людей. Часто он рисовал друзей, членов семьи, работниц публичных домов или рабочих, которых он просил прийти позировать ему в его студии.
ГРУБОЕ ОБРАЩЕНИЕ С КРАСКОЙ
Вместо тщательного моделирования фигур, создания плавных форм и линий Курбе предпочитал наносить краску грубо, экспрессивно. По его мнению, этот стилистический прием точнее отражал аномалии природы.
ГРАНДИОЗНЫЙ МАСШТАБ
Многие из самых известных работ Курбе были масштабны. И хотя это само по себе не является чем-то необычным, использование масштаба художником вызвало споры, поскольку Курбе использовал его, чтобы придать значимость людям, которые не считались достойными.
ЗНАМЕНИТЫЕ КАРТИНЫ
КАМЕНОТЁСЫ. 1849 ГОД
Картина "Каменотёсы", созданная в 1849 году, изображает "столь полное выражение нищеты". Двое людей в изношенной одежде, чьи лица не видны зрителям, заняты тяжёлым физическим трудом, дробят камень у обочины дороги. Вокруг них лежит различная утварь: слева — плетёная корзина, справа — кастрюля, ложка и кусок чёрного хлеба.
Это произведение, где мужчины были изображены в натуральную величину, потрясло публику Парижского салона своей реалистичностью. К сожалению, шедевр был уничтожен во время Второй мировой войны.
ПОХОРОНЫ В ОРНАНЕ. 1849–1850 ГОДЫ
На картине изображены похороны на новом кладбище в Орнане, которое начало функционировать в сентябре 1848 года. По разным версиям, Курбе мог изобразить на этой картине похороны либо своего деда по материнской линии Удо, либо своего двоюродного деда Клода-Этьена Теста.
"Похороны в Орнане" внушительных размеров — 315см × 668см. Обычно подобный масштаб использовался для изображения грандиозных исторических повествований. Произведение было представлено в Парижском салоне 1851 года и вызвало бурную реакцию зрителей и критиков, а Курбе стали рассматривать как "ужасного социалиста", который использовал свой невероятный талант художника для создания уродливых и нежелательных произведений искусства.
НАСЛЕДИЕ
Курбе оказал огромное влияние на ход истории искусств. Французский художественный критик Гийом Аполлинер сказал:"Курбе — отец новых художников".
Его необычный подход к живописи — сосредоточенность на реальности и несовершенствах простых людей — повлиял на многих более поздних художников. Многие художники-импрессионисты и постимпрессионисты, такие как Моне и Сезанн, называли его главным источником вдохновения в развитии своего стиля.