Мне понадобилось полвека, чтобы понять, что у меня нет литературного дара. Увы, к тому времени я уже был известным писателем.
Роберт Бенчли
Эта рубрика создана для того, чтобы помочь авторам найти своих читателей, рассказать о своём творчестве и раскрыть свою личность через слова.
Второй гость рубрики: автор книги «Искусственные ужасы», которая написана в соавторстве и издаётся в АСТ — Ольга Кочешева.
Блок 1. Талант
Как ты думаешь, нужен ли талант, чтобы быть писателем?
Я считаю, что талант не нужен, чтобы быть писателем. Да, с талантом намного проще куда-то пробиться, но без трудолюбия ты ничего не добьёшься. Скажу так, в любой сфере талант ускоряет достижение целей. Если у тебя его нет, то тебе придётся трудиться очень долго, чтобы к чему-то прийти. Если у тебя есть талант, то тебе будет намного проще. Вот и всё. Так что в целом писателю не обязательно нужен талант. С талантом, конечно, очень здорово, он быстрее достигнет каких-то целей. Без таланта... будет сложнее, но тоже возможно.
В чём заключается твой талант?
В писательстве я вообще не талантлива. Я могу сказать, что как человек, который поёт, я талантлива. У меня есть слух, есть голос. Это мне помогает лучше понимать музыку. Но в писательстве я вообще не талантлива... Я не знаю, зачем я пишу. Мне очень тяжело даётся писательство, прям очень тяжело. Конечно, навык вырабатывается: вот ты очень много читаешь, ты очень много пишешь, и потом вроде у тебя что-то получается, ты вроде нащупываешь свой голос, понимаешь, как донести свои мысли до читателя. У меня талант даже рядом не стоял, только трудолюбие, только хардкор.
Я могу сказать, что мой соавтор — вот он действительно талантливый. У него очень круто получается брать какой-то масштабный сюжет, делать неожиданные повороты и в итоге всё это соединять в нормальную линию, где всё получается логично в финале. Все чеховские ружья всегда выстреливают. Я никогда так не смогу писать.
Что, по твоему мнению, является успехом в писательстве?
Я считаю, что успешный писатель — это тот, книги которого читают. Очень много людей читают, говорят о нём. Вот это успех. Успешный автор в плане маркетинга — это тот, кто хорошо продаётся. То есть здесь две стороны, получается. Но я считаю, что не обязательно хорошо продаваться, чтобы стать успешным автором. Успешный автор в плане коммерции — да, это тот, кто хорошо продаётся. Успешный автор вообще — это тот, которого читают постоянно. Потому что если не читатели, то кто вообще будет продвигать наши истории? Мы же для читателей во вторую, наверное, очередь стараемся. В первую для себя, во вторую для читателей.
Блок 2. Вдохновение
Любимые книга и фильм:
Есть книга, которую я обычно всегда советую всем. Вот она одна из моих любимых. Это книга «Пассажир» французского автора Жан-Кристофа Гранже.
Я просто обожаю эту книгу, она настолько закрученная, что пока её не прочитаешь полностью, она тебя не отпустит. По ней ещё экранизация есть, но не советую её смотреть.
И, наверное, хотела бы сказать ещё про одну, и даже не столько книгу, сколько писательницу, которая меня вдохновляет. Я обожаю вообще всё её творчество. Это Вероника Милан.
Она пишет современные романы, СЛР. У неё очень остросюжетно, свои миры. Это не фэнтези, но я даже не знаю, как описать общий жанр, — это просто свой мир. Берёшь её книгу и просто падаешь в неё. Под своё настроение можешь подобрать любую историю. Там и философия бывает, и бывает что-то откровенное, но при этом очень интересные сцены, не пошлые. Так как она пишет эротику, мне кажется, не пишет никто. Её книги меня всегда вдохновляют. Как только у неё выходит книга, я читаю сразу.
А любимый фильм — это «Кошмары на улице Вязов».
Мы начали писать нашу книгу, во-первых, потому, что я сама люблю этот жанр, а во-вторых, мне хотелось создать культового злодея. Я с этим запросом и пришла к своему соавтору, говорю, давай создадим какого-нибудь культового злодея, и мы создали Роберта. И Роберт, кстати, наш антагонист, он назван в честь Роберта Инглуда, который играет Фредди Крюгера. Вот так вот всё взаимосвязано.
Что выделяет их из множества других?
Если взять книгу, то я люблю ею за то, что там лихо закрученный сюжет, который я мало у кого видела, и поэтому всем всегда советую её. Мы сами стараемся тоже писать закручено, у нас много динамики, как у Гранже, в принципе, какие-то необычные моменты, неожиданные повороты. Всё это, можно сказать, вдохновлено от Гранже. У меня, а у соавтора свои любимые авторы: Чак Паланик, Стивен Кинг. Я тоже люблю Стивена Кинга, но как-то он у меня не вылезает на первую полосу, в отличие от Гранже. Если брать Веронику Милан, так среди других её выделяет умение погружать в книгу. У неё какой-то необычный слог, волшебный, что ли. И как будто когда читаешь её книги, всегда находишь ответы на свои вопросы. Как будто книга попадается в нужное время.
Фильм выделяю потом, что пересматривала его много-много раз. И каждый раз поражаюсь тому, что в то время могли так снять. Настолько кроваво и без спецэффектов. Сейчас так не снимают.
А ты лично с автором знакома?
Мы общаемся как автор и читатель. Когда у неё выходит электронная книга, (электронка у неё всегда раньше выходит, чем бумага), я пишу ей, чтобы приобрести лично у неё. Я подписана на её паблик, где она рассказывают и про писательство, и про жизнь вообще. Ну и плюс она тоже сибирячка, как и я. А ещё был такой момент, когда я писала книгу и выкладывала на площадке (уже не помню, что это за площадка была), и она там тоже выкладывала свои книги. И я перед первой главой в эпиграфе написала, что меня вдохновили книги Вероники Милан. И она зашла на мою страницу, прочитала первую главу и написала: «Ух ты, интересно, а что там будет дальше?» Это было очень круто на самом деле!
А с какой её книги ты рекомендовала бы начать тому, кто не знаком с её творчеством?
Я начинала с Ассасина, и с неё бы и рекомендовала другим.
Блок 3. Отношение
Как к твоему хобби относятся близкие/родные/друзья?
Мои близкие хорошо относятся к тому, что я пишу. Ну, во-первых, у меня мама купила книгу. Она её, правда, ещё не читала, но говорит, что в отпуске будет читать. Хотя моя мама не любит ужасы. Но это же моя книга, наша, точнее, написанная в соавторстве с Борисом Хантаевым. У Бориса, кстати, мама прочитала книгу, и осталась в восторге. Мы с моим отцом очень редко общаемся, но моя младшая сестра рассказала ему, что я издала книгу, и отец мне позвонил, поздравил и сказал, что гордится. Сестра младшая, я, если честно, не знаю, читала или нет книгу. Все мои знакомые, когда узнают, очень хорошо относятся, даже те парни, с которыми я знакомлюсь. Я, кстати, уже прочухала, как больше книг продавать. Знакомишься с парнем, рассказываешь, что ты писательница, он хочет тебя ближе узнать, и говорит: «Давай тогда куплю книгу, ты мне её ещё подпишешь». Он, возможно, её читать не будет, но купит. Кому-нибудь её дать почитать потом. На работе коллеги тоже купили книгу, и одна коллега сказала: «Вот ты мне её подпишешь, и когда станешь известна, я её за очень дорого продам».
А теперь подумай об обратной стороне медали: что бы ты делала, если бы в твоей жизни было ровно противоположно тому, что есть?
Когда я была в прошлых отношениях, этот человек в плане творчества меня никогда не поддерживал и всегда спрашивал, зачем я трачу на это время. Мне было важно, чтобы он меня поддерживал. А он не поддерживал. Поддерживал во всех вещах, кроме писательства. Он считал, что я трачу своё время в пустую. Понятное дело, этим не заработаешь. Это очень долго: пока ты пишешь книгу, пока ты её редактируешь, пока пытаешься попасть в это издательство. А когда ты попадаешь в издательство, там вообще ещё хуже картина. Поэтому, если бы меня не поддерживали, вот честно говорю, если бы я писала одна, я бы даже не дописывала свои книги, я бы уже со всем этим закончила. Но если бы меня поддерживал только мой соавтор, то мне этого было бы достаточно, даже если бы все остальные не поддерживали.
Блок 4. Творчество
Сколько у тебя уже написано книг?
Можно сказать, что уже две. Одна издана в АСТ, другая редактируется.
Над чем сейчас активно работаешь?
Сейчас я вношу правки во вторую книгу, которую мы в июле отправим литературному редактору. И сейчас помимо редактуры я собираюсь тоже принимать правки на свой рассказ, который был написан очень-очень давно. Он называется «Солнечный яд». Я тогда вдохновлялась песнями группы SkyNet. И у них как раз есть песня «Солнечный яд». И это название реально отражает мою историю. Там редактор уже правки внёс, и мне нужно просто их прочитать, внести и выставить историю. А я с ноября не могу этим заняться, потому что сначала мы дописывали вторую книгу, сейчас я её правлю. Очень надеюсь, что сейчас с этим закончу и сразу перейду на этот рассказ и наконец-то его выставлю.
У вас две книги планируются?
У нас трилогия. Мы в декабре планируем вернуться к продолжению, то есть писать третью часть.
Блок 5. Самопрезентация
Где тебя можно почитать?
Нашу книгу можно почитать на Литрес, на Яндекс.Книгах, на Строках — это онлайн. Можно купить в Читай-городе, на ВБ и Озоне. Если хочется с автографом можно мне написать. Правда, их осталось очень мало, но зато два автографа — от меня и от соавтора.
Какие соцсети ведёшь?
Я отвечаю за Телеграм:
ТикТок полностью ведёт Борис, потому что ему проще в Беларуси это делать, каждый день постит там видео:
Блок 6. Деньги
Зарабатываешь ли ты на писательстве?
Зарабатываю ли я на писательстве деньги? Да, зарабатываю. Достаточно ли? Нет, не достаточно. Первые роялти, которые мы получили (точнее, получила только я, Борис так и не получил, потому что это довольно маленькая сумма для того, чтобы её за рубеж переслали), после вычета налогов были около 7 тысяч рублей. И вот сегодня буквально закинули ещё где-то тысячи две. А самое интересное и смешное одновременно вот что: я вышла из отпуска как раз, и мне буквально, чтобы заплатить за квартиру, мне хватало тысячи три. И мне приходит гонорар. Очень вовремя!
Мы прекрасно понимаем, что в издательстве больших денег не дождёшься, если ты не автор, у которого тираж 40 тысяч, например. Также я знаю, что авторы, у которых издаются несколько книг, например, 5-10, эти книги хорошо продаются, они, конечно, тоже нормальные суммы получают, и, в принципе, на это можно жить. Нужно много писать и постоянно, чтобы тебя издавали. Тогда ты можешь получать нормальные деньги.
А на что живёшь?
Приходится работать. Писатель работает по своей специальности — администратором в гостинице. Я всегда говорю, такое ощущение, что у меня две работы. Первая — администратор, вторая — менеджер. После основной работы ты приходишь и начинаешь общаться с блогерами, причём ты тот менеджер, которому не платят, а который платит сам. И это вообще очень смешно. Мне же нужно написать, мне же нужно согласовать, потом отправить, точнее, заказать книгу на ВБ, потом отслеживать, чтобы это всё вовремя выставляли по договоренностям. Это реально работа менеджера.
На днях заказала ещё три иллюстрации для книжных страничек для первой книги. Одни растраты у писательства. Очень дорогое хобби.
Блок 7. Вопросы
Какие у тебя впечатления от сотрудничества с АСТ? Как продажи тиража? Если, конечно, ты можешь чем-то поделиться.
Давай расскажу нашу историю. Начнём с того, что спустя полгода нам ответили, причём я напрямую писала уже выпускающему редактору, которого посоветовал нам литературный редактор. Она рассказала о нашей книге, редактор заинтересовался, и она предложила послать, ну и мы послали, естественно. В тот же день нам ответили, что как рассмотрят, вернутся. В итоге через полгода нам написали, что, к сожалению, наша книга не подходит им. И где-то через полтора месяца нам всё-таки написали, что они пересмотрели и что готовы сотрудничать, если мы ещё книгу никуда не пристроили. Ну, естественно, мы согласились. Некоторые говорят, что нужно подумать прежде, чем соглашаться. Это классно, конечно, когда у тебя несколько предложений, но когда у тебя одно, ты за него хватаешься, как за единственную возможность.
Когда мы начали работать над книгой, меня всё устраивало, потому что с нами согласовывали, какую мы хотим обложку. Нам скидывали процессы, пока художница делала эскизы, мы смотрели, тоже утверждали. То есть мы высказывали свои пожелания, к нам прислушивались, спрашивали, что мы хотим в книге, какие рисунки. Насчёт работы редактора вообще не могу ничего сказать, потому что у нас был до этого литературный редактор достаточно хороший, и поэтому тот, который у нас был от издательства, какие-то незначительные правки внёс, поэтому мне оценить её работу очень сложно. Но мне понравился корректор, он заметил ошибку, которую, по идее, должен был заметить редактор, там такая несостыковка была, за которую обычно редактор отвечает, а тут корректор её заметил.
В целом я была довольна, и то, что они сделали очень классную, довольно-таки цепляющую обложку, и нам очень повезло с художницей, я до сих пор с ней сотрудничаю уже сама, потому что мне очень нравится, в каком стиле она рисует.
Знаю, что на первый месяц, когда только книга вышла, в издательстве ставили таргет. Ещё какие-то статьи о книге выходили у них на канале про авторов. Нам не предлагали презентацию или ещё что-то. Ну это понятно, как бы, мы — начинающие авторы, какая там презентация, кто на неё придёт. Со своей стороны они нам базу сделали, а в остальном за продвижение никто не отвечал, кроме нас самих. То есть они говорили, что будут рассылать книги блогерам, но я, честно говоря, не увидела ни у одного блогера нашу книгу, имею в виду, у тех, кому бы мы не отсылали сами. Наверное, проблема в сотрудничестве с издательством заключается в том, что там очень много людей, а ты общаешься только со своим редактором. И если у тебя какой-то вопрос, ты ему его задаёшь, он передаёт дальше, приходит какой-то ответ, и он тебе этот ответ даёт. И это не всегда то, что тебе нужно. Ну, то есть я понимаю, что мне, наверное, бы хотелось поработать с издательством поменьше, где подход к автору более точечный, где за каждого автора переживают, стараются его продвигать, отправляют автора на какие-то мероприятия. Но, с другой стороны, это лучше, чем ничего. Это лучше, чем руграм: там наша книга была бы не подъёмной для читателей. Это даже лучше, чем СамИздат. Мне кажется, издательство — это хорошо, но очень важно, какая у тебя своя аудитория.
Что для вас самое любимое и самое не любимое в писательстве?
Самое нелюбимое в писательстве, это когда мне нужно... прописывать очень сложные сцены. Что я подразумеваю под сложными сценами? Это там, где ты не можешь просто сесть и написать, потому что тебе нужна огромная база. Нужно изучить много материала. Например, во второй книге мне, как человеку, который в принципе не играет в шахматы и о шахматах знает только, что там конь ходит буквой Г, нужно было написать сцену, где два профессиональных игрока играют в шахматы. И мне пришлось смотреть старые игры великих шахматистов на YouTube, таких как Алехин и Рети, изучать ходы, как это всё проигрывается. И более того, я потом открыла онлайн-шахматы и разыгрывала партии. Зачем я это делала? Я же не могу просто написать, что эта фигура ходит сюда, а конь ходит вот на эту клетку. Нет, это было бы скучно. Мне же нужно подкреплять эмоциями! И поэтому я прям полностью партию себе расписала, чтобы понимать, где какие эмоции у игрока должны быть. Вот прям настолько нужно было погружаться.
В первой книге было сложно, потому что нужно было прописать, как девушка себе сама отрезает руку. То есть я пересмотрела кучу видео с ампутированием, читала учебники, изучала, как правильно ампутировать руку, потому что у нас героиня — врач. Вот такие сцены не очень люблю, потому что они сложные. Это самое сложное для меня. А самое любимое — это когда взял свою книгу, перечитываешь и такой: «Блин, это что, я написала? Блин, класс!».
Писать — дисциплина или страсть?
Конечно, дисциплина. 100% дисциплина! Когда мне надо писать свою сцену, мой соавтор присылает синопсис, что приблизительно должно быть в этой сцене. И если я не поставлю себе дедлайн, буду ещё два месяца обдумывать в голове, как это можно написать. Без дисциплины я никогда не сяду. Это точно не страсть. Ни писательство, ни редактура — это вообще ни разу не страсть. Это надо.
Мне как-то вопрос задали, а зачем ты книги пишешь, если ты с этого даже не зарабатываешь? Я такая, ну не знаю, сама удивляюсь, зачем? Удовольствие не приносит, денег не приносит. Вообще, зачем я это делаю?
Есть ли темы, которые ты считаешь запретными или слишком личными для своих текстов?
После того, что мы писали во второй книге, мне кажется, уже запретных тем нет для меня. Если в первой книге мы только немного затрагиваем религию, отсылки к Библии, то во второй книге конкретно проходимся по религии. Мне кажется, что людям, которые очень религиозны, нашу книгу опасно читать, потому что их бомбанёт. Наверное, на тему правительства писать не буду, только если в рамках мира фэнтези.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить разговоры с гостями этой рубрики — возможно, кто-то из них станет вашим любимым современным автором.
А ваши реакции и комментарии — это лучшая благодарность автору за уделённое время!