Или "одни сутки из обсервации"
Уже пару раз в коротких постах я упоминала о том, что сейчас мы работаем в особом, непривычном для нас режиме.
И имя этому режиму ОБСЕРВАЦИЯ.
Страшная штука😱. Врачи пугают этим словом нерадивых пациенток, нерегулярно посещающих приемы, а пациентки-пугают друг друга.
На беременных форумах, по аналогии со страшилками из детства про "одну девочку, которая не легла вовремя спать, и к ней пришла "черная рука", есть страшилки будущих мам про "одну девочку, которая пошла в магазин, забыв "обменку"- а у нее отошли воды, и увезли ее в обсервацию!"
Ужасссс!😳
В ЖК и в "скорой" вопрос про "как не попасть в обсервацию"-пожалуй что, стоит на вершине хит-парада вопросов, уверенно обгоняя вопросы про дыхание в родах и обезболивание.
Ну а поскольку я сейчас как раз там и работаю-предлагаю вам рассказ очевидца и участника об этом "страшном" месте, полном тайн и загадок))).
Начнем?)
"Внешняя обсервация"-это такой режим работы, при котором данное учреждение принимает беременных женщин с какими-либо проблемами здоровья, причем проблемами именно инфекционного характера.
Обычно для этого есть отдельный, специализированный родильный дом. Но вот когда он закрывается на проветривание, эту функцию возлагают на кого-то еще. И в данном случае-повезло именно нам))
Разумеется, что в роддоме, которому временно так подфартило, для этой работы организовывают все необходимое: обследованные и не обследованные мамы однозначно разделены друг с другом, дезинфекция проводится иначе, по другим режимам, и прочие меры безопасности тоже предпринимаются.
Сделано это и у нас, конечно.
А еще мы все равно принимаем не всех подряд. "Летучие" инфекции вроде гриппа или ветряной оспы, а также-вся "кишечная история", к счастью, отданы коллегам в другом месте. Нам остаются ВИЧ и гепатиты, отсутствие "сверки" с туб.диспансером, а также-многочисленные не обследованные женщины, почти что или совсем не состоящие на учете: гражданки иностранных государств без документов, асоциальные мамы, и все такое прочее.
Работать в таком режиме, безусловно, сложнее, чем обычно.
И народу в целом больше, чем мы привыкли. И случаи для нас не совсем типичные, поэтому почти что для каждого из них нужен отдельный набор креативных решений. Но зато есть масса историй, так непохожих друг на друга-и вот некоторые из них я вам сейчас расскажу.
Ирина.
Ирина поступает планово, с направлением. У нее первая беременность, ей 41 год. До этого детей ей просто не хотелось-учеба, несколько дипломов, интересная работа, поздний брак. Ирина состоит на учете в обычной ЖК, но параллельно наблюдается в частном медицинском центре, и все обследования у нее разложены по красивым файлам с маркировками "УЗИ", "анализы крови", "выписки из стационаров" и так далее. Беременность дается ей довольно легко, но она переживает за свой возраст и предпочитает все перепроверять. Внешне это очень красивая женщина-ухоженная, стройная, на вид ей никак нельзя дать ее возраст. И беременность ее совсем не испортила: ровная кожа, очень аккуратный животик, стильная стрижка. Общается Ирина слегка свысока, но не переходя границ - мы с доктором делаем вид, что не замечаем)). Приехала она потому, что уже сорок первая неделя, а роды все еще не начались-поэтому госпитализация в дородовое для решения вопроса о родоразрешении. Оформляю, перевожу. Если честно, с облегчением перевожу-вот вроде бы очень приятная женщина! Но не люблю я вот этой снисходительной вежливости, которая с легким оттенком жалости и сочувствия к нам : "ну я конечно понимаю, что у вас тут государственный роддом, и поэтому...".
Да, у нас весьма обшарпанные стены. И даже вайфая нет, это факт. Но мне немного обидно, что главное-именно это.
Махджабин, Таджикистан.
Ее привозит "скорая". У Махждабин есть обменная карта, в консультацию она ходила, но состояла на учете только с 30 недель-полиса ОМС у нее нет, и для нее все это платно. Тем не менее, у нее сданы все нужные анализы, сделано УЗИ и не хватает только "сверки", поэтому-к нам. Оформляю, по слогам про себя диктую сложную фамилию, непривычную для нашего восприятия-не перепутать бы ничего, все же на основании истории потом будут выдаваться все документы после родов. Махждабин тем временем заполняет согласие на госпитализацию, выводя по буковке русские слова-говорит она неплохо, а вот писать ей трудно. Схватки не слишком еще беспокоят-хотя и довольно частые, но не сильные. Все заполнили, идем смотреться и переодеваться. По пути уточняю, как можно обращаться к ней покороче, и получаю улыбчивый ответ "Маша можно!". После осмотра становится ясно: в родах "Маша",и я перевожу ее в родзал. Думаю, родит к вечеру.
Курманжан, Киргизия.
На ней длинное платье и платок, все подобрано "в тон", нежно-кофейного цвета, с вышивкой. С собой один маленький пакетик, а в нем бутылка воды и папка с документами. По-русски она не говорит совсем, ну или делает вид-так часто бывает, уж не знаю, почему и зачем они прикидываются. "Обменки" нет, анализов нет, ни одного УЗИ тоже нет. Есть национальный паспорт, миграционная карта и временная регистрация, которая закончится через пять дней. Приехала по "скорой", без сопровождения. На вид-есть живот, это я вижу. А вот что с ним происходит? "Скорики" говорят, что дома через тетю она жаловалась на текущие воды, но тетя с ней не поехала, дома другие дети. Все, что известно-роды третьи. Жестами показываю, чтобы шла со мной. Жестами же-укладываю на монитор, нахожу сердце ребенка. Стучит, уже хорошо. Показываю на кресло, в это время приходит дежурный врач, и он-мужчина. Женщина моя испуганно трясет головой" нет-нет!". Боится самого осмотра или врача, вот как понять? Снова играем в сурдоперевод: показываю на врача, она "нет-нет!". Ага, ок. Показываю на кресло и на себя-и она кивает. Ну что ж...так лучше, чем вообще никак. Акушерки не делают осмотры, хотя мы это, разумеется, умеем. И это даже не запрещено, скорее просто не принято-карту пишет врач, и ему проще описать то, что он сам трогал руками. Но в ситуации, как сейчас-придется доктору верить мне на слово. Доктор выходит, а женщина ложится на кресло. Вижу, что это однозначно воды. Светлые, что тоже отлично. Смотрю вагинально и понимаю, что мы не просто "в родах"-да мы почти в финале! Ай да Курманжан-ведь ни звука, ни гримасы! Вот это выдержка! Кричу доктору, что тут почти что полное, и слышу грохот каталки, которую нам подгоняют. Тут, по идее, одна-две схватки, и родим. Так что пешком уже не пойдем. С кресла аккуратно слезаем, и сразу же ложимся на каталку. Уже лежа переодеваю ее в одноразовую сорочку, вещи потом уберу, сейчас главное ее отвезти наверх. Курманжан молчит, но без платья видно, что у нее идут хорошие мощные схватки. Поднимаем с доктором роженицу в отделение, через несколько минут я возвращаюсь с пустой каталкой и складываю ее вещи в пакет. Подписываю. И иду оформлять историю с теми данными, что есть в наличии. Сколько прошло времени? Ну от силы-минут десять. Но тут звонок из родилки: а история "киргизии" есть уже? Скажи номер? И поставь, пожалуйста, время минут пятнадцать назад- мы родили уже. О как. Не зря поднялись на каталке. Перебиваю время поступления и перевода так,чтобы не оказалось, что родила женщина раньше, чем к нам приехала)) Время рождения малыша фиксируется четко, это имеет большое значение. А вот время поступления и перевода при необходимости можно и "подогнать"-и это тот самый случай. Потом гляну в детской истории, кого она там родила-интересно же))
Понедельник, много "плановых". Но сегодня они постоянно разбавлены "экстренными"- то и дело прошу очередь подождать, пока приму кого-то более срочного. День летит незаметно, и вот уже 17 часов- значимый для меня рубеж. Санитарок жестко не хватает, и у нас в отделении она вообще одна сейчас-а потому сутками работать не может, пятидневка. Домой она уходит в 17 часов.
И с этого момента я мало того, что вообще остаюсь одна, так еще к моим основным обязанностям добавляется текущая уборка и дезинфекция-три помещения отделения плюс холл, однако.
Все вымыла, в смотровой включила кварц. Дезары работают непрерывно. Села. Смотрю на гору выписных историй:
Все это нужно оптом внести в журнал выписки, а потом каждую отдельно зарегистрировать в журнале поступлений: когда выписана, диагноз, если были роды- кто, когда и во сколько родился. Уже начинаю писать, но меня прерывает "скорая"-36 недель, давление. Ничего критичного, но женщина дома испугалась и вызвала бригаду. А пока к нам приехала, все и прошло. Но поскольку приехала по "скорой", отпустить ее до утра мы не имеем права, а она и не настаивает- идет в дородовое. Заодно утром анализы сдаст, УЗИ сделают-ну а если все хорошо, то завтра домой и пойдет.
Перевела. Сажусь за выписки. Но тут снова "скорая".
Маленький срок, но уже акушерский. Болит живот. Женщина испугана, беременность очень желанная-а она, пока ждала бригаду, уже начиталась интернета. Но ни кровянистых выделений, ни чего-то, похожего на воды, у нее не наблюдается-и это очень хорошо. Тут же, в приемном, мы делаем пациентке цервикометрию-это такое исследование шейки матки на УЗИ. И вот как раз по ней и по обычному акушерскому УЗИ-все отлично, и это совсем не угроза, ура! Боль давала кишечная колика-нередкое явление на таком сроке. Но в дородовое беременная все равно идет, хотя уже и успокоившись.
И почти что сразу-следующая белая карета. И тут уже интереснее...
Тамара.
Лет Тамаре 34, беременность у нее первая. В женскую консультацию она как раз сегодня пришла впервые, хоть и было уже 36 недель-прочитала, что иначе рожать повезут в "обсервацию", чего Тамаре совсем не хотелось. Но-вот ирония судьбы!-именно в обсервацию она сразу и попала, потому как на приеме давление у нее оказалось 150/100, а экспресс-тест показал наличие белка в моче, и на лицо была преэклампсия. Врач консультации сразу же написала Тамаре направление и вызвала бригаду, которую женщина слезно умоляла отвезти ее "в приличное место"-но увы. По всем показаниям Тамара была нашей.
Прямо "с колес" пациентка поехала в реанимацию-давление росло на глазах. Историю я завела без нее, по паспорту-как и полагается в таких ситуациях. А уже спустя время, когда ее немного стабилизировали, я поднялась к ней, чтобы задать необходимые для оформления вопросы, и вот тут начались странности. Паспорт она дала еще в "скорой" без проблем, СНИЛС и полис-тоже. А вот на вопросы отвечать отказалась наотрез. Ваш номер телефона? Не скажу, ставьте прочерк. Ваше образование? Неважно. Вы работаете официально, числитесь где то, вам нужен будет отпуск по родам? Нет. Мне ничего не нужно. Кому мы можем давать сведения о вас, любое доверенное лицо? У меня нет никого, никому не давать. Регистрация и проживание-совпадают? Зачем вам мое место жительства? Я не скажу! Мягко поясняю: Тамара, мы не просто так спрашиваем, и в гости не пойдем-обещаю. Но ваше место проживания-это еще и место проживания вашего ребенка, мы передаем эти сведения в детскую поликлинику для патронажа. Ответ Тамары расставил все точки сразу: пишите, что хотите. Я ребенка не буду забирать. Я неприятно удивлена, но показать этого не имею права, непрофессионально. Поэтому говорю максимально нейтрально "хорошо, я вас поняла" и уже собираюсь уходить-это был мой последний вопрос, но Тамара хватает меня за подол-подождите! Останавливаюсь.
Понимаете...говорит Тамара..У меня никого нет, и не было никогда. Я одна. А "это" было один раз, случайно. И тут-этот живот. Я не знаю, что мне "с этим" делать ...Мне страшно за себя, я хочу жить как раньше. И мне все равно, что будет с ним. И от этого тоже страшно. Мне ведь не должно быть все равно, правда? Она смотрит на меня умоляюще и я не знаю, что ей ответить. Ей не шестнадцать, конечно. Но я не знаю ее жизнь, совсем не знаю. Мягко глажу ее по руке: Тамара, успокойтесь. Давайте сейчас отдохнем и справимся с вашим давлением, хорошо? А потом, когда вам станет полегче, к вам зайдет специалист, и вы сможете поговорить. Согласны? Тамара расслабляется, отпускает мою одежду и прикрывает глаза "хорошо...".
Возвращаюсь к себе в задумчивости, из которой не выводят три "скорых" подряд. Все делаю почти на автомате: тут все, можно сказать, стандартно. Две "угрозы" и одно давление, которое не достаточно высокое для реанимации, но достаточно высокое-для ночи в дородовом. Переводим в родильное, хоть и не рожает-под наблюдение. Снова сажусь писать выписные истории. И тут приезжает Лиля.
Лиля.
Она называет свои имя/фамилию, дату рождения-ей 23 года. Четверо детей, которых она родила в последние несколько лет, оставлены в роддоме. Этот будет пятый. Лилю привезли из подъезда, где она спала, но поскольку громко стонала во сне-кто-то из жильцов ей вызвал "скорую". Лиля- "солевая" наркоманка, употребляет много лет, постоянно. С собой у нее грязный пакет, на ногах-разные носки, но в кармане-два смартфона. Живет Лиля на улице, документов у нее нет никаких. Срок беременности по экспресс-обследованию и опросу примерно недели 32/33, и как ни странно- беременность вполне благополучная, во всяком случае-на данный момент ничего нас не смущает. Почему она стонала во сне-Лиля не помнит, но у нее ничего не болит. Мы в замешательстве: делать-то с ней чего? Она вроде как не экстренная, но с другой стороны-а куда ее девать среди ночи, обратно на улицу? Дежурный врач принимает решение и "приписывает" Лиле в истории отеки и немного повышенное давление, чтобы можно было ее положить к нам хоть на время. Лиля безропотно идет в душ, переодевается в наш халат, даю ей из нашей коллекции забытых вещей чьи-то тапки. Поднимаем ее в "родилку", кладем в палату для не рожающих-утром посмотрим, что с ней делать, а пока хоть выспится.
Только возвращаюсь-звонит бюро: везем к вам перевод. Не обследованная, Таджикистан. Вызвала скорую, но в роддом не успела-родила дома в присутствии бригады,роды вторые и все было быстро. Девочку приняли, и повезли маму в роддом через две улицы-послед не отошел, могли быть сюрпризы, поэтому нужно было везти в ближайший. Но сюрпризов не случилось,а наоборот-спокойно и аккуратно отошел послед, и потому тот "ближайший" роддом пациентку решил все же перевести к нам- не обследованные и без документов это сейчас наше, это обсервация.
Переводящая "скорая" отчего-то решила, что меньше двух часов назад родившая женщина-бодра и здорова, а потому может спокойно ехать сидя, и к нам зайти пешком. Зашла, зайка- с пакетиком в руках, бледная, но улыбающаяся- дочка же! Дочку (тоже к нам) уже везла скорая, но правда-другая, так положено. А маму к нам завели, значит, пешочком- и с ней пакетик с тем самым последом-заботливые коллеги передали, хотя и могли отправить гистологию от себя. Ну ладно, отправим мы-нам не жалко. Послед положила на пол в сторонку, родильницу на каталку, от греха- уж больно белая. Меряю давление-90/60, в пределах, хотя и низковато. Девочка лежит на каталке, я оформляю документы-сейчас зарегистрирую ее и поедем в послеродовое сразу, но тут как раз приезжает машина с ее малышкой. Входят два "скоропомощника"- один с лялькой на руках, второй несет документы. Радостная мама приподнимается дитенышу навстречу-и в этот момент силы ее все же покидают. Она теряет сознание, и увы-траектория ее полета строится так, что она летит с каталки на пол. Секунды-но к счастью, мы успеваем это увидеть. Вместе с коллегой, который держал документы, мы ловим женщину на половине пути к полу-успели! Кладем обратно на каталку, вызываю помощь. Просто обморок, к счастью. Увозим наверх, в послеродовое. Малышку забирают неонатологи.
Ну а я- в очередной раз мою пол))
___________________________
Утро.
Акушерка родильного приносит мне сводку. Спрашиваю про Лилю.
-Спит Лиля! Без задних ног дрыхнет-конечно,кровать не подъезд! Я ей кашу оставлю, вряд ли проснется к завтраку...
Пока не все сводки принесли и считать мне нечего, смотрю в компьютере вчерашние истории: интересно-кто кого родил, и вообще-как у кого дела.
Ирину вчера прооперировали, КТГ оказалось не очень, и сегодня переведут в послеродовое из реанимации. Девочка ее пока в отделении новорожденных, но с ней все благополучно.
"Маша" ожидаемо родила к вечеру. Сын у нее, я как раз видела их обоих сразу после родов-переводила туда же другую женщину. Акушерка, которая принимала у нее роды, "Машу" хвалила: единственная, говорит , женщина, от которой я сегодня получила удовольствие! Умничка: слушает, слышит, работает! А как родила-такая радостная, довольная, щебечет с малышом своим! Не то, что наши барышни..."ах, поднимите мне веки!"...Грустно, но и я замечала, что есть такой момент. Чем примитивнее женщина-тем более "природная" она, что ли? И рожает, как по учебнику, и никаких тебе после страданий да меланхолий. Интересно даже-здесь и правда есть некая связь, или просто так постоянно совпадает?
Курманжан в послеродовом. Все нормально, у нее тоже мальчишка, и на сегодня она стоит в плане выписки, причина-"отказ пациентки". Ну тут понятно: роды это экстренная помощь, а за послеродовое нужно платить, если нет полиса. Но платят они редко, чаще уходят.
Тамара все еще в ПИТе. Информацию о ней я ответственному врачу передала, потом узнаем, чем дело кончилось. Ну а пока-лечим давление. Не прооперировали ночью-уже хорошо, значит-более/менее все стабильно.
"Обморочная" моя дЕвица пока у нас, но скорее всего-тоже уйдет под отказ. Но хоть гемоглобин ее, смотрю, уже пришел -123. Неплохо. И значит, это точно был обморок, от перенапряжения и эмоций. И слава богу, если так. Сейчас еще утром наш терапевт ее посмотрит, так что можно сказать-ей повезло. Потому как к врачу она попадет теперь не скоро, вероятнее всего-в следующих родах. Обычно не балует никто этих девочек плановыми диспансеризациями, пока они не падают. Такие традиции.
______________________
Приходит коллега, которая дежурит сегодня. Я коротко передаю ей все важное-особенно некогда говорить, за дверью уже кто-то ждет. Но ждет уже не меня.
А я, сдав смену, наконец ухожу домой-в свой мир, в свои традиции, в свою жизнь. По пути за рулем-любимая музыка, и под нее я перетряхиваю все настройки в голове: что там, в моей жизни, в планах на сегодня?
Это тоже своего рода традиция, возможно-моя личная: я полностью "здесь и сейчас".
На работе я не только мало помню "домашние" вопросы, а вообще тот факт, что у меня есть дом-помню чисто теоретически)) Спасибо близким, которые к этому относятся с пониманием и дергают меня исключительно по самым веским поводам, когда не дергать-ну совсем уже никак.
Но и уходя с работы домой-я ухожу домой. Память моя, разумеется, хранит все эти истории-но это уже просто истории, какими бы тяжелыми или радостными они ни были- они все остаются там.
Навык, который пришел с годами. Возможно, потому и удается не выгорать.
Дома отмечаю нужные мне мелочи в настенном календаре, попутно считая- сколько нам еще в этом режиме?
Еще неделю продержаться. Всего-неделю.
P/s
Как же хорошо, что обсервация у нас- это временно🙏))
Но все же: бояться до обморока её не стоит😉