Найти в Дзене
🎥КИНОВАРНЯ🎬

Страшный советский фильм про нацистский концлагерь под Киевом

В СССР снималась масса фильмов про Великую Отечественную войну, но далеко не все они стали популярными. В 1987 году на экраны вышла скромная драма, которой не удалось превратиться в народный хит. В наше время о данной картине мало кто знает, а жаль, ведь темы в ней затрагиваются немаловажные. Режиссер Дмитрий Салынский в кинематограф пришел не сразу. В 1972 году он окончил искусствоведческое отделение истфака МГУ, после чего работал редактором в издательстве "Искусство". Только в 1981-м Салынский выпустился с режиссерского факультета ВГИКа, предварительно представив дипломную короткометражку "Десять строк на первую полосу". Через три года случился его дебют в полном метре: на Свердловской киностудии Дмитрию поручили снять фильм по повести Роберта Стивенсона "Дом на дюнах". Дальше - больше. В 1962 году в журнале "Огонек" впервые была опубликована военная повесть Сергея Смирнова "Госпиталь в Еремеевке". Позже она вошла в сборник писателя "Рассказы о неизвестных героях", а в 1986-м ее взя

В СССР снималась масса фильмов про Великую Отечественную войну, но далеко не все они стали популярными. В 1987 году на экраны вышла скромная драма, которой не удалось превратиться в народный хит. В наше время о данной картине мало кто знает, а жаль, ведь темы в ней затрагиваются немаловажные.

Источник: kinopoisk.ru
Источник: kinopoisk.ru

Режиссер Дмитрий Салынский в кинематограф пришел не сразу. В 1972 году он окончил искусствоведческое отделение истфака МГУ, после чего работал редактором в издательстве "Искусство". Только в 1981-м Салынский выпустился с режиссерского факультета ВГИКа, предварительно представив дипломную короткометражку "Десять строк на первую полосу". Через три года случился его дебют в полном метре: на Свердловской киностудии Дмитрию поручили снять фильм по повести Роберта Стивенсона "Дом на дюнах". Дальше - больше.

В 1962 году в журнале "Огонек" впервые была опубликована военная повесть Сергея Смирнова "Госпиталь в Еремеевке". Позже она вошла в сборник писателя "Рассказы о неизвестных героях", а в 1986-м ее взялись экранизировать на Мосфильме. Сценарий писал сын Сергея Смирнова - Андрей. Тот самый, что снимал знаменитый "Белорусский вокзал" и много чего еще. Но в режиссерское кресло решили посадить не его, а Дмитрия Салынского. И от такого предложения грех было отказываться. Тем более, актерский состав подобрался впечатляющий: Александр Филиппенко, Андрей Болтнев, Ольга Остроумова, Василий Мищенко и другие артисты.

Источник: kinopoisk.ru
Источник: kinopoisk.ru

1957 год. Потрепанный жизнью мужчина появляется на пороге квартиры одного из провинциальных городов. Его зовут Алексей Вольский, он врач, ветеран Великой Отечественной войны. Вольский отыскал семью Жилиных, чтобы рассказать женщине и ее двум молодым сыновьям о том, каким был их муж и отец, пропавший без вести во время войны. История грустная, но о таком обязательно нужно знать.

Сентябрь 1941 года. Военный госпиталь, в котором трудился Вольский, захвачен немцами. Врача вместе с коллегами, медсестрами и сотнями раненых пригоняют в концлагерь под Киевом. Условия содержания ужасные, перспектив никаких. Но внезапно через несколько дней приходит русский мужчина, владеющий немецким языком. Он называет себя Леонидом Жилиным и будто бы сотрудничает с гитлеровцами. Жилин выступает перед пленными и заявляет, что немецкое командование организует специальный госпиталь, куда попадут пациенты украинского просхождения. И конечно, обслуживающий персонал, независимо от национальности.

Десятки человек хитростью переезжают в комфортные условия. Семеновы превращаются в Семененко, Петровы - в Петренко, и так далее. Казалось бы, зачем это Жилину? Но врач ведет собственную опасную игру и каждый день ходит по тонкому льду, рискуя в любой момент провалиться...

Кадр из фильма Я сделал все, что мог. Источник: kinopoisk.ru
Кадр из фильма Я сделал все, что мог. Источник: kinopoisk.ru

Художественный фильм "Я сделал все, что мог" - еще один яркий пример того, что выстрелы и взрывы в военных фильмах совершенно необязательны. Особенно, если в основе сюжета лежит невероятная реальная история, драматизму которой позавидуют сценаристы с самой богатой фантазией. Речь о юристе Леониде Силине - именно его удивительная биография стала источником вдохновения для картины Дмитрия Салынского. И его роль блестяще исполнил актер Александр Филиппенко.

Концепция фильма хороша: эдакий рассказ в рассказе, где сложно однозначно определить главного героя. Формально таковым является "врач" Жилин, но разве можно убрать на второй план его "коллегу" Вольского? Учитывая, что он - единственный источник информации и для зрителей, и для семьи Жилина. Пара персонажей находится в почти беспрерывном диалоге, пытаясь спасти людей, оказавшихся в смертельной ловушке. Колоссальное напряжение без права на ошибку, Штирлицу такое и не снилось! И здесь было важно взаимопонимание между актерами, ведь фальшь в подобных фильмах недопустима. И они справились с тяжелой задачей.

Андрей Болтнев считается звездой "Торпедоносцев" и культовой драмы Алексея Германа "Мой друг Иван Лапшин". Но не исключено, что роль в незаметном фильме "Я сделал все, что мог" - сложнейшая в его карьере. Дуэт с Филиппенко - выше всяких похвал. Экранная "химия" просто потрясающая. С каждым эпизодом Жилин и Вольский удивляют все больше, но сцена перед операцией нацистского офицера - на миллиард рублей. Профессионал Болтнев с папироской и чашечкой кофе и Филиппенко, мечущийся туда-сюда и изо всех сил старающийся, чтоб враги ничего не заподозрили. Высший пилотаж.

— Помрет он. Перитонит.
Кадр из фильма Я сделал все, что мог. Источник: kinopoisk.ru
Кадр из фильма Я сделал все, что мог. Источник: kinopoisk.ru

Технически в картине нет ничего примечательного. Постановка аскетичная: видно, что и бюджет небольшой, и режиссер не особо опытный. Но все это компенсируется титанической работой актерского состава. Несут кино вперед твердо и уверенно. Жаль только, что нет ни одной копии приемлемого качества. По крайней мере, в Интернете изображение мутное и зернистое. Возможно, на Мосфильме и завалялось что-то получше, но верится с трудом. На сайте студии даже внятной информации по картине найти не удалось.

Многоходовке "врача" Жилина поразились бы даже гроссмейстеры мирового уровня. Да, кто-то скажет: сразу ясно, что ничего бы не получилось. Может и так. Но нужно ведь было попытаться. Главное - верить. Без веры в успех экстремальных ситуациях никуда. И даже если результат не будет сиюминутным, те или иные действия могут в будущем вдохновить миллионы людей. Поэтому нельзя забывать о юристе Силине и других героях Великой Отечественной войны. Ибо человек жив, пока о нем помнят. И о таких фильмах тоже забывать не стоит. Они намного лучше и честнее глянцевой пропаганды.

Оценка КИНОВАРНИ: 7/10

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГРУППЫ КИНОВАРНИ В TELEGRAM, ВКОНТАКТЕ И ОДНОКЛАССНИКАХ, ТАМ БУДЕТ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО!