В СССР снималась масса фильмов про Великую Отечественную войну, но далеко не все они стали популярными. В 1987 году на экраны вышла скромная драма, которой не удалось превратиться в народный хит. В наше время о данной картине мало кто знает, а жаль, ведь темы в ней затрагиваются немаловажные.
Режиссер Дмитрий Салынский в кинематограф пришел не сразу. В 1972 году он окончил искусствоведческое отделение истфака МГУ, после чего работал редактором в издательстве "Искусство". Только в 1981-м Салынский выпустился с режиссерского факультета ВГИКа, предварительно представив дипломную короткометражку "Десять строк на первую полосу". Через три года случился его дебют в полном метре: на Свердловской киностудии Дмитрию поручили снять фильм по повести Роберта Стивенсона "Дом на дюнах". Дальше - больше.
В 1962 году в журнале "Огонек" впервые была опубликована военная повесть Сергея Смирнова "Госпиталь в Еремеевке". Позже она вошла в сборник писателя "Рассказы о неизвестных героях", а в 1986-м ее взялись экранизировать на Мосфильме. Сценарий писал сын Сергея Смирнова - Андрей. Тот самый, что снимал знаменитый "Белорусский вокзал" и много чего еще. Но в режиссерское кресло решили посадить не его, а Дмитрия Салынского. И от такого предложения грех было отказываться. Тем более, актерский состав подобрался впечатляющий: Александр Филиппенко, Андрей Болтнев, Ольга Остроумова, Василий Мищенко и другие артисты.
1957 год. Потрепанный жизнью мужчина появляется на пороге квартиры одного из провинциальных городов. Его зовут Алексей Вольский, он врач, ветеран Великой Отечественной войны. Вольский отыскал семью Жилиных, чтобы рассказать женщине и ее двум молодым сыновьям о том, каким был их муж и отец, пропавший без вести во время войны. История грустная, но о таком обязательно нужно знать.
Сентябрь 1941 года. Военный госпиталь, в котором трудился Вольский, захвачен немцами. Врача вместе с коллегами, медсестрами и сотнями раненых пригоняют в концлагерь под Киевом. Условия содержания ужасные, перспектив никаких. Но внезапно через несколько дней приходит русский мужчина, владеющий немецким языком. Он называет себя Леонидом Жилиным и будто бы сотрудничает с гитлеровцами. Жилин выступает перед пленными и заявляет, что немецкое командование организует специальный госпиталь, куда попадут пациенты украинского просхождения. И конечно, обслуживающий персонал, независимо от национальности.
Десятки человек хитростью переезжают в комфортные условия. Семеновы превращаются в Семененко, Петровы - в Петренко, и так далее. Казалось бы, зачем это Жилину? Но врач ведет собственную опасную игру и каждый день ходит по тонкому льду, рискуя в любой момент провалиться...
Художественный фильм "Я сделал все, что мог" - еще один яркий пример того, что выстрелы и взрывы в военных фильмах совершенно необязательны. Особенно, если в основе сюжета лежит невероятная реальная история, драматизму которой позавидуют сценаристы с самой богатой фантазией. Речь о юристе Леониде Силине - именно его удивительная биография стала источником вдохновения для картины Дмитрия Салынского. И его роль блестяще исполнил актер Александр Филиппенко.
Концепция фильма хороша: эдакий рассказ в рассказе, где сложно однозначно определить главного героя. Формально таковым является "врач" Жилин, но разве можно убрать на второй план его "коллегу" Вольского? Учитывая, что он - единственный источник информации и для зрителей, и для семьи Жилина. Пара персонажей находится в почти беспрерывном диалоге, пытаясь спасти людей, оказавшихся в смертельной ловушке. Колоссальное напряжение без права на ошибку, Штирлицу такое и не снилось! И здесь было важно взаимопонимание между актерами, ведь фальшь в подобных фильмах недопустима. И они справились с тяжелой задачей.
Андрей Болтнев считается звездой "Торпедоносцев" и культовой драмы Алексея Германа "Мой друг Иван Лапшин". Но не исключено, что роль в незаметном фильме "Я сделал все, что мог" - сложнейшая в его карьере. Дуэт с Филиппенко - выше всяких похвал. Экранная "химия" просто потрясающая. С каждым эпизодом Жилин и Вольский удивляют все больше, но сцена перед операцией нацистского офицера - на миллиард рублей. Профессионал Болтнев с папироской и чашечкой кофе и Филиппенко, мечущийся туда-сюда и изо всех сил старающийся, чтоб враги ничего не заподозрили. Высший пилотаж.
— Помрет он. Перитонит.
Технически в картине нет ничего примечательного. Постановка аскетичная: видно, что и бюджет небольшой, и режиссер не особо опытный. Но все это компенсируется титанической работой актерского состава. Несут кино вперед твердо и уверенно. Жаль только, что нет ни одной копии приемлемого качества. По крайней мере, в Интернете изображение мутное и зернистое. Возможно, на Мосфильме и завалялось что-то получше, но верится с трудом. На сайте студии даже внятной информации по картине найти не удалось.
Многоходовке "врача" Жилина поразились бы даже гроссмейстеры мирового уровня. Да, кто-то скажет: сразу ясно, что ничего бы не получилось. Может и так. Но нужно ведь было попытаться. Главное - верить. Без веры в успех экстремальных ситуациях никуда. И даже если результат не будет сиюминутным, те или иные действия могут в будущем вдохновить миллионы людей. Поэтому нельзя забывать о юристе Силине и других героях Великой Отечественной войны. Ибо человек жив, пока о нем помнят. И о таких фильмах тоже забывать не стоит. Они намного лучше и честнее глянцевой пропаганды.
Оценка КИНОВАРНИ: 7/10
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГРУППЫ КИНОВАРНИ В TELEGRAM, ВКОНТАКТЕ И ОДНОКЛАССНИКАХ, ТАМ БУДЕТ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО!