Найти в Дзене
Литрес

О чём молчала Екатерина Градова: она была женой Миронова, но свою настоящую любовь скрывала до конца жизни

Она была радисткой Кэт, женщиной с глазами испуганной девочки и голосом, который знала вся страна. Он – блистательный Андрей Миронов, звезда экрана, душа советского театра. Их союз казался романом из кино: красавец-актёр и его коллега – тихая, утончённая. Но за сказкой прятались усталость, компромиссы и рана, которую Екатерина Градова носила в себе до конца жизни. И всё же в её жизни была и другая любовь. Почему она скрывала её? И кем был тот человек, который не предавал, а только боготворил Градову? Екатерина Градова росла в интеллигентной московской семье: отец – архитектор, мать – актриса. Уже в пять лет она читала по-немецки, в семь свободно говорила по-английски и прекрасно рисовала. Её детство не было бедным, но было пронизано одиночеством. После развода родителей мать часто брала дочку в театр: не из педагогических побуждений, а просто потому, что не с кем было оставить. Иронично, но сначала Катя актрисой быть не хотела: грим, усталость, слёзы за кулисами не казались ей волшебст

Она была радисткой Кэт, женщиной с глазами испуганной девочки и голосом, который знала вся страна. Он – блистательный Андрей Миронов, звезда экрана, душа советского театра. Их союз казался романом из кино: красавец-актёр и его коллега – тихая, утончённая. Но за сказкой прятались усталость, компромиссы и рана, которую Екатерина Градова носила в себе до конца жизни. И всё же в её жизни была и другая любовь. Почему она скрывала её? И кем был тот человек, который не предавал, а только боготворил Градову?

Екатерина Градова росла в интеллигентной московской семье: отец – архитектор, мать – актриса. Уже в пять лет она читала по-немецки, в семь свободно говорила по-английски и прекрасно рисовала. Её детство не было бедным, но было пронизано одиночеством. После развода родителей мать часто брала дочку в театр: не из педагогических побуждений, а просто потому, что не с кем было оставить.

Иронично, но сначала Катя актрисой быть не хотела: грим, усталость, слёзы за кулисами не казались ей волшебством. Тем не менее, судьба вернула её туда, откуда она ушла: через год после поступления в институт иностранных языков Градова перевелась в Школу-студию МХАТ. И почти сразу начала играть.

Пожалуй, самой удивительной главой в её молодости стал короткий, но важный эпизод с режиссёром Максимом Штраухом. Он был почти в три раза старше Екатерины: ему – 68, ей – 22. Когда она согласилась ухаживать за его больной женой, вряд ли догадывалась, чем всё обернётся. После смерти супруги Штраух предложил Кате остаться. «Будет кому напомнить о лекарствах, и репетировать удобно», – говорил он. Они не были парой в обычном смысле, но жили под одной крышей. Штраух был её покровителем, учителем, может быть, первым, кто увидел в ней не просто хорошую девочку, а серьёзную личность.

После ухода от Штрауха Градова попала в Театр Сатиры и в поле зрения Миронова. По легенде, он увидел в ней девушку, которая снилась ему в юности. Он окружил её вниманием, одаривал цветами, водил в рестораны и однажды просто повёз в ЗАГС, сказав, чтобы надела что-нибудь нарядное. Градова была очарована им. Через два года у них родилась дочь Мария. Андрей был счастлив, он мечтал именно о девочке. Он хотел семью, но по-своему: видел жену домохозяйкой, а себя – артистом, которого носят на руках.

Эта мечта рухнула, когда Градова проснулась знаменитой после роли радистки Кэт. Толпы поклонников, гастроли, популярность, но ей всё это было в тягость. Однако Миронову казалось, что она отдаляется. Когда Градовой предложили новую роль в картине, он поставил ультиматум: он или кино. Она выбрала его. Но он продолжал ревновать, хотя сам никогда не был верен. В театральной среде знали, что даже во время брака он проводил гастроли в компании Нины Корниенко. Однажды Градова застала его после визита к актрисе. Этот момент стал для неё точкой невозврата.

Она говорила: «Жить с Андреем было тяжело, а любовь тут ни при чём». Миронов не делал различия между женой и поклонницами. Для Градовой это было невыносимо. Она ушла, хотя это было против воли его семьи: мать Миронова, Мария Владимировна, не простила ей этого до конца своих дней. Екатерина пережила развод тяжело, но молча. Никогда не устраивала публичных сцен, не участвовала в ток-шоу, не обсуждала личное. Свою настоящую любовь она так и не раскрыла, возможно, потому что никогда не считала Миронова ею. Или потому, что просто не хотела делить её с публикой.

В 80-х Градова ушла из профессии. Сцена стала чужой. Смерть Миронова подкосила её: «Увидев, что гроб стоит на сцене, я поняла – туда я больше не вернусь». Она пошла другим путём. Окончила богословский институт, помогала детям-сиротам и пожилым, основала благотворительный фонд. Позже вышла замуж за физика-ядерщика Игоря Тимофеева, хотя он был младше её, усыновила мальчика по имени Алексей. «Если бы не мама, я бы вырос плохим человеком», – скажет он спустя годы.

Екатерина Градова прожила жизнь с достоинством. Она умела любить тихо. И уход её в 2021 году был таким же – неожиданным и спокойным. Она осталась в памяти не как жена Миронова, а как талантливая актриса и женщина, которая умела молчать о главном.

-2