«Война миров» Герберта Уэллса была впервые опубликована в 1897 году, и с тех пор, как она была впервые представлена публике, этот текст оказал огромное влияние на коллективное сознание, особенно в том, что касается восприятия и визуализации людьми инопланетных вторжений.
Дальнейшие интерпретации, такие как знаменитая радиопостановка Орсона Уэллса «Война миров», в той или иной форме сохранили эту классическую историю в массовой культуре.
Ее непреходящая популярность прекрасно иллюстрируется выходом в 2005 году блокбастера Стивена Спилберга и Тома Круза под простым названием «Война миров». Какие ещё романы 1897 года вдохновили на создание масштабных блокбастеров в 2005 году?
Учитывая кассовый успех и связь с двумя чрезвычайно известными в мире кино актёрами, бесчисленное множество людей хорошо знакомы с этой интерпретацией «Войны миров». Но есть много фактов об этом фильме, которые до сих пор не являются общеизвестными.
Такие детали, как, например, вдохновение для создания образов инопланетян в фильме или сожаления Спилберга по поводу этого блокбастера, — это лишь верхушка айсберга в плане малоизвестных, но не менее важных фактов об этой кассовой сенсации.
В этом году исполняется 20 лет с выхода фильма, и такой юбилей — хороший повод узнать о нем больше!
Как долго Спилберг ждал, чтобы снять "Войну миров"?
Стивен Спилберг может снимать фильмы быстро, если он уже решил их режиссировать, но он не из тех, кто бросается снимать фильм, как только его очаровывает какая-то концепция или сюжет. Он будет ждать, пока сойдутся все звёзды и у него появятся ресурсы, чтобы реализовать своё видение.
Кроме того, часто возникают дополнительные трудности, такие как проблемы с подбором актёров или визуальными эффектами, которые могут усложнить процесс режиссирования.
На реализацию таких проектов, как «Приключения Тинтина» или «Линкольн», ушли десятилетия, а «Война миров», как оказалось, была ещё одним фильмом Спилберга, которому пришлось долго ждать подходящего момента.
Спилберг объяснил Гильдии режиссёров Америки, что он много лет мечтал снять экранизацию «Войны миров», но в 1996 году его планы рухнули, когда он посмотрел «День независимости». Этот фильм заставил Спилберга задуматься о том, как он будет снимать крупнобюджетный фильм о вторжении инопланетян.
Возвращение к первоисточнику было трудным испытанием для Спилберга, но в конце концов он понял, что для того, чтобы сделать эту адаптацию «Войны миров» уникальной, нужно рассказать о ней с точки зрения обычных людей.
Благодаря ожиданию и более взвешенному подходу к этой адаптации Спилберг затронул богатую тематическую линию, которая сделала эту адаптацию «Войны миров» ещё более привлекательной для него.
Истоки создания Спилбергом и Крузом фильма "Война миров"
В 2002 году Стивен Спилберг и Том Круз впервые совместно поработали — над фильмом «Особое мнение». Знаменитый актёр воплощал творческое видение не менее знаменитого режиссёра.
Это знаменательное событие оказалось настолько плодотворным для обоих артистов, что, по их собственным словам, они сразу же начали обдумывать будущие совместные проекты, как только «Особое мнение» было закончено.
Размышляя о следующем проекте, они рассмотрели три отдельные концепции. Одна из них представляла собой современную адаптацию «Войны миров». Эта концепция сразу же пробудила воображение Спилберга и Круза, и они решили воплотить её в жизнь.
Неудивительно, что они вдохновились «Войной миров», учитывая, что, как и «Особое мнение», это была бы явно современная адаптация любимого многими научно-фантастического произведения.
Предыдущие попытки Спилберга снять мрачный фильм о вторжении инопланетян
В рамках маркетинговой кампании «Войны миров» подчёркивалось, что этот фильм сильно отличается от предыдущих фильмов Спилберга, в которых обычные люди сталкиваются с инопланетянами.
Теперь это были не дружелюбные пришельцы из «Близких контактов третьей степени» или «Инопланетянина». Вместо этого в «Войне миров» речь шла о жестоких инопланетянах, которые безжалостно убивали людей.
Это, безусловно, было отходом от некоторых ранних фильмов Спилберга, но это не значит, что Спилберг никогда не задумывался о более мрачном фильме с участием инопланетян.
В конце 1970-х годов Спилберг планировал снять продолжение «Близких контактов третьей степени» под названием «Ночные небеса» — мрачный фильм ужасов о пришельцах, терроризирующих семью, живущую на ферме. Но «Ночные небеса» так и не вышли на экраны, хотя один из его персонажей вдохновил создателей «Инопланетянина».
Что касается этого фильма 1982 года, то был написан сценарий продолжения этого семейного фильма, в котором Эллиот и его друзья-подростки были бы похищены злыми инопланетянами, которые стали бы пытать этих детей.
Ни один из этих фильмов со Спилбергом так и не вышел на экраны, но они намекали на мрачную историю об инопланетянах, которую он впоследствии рассказал в «Войне миров».
Как родилась идея, что инопланетяне были спрятаны на Земле?
В оригинальном романе Герберта Уэллса «Война миров» инопланетные захватчики, опустошающие Землю, прибывают с планеты Марс. Это классический подход к истории о внеземном вторжении, в которой завоеватели прибывают с другой планеты и сеют хаос на Земле.
Можно было бы предположить, что любая экранизация «Войны миров» должна сохранить эту важную часть оригинального романа.
Однако в одном из многих кардинальных отличий от первоисточника Спилберг в своём видении «Войны миров» изображает инопланетных захватчиков, погребённых глубоко под землёй и появляющихся только тогда, когда приходит время уничтожить человечество.
Стивен Спилберг утверждал, что это было сделано исключительно потому, что, по его мнению, уже было слишком много адаптаций «Войны миров» с инопланетными захватчиками, спускающимися с небес. Он хотел создать новый визуальный язык для адаптации этой истории.
Однако сценарист Дэвид Копп предположил, что это изменение было внесено для того, чтобы сюжет казался более научно обоснованным. Что бы ни послужило причиной этих заметных изменений, пересмотр истоков инопланетного вторжения показал, что «Война миров» довольно вольно обошлась с книжным оригиналом.
Почему создавать сценарий "Войны миров" было непросто?
Сценарист Дэвид Копп уже неоднократно сотрудничал со Стивеном Спилбергом до того, как появилась «Война миров», в том числе над экранизацией бестселлера «Парк Юрского периода».
Учитывая их обширный опыт совместной работы, на бумаге могло показаться, что воссоединение для работы над «Войной миров» — это лёгкая прогулка. Однако работа над этим произведением была сопряжена с бесчисленными серьёзными трудностями, с которыми Коппу как сценаристу было довольно сложно справиться.
Самой большой проблемой, с которой он столкнулся с самого начала работы над «Войной миров», было понять, почему этот роман нуждается в ещё одной экранизации. Долгое наследие фильма «Война миров» поначалу казалось слишком сложным для преодоления, пока Копп не остановился на идее рассказать эту версию истории с точки зрения одного отца.
Вместо того, чтобы повторить сюжет «Дня независимости» и других фильмов о вторжении инопланетян, в которых основное внимание уделяется актёрскому составу, сценарий «Войны миров» Коэппа будет иметь гораздо более камерный масштаб.
Учитывая это и другие способы, с помощью которых «Война миров» могла бы разрушить ожидания зрителей от фильма о вторжении инопланетян, Копп получил некоторое представление о том, в каком направлении следует двигаться в этой экранизации.
Как 11 сентября повлияло на "Войну миров"
События в США 11 сентября (9/11) оказали заметное влияние на индустрию развлечений: теперь фильмы должны были соответствовать новому общественному статусу-кво. Вернуться к жизни до 11 сентября было невозможно, и кино должно было отражать эту суровую реальность.
Это касалось и блокбастеров Стивена Спилберга, которые часто считались идеальной формой эскапистского развлечения. Однако режиссёр открыто заявил, что «Война миров» была создана с нуля как фильм о вторжении инопланетян в эпоху после 11 сентября.
Спилберг рассказал о том, как 11 сентября изменило эмоциональную атмосферу в Америке, а страх стал гораздо более заметной частью повседневной жизни людей. Такой безудержный ужас присутствует в фильме «Война миров», где злые инопланетяне могут появиться откуда угодно и уничтожить человечество.
Спилберг решил передать эту атмосферу через обычных людей, а не через влиятельных политиков или военных. Как и многие американцы после 11 сентября, главные герои «Войны миров» просто пытаются спасти своих близких после немыслимого потрясения.
Как Спилберг увидел, что "Война миров" вписывается в его зацикленность на распавшихся семьях
Тема распавшихся семей занимает важное место в творчестве Стивена Спилберга, и ему удаётся снова обратиться к этой теме в «Войне миров».
В отличие от оригинального романа Герберта Уэллса, в этой экранизации «Войны миров» отец практически не появляется на экране, но должен заботиться о своих детях, когда на человечество внезапно обрушивается апокалипсис.
Спилберг признался, что его взгляд на «Войну миров» тематически соответствует его предыдущим работам, но также отметил, что фильм идёт в противоположном направлении от «Близких контактов третьей степени» — его научно-фантастического фильма 1977 года о папе, который бросает своих детей ради инопланетян.
«Я сильно повзрослел», — объяснил Спилберг. «Я не был отцом, когда мне было 27, 28 лет, и я снимал этот фильм. Сейчас я отец. Очень легко заставить кого-то бросить свою семью, чтобы попасть на космический корабль, когда ты сам не отец».
Спустя десятилетия Спилберг стал отцом, и это изменило его подход к разрушенным семьям в научно-фантастических фильмах, о чём свидетельствует эмоциональная составляющая его видения «Войны миров».
Почему инопланетяне в "Войне миров" выглядят именно так?
Инопланетяне в «Войне миров» не появляются на экране на протяжении большей части фильма. Вместо этого существа в основном остаются внутри своих треножников, уничтожая человечество.
Однако они появляются в последние 40 минут фильма, и их наиболее заметное появление происходит во время напряжённой сцены, в которой кажется, что наших главных героев обнаружат в подвале фермы.
Для этого воплощения инопланетян из «Войны миров» команда по визуальным эффектам очень тщательно подбирала дизайн для этих потусторонних гостей и вдохновлялась реальным миром.
Спилберг начал работу над тем, как должны выглядеть инопланетяне, с предложения сделать их похожими на медуз. Аниматорам понравилось работать над тем, как эти потусторонние существа будут передвигаться по поверхности Земли, а красноглазые древесные лягушки послужили основой для их физического поведения.
Аниматоры также были в восторге от того, что в «Войне миров» никогда не объясняется, кто эти инопланетяне, что придавало их дизайну неотразимую ауру таинственности.
"Война миров" и ее кассовые сборы
2005 год был трудным для американского кинопроката. В то время как отдельные фильмы, такие как «Месть ситхов», приносили прибыль, рынок в целом был в упадке по сравнению с 2004 годом и страдал от наплыва неудачных фильмов.
Учитывая эти финансовые трудности, неудивительно, что все внимание было приковано к «Войне миров» как к потенциальному спасителю кинопроката в том году. В конце концов, Спилберг и Круз и раньше побивали рекорды по кассовым сборам.
В итоге «Война миров» не смогла полностью затмить кассовые сборы 2005 года, но всё же показала довольно хорошие результаты.
При бюджете в 132 миллиона долларов кассовые сборы в мировом прокате составили 603,9 миллиона долларов, что стало отличным результатом, а благодаря кассовым сборам в 234 миллиона долларов в Северной Америке Круз стал самым кассовым актёром в Северной Америке.
В 2005 году «Война миров» стала четвёртым самым кассовым фильмом 2005 года в США.
Проблемы Спилберга с маркетингом "Войны миров"
«Война миров» получила в целом положительные отзывы после выхода на экраны, но далеко не все её полюбили.
Одним из распространённых критических замечаний была концовка, которая повторяла финал оригинального романа Герберта Уэллса, где инопланетяне погибают от бактерий, обитающих только на Земле. В теории это отличная концовка, но легко понять, почему она не понравилась зрителям.
То, что сработало в романе, написанном более 100 лет назад, не сработает идеально в блокбастере 2005 года, особенно в том, который в остальном не придерживается основных принципов оригинального текста Герберта Уэллса. Даже режиссёр Стивен Спилберг выразил впоследствии сожаление по поводу концовки этого фильма.
В книге под названием «История научной фантастики Джеймса Кэмерона» приводится разговор между Спилбергом и Джеймсом Кэмероном, в котором бывший режиссёр признаёт, что у «Войны миров» не было удовлетворительного финала.
Спилберг продолжает выражать разочарование тем, что на протяжении всего съёмочного процесса он постоянно размышлял о том, как должна закончиться современная «Война миров». Спилберг в конце концов отметил, что финальное повествование Моргана Фримена, объясняющее гибель этих пришельцев, было его попыткой смягчить проблемы с концовкой фильма.
Несмотря на то, что концовка не совсем удалась, «Война миров» в целом понравилась зрителям и стала для Спилберга первым шагом в более мрачное научно-фантастическое кино.
Если вам было интересно, подпишитесь, пожалуйста, на мой Telegram-канал. Там я рекомендую отличную фантастику: книги, сериалы и фильмы. Вам больше не придется искать самим, что почитать и посмотреть, я это делаю за вас :)