И снова Павел ехал на север, но только не один, а с компанией. Рядом с ним сел хмурый Ёгра, сзади дядя Матя, Антон и Мышкк посередине, который так и норовил вылезти вперед, между кресел. Антон время от времени затаскивал его за куртку обратно, но это помогало ненадолго. Вскоре неугомонный мальчишка снова висел боком впереди, с любопытством заглядывая то вперед, на дорогу, то Павлу в лицо.
Все шло так, как и рассчитывал Павел. Благополучно миновали Питер и выехали на трассу в сторону Петрозаводска. Заночевать решили в небольшом мотеле для дальнобойщиков. Три мужика и дедушка с внуком никаких подозрений не вызвали. Тем более, что время было самое подходящее для поездки в Карелию, школьные каникулы.
В Петрозаводске было многолюдно, везде сновали туристические автобусы, кучно передвигались туристические группы, слонялись самостоятельные туристы. Павел и Ёгра посоветовались и решили, что Ниву менять не стоит. Машина крепкая, а впереди путь по бездорожью. Основательно запаслись продуктами и двинулись вперед, к большому расстройству Мышкка, которому очень хотелось подольше остаться в городе и все осмотреть. Павел купил пареньку большое мороженое в утешение и осторожно сказал почти на ухо:
- Понимаю, но ты уж извини, друг, может на обратном пути получится задержаться.
- На каком обратном пути? – насмешливо уточнил появившийся как из под земли Ёгра. - У нойды только один путь. Нечего зря голову забивать. Не для него это.
Мышкк похлопал темными глазами, отстраняясь от Ёгры, и занялся мороженым.
Четверть пути, самая простая была пройдена. Впереди была погранзона, которая отделяла старые территории от новых на Кольском, где активно велись разработки энергоисточника под названием Искралит. Туда, на эти территории вход был категорически заказан всем, кроме военных. Со стороны Карелии все было проще, регион активно развивался как туристический, поэтому передвигаться можно было относительно свободно, главное не приближаться даже к буферной зоне.
До Медвежьегорска добрались легко и быстро. Ночлег найти оказалось сложным делом. Все было забронировано любителями охоты и рыбалки. Но активный Антон нашел каких-то знакомых, а у их знакомых как раз оказался свободный небольшой домик прямо на берегу Онеги. Затопили баню, где с удовольствием попарились все, кроме Мышкка. Он наотрез отказался, завернулся поплотнее в свою куртку, надвинул шапку на глаза и сделал вид, что его нет. Павел подумал немного и предложил:
- Дядя Матя, вы идите, попарьтесь. А я с ним погуляю.
Пожилой шаман с благодарностью перепоручил парня Павлу.
- Ну, что, бандит, пойдем гулять, что нам остается делать? А мыться ты не хочешь?
Мышкк отрицательно покачал головой.
Они шли по пологому берегу, попинывали раскрывшиеся сосновые шишки, молчали. В воздухе хорошо пахло сосновой смолой, хвоей,острым холодным Онежским озером. Мышкк был спокоен и послушен.
- А хочешь. на квадроциклах покатаемся? Я там при въезде прокат видел. – спросил Павел.
Мышкк вопросительно смотрел на него, не выражая никаких эмоций.
- Тебе нельзя? – догадался Павел
Мальчишка замотал головой.
-Ну понятно. А я-то дурак старый, мог бы и сам догадаться, последнюю надежду саамского народа опасности подвергать собрался! Конфет хотя бы можно?
Мышкк улыбался во все зубы.
- Тогда пойдем скорей, пока не влетело от дяди Мати.
В деревенском магазине Павел набрал мешок конфет всех наименований, что только там были. Мышкк нагреб полные горсти и распихал по карманам, потом так же деловито засунул несколько горстей в карманы Павлу. Остальное спрятал за пазуху и показал неопределенно в сторону бани.
- Шаманов угощать? – уточнил Павел
Мышкк кивнул и потянул его за рукав назад. Шаманы уже были готовы. Мышкк подошел к каждому и по очереди положил в подставленные ладони оставшиеся конфеты. Сначала дяде Мате, потом Антону и в конце Ёгре. Потом вернулся к Антону, забрал у него несколько конфет и уважительно протянул Ёгре.
- Чего это он? – шепотом спросил Павел у дяди Мати
- Нойда-носитель высшей справедливости. Если обделит кого-то, то нехорошо будет. Значит, Вуанту больше досталось, надо перераспределить.
Перед сном Павел долго думал об этом. Ему не давали покоя два вопроса: почему себе и ему он взял конфет без счета, а шаманам получается поштучно и как он смог так быстро отсчитать, кому сколько досталось.
С этими вопросами он и подошел к дяде Мате с утра.
- Э, да кто ж его знает? Только ему ведомо это. – рассмеялась шаман. – А вот насчет сосчитал, этого я не могу сказать. Он всегда такой был. Читать, писать и считать сам научился. Такая у него натура.
- А как вы узнали, что он научился? Он же молчит.
- Да нет такой традиции, и он не всегда молчал. Замолчал, как только с севера забрали и в ученики готовить начали. А до того и не заставить замолчать было, на все стойбище только его и слышно.
- Это традиция такая? Ученику молчать?
- Нет, это что-то его, свое, личное. У всех по-разному бывает. Ёгра вот пел по ночам. Тут не угадаешь, что у человека отзовется.
Павел задумался. Вот оно как выходит. Молчит парень, а сам живой, резвый, смышленый. И чего молчит? Боится что - то свое раньше времени отдать миру? Или, наоборот, в себя чужое пустить?
Впереди была долгая дорога, и чем дальше они уезжали от крупных населенных пунктов, тем меньше попадалось деревень по пути, тем хуже становилось дорожное покрытие. Однажды им даже пришлось ночевать в заброшенной часовне в лесу. Было холодно, несмотря на календарную весну. Ночью Павел проснулся и обнаружил рядом с собой прижавшегося Мышкка. Парнишка спал, уткнувшись носом прямо ему в грудь.
На следующий день им предстояла сложная задача. Необходимо было пересечь погранзону. И это было большой проблемой для Павла, который понимал, что придется либо куда-то прятать Мышкка, либо должно произойти чудо.
С утра шаманы посоветовались и решили попросить помощи духов.
- Вы, Паша, сходите с Мышкком в лес, а мы тут сами. – настоятельно порекомендовал ему Антон.
И снова Павел с молчащим Мышкком отправились на прогулку вдвоем. На этот раз подарки получил Павел. Мышкк с сосредоточенным лицом подбирал и засовывал ему в карман свои находки : обломок красного гранита, веточку брусники и засохшими прошлогодними ягодами и гриб-трутовик.
Вернулись из леса и застали старших шаманов в недоумении.
- Ну что? - спросил Павел, вглядываясь в напряженные лица шаманов – Что духи сказали, помогут?
Ёгра ответил мрачно, глядя исподлобья:
- Помогут. Но одним придется пожертвовать.
- Это как? – не понял Павел
- Потом сами поймем. – спокойно ответил Антон.- Как время придет.
Тем временем Мышкк уже сидел в машине и всем видом давал понять, что пора ехать , причем срочно.
Дядя Матя покачал головой:
- Вот как понять, озорует он или что-то знает? Ну да раз так, то ехать надо.
Дорога ближе к пропускному пункту стала гораздо лучше, Павел даже заметил свежеустановленное освещение. Наконец впереди показалась вагончик и шлагбаум. Мышкк заметно волновался, ерзал на месте и хмурил брови. Дядя Матя по - своему истолковал этот сигнал:
- Павел, остановись, надо бы по нужде отойти.
Пока они каждый по своей надобности уходили , их обогнал большой туристический автобус с табличкой «Паанаярви-Лоухи». Павел отлично видел его и у него появился шанс, что смешавшись с толпой туристов, проскочить будет проще. Он сам много раз так поступал, пользуясь прикрытием шумного многолюдья. По одному шаманы возвращались к машине, задержался только дядя Матя. А военные с собакой уже шли к ним.
- Сколько человек в машине? Кто водитель? Готовьте документы.
Павел быстро собрал у шаманов паспорта.
- Четверо нас, на рыбалку едем, на базу за Лоухи. Я водитель.– буднично сообщил Павел, у которого сердце билось уже не только в груди, но и в голове, а уши горели не хуже стопсигналов отъезжающего автобуса.
Сержант, листавший паспорта, прищурился:
- А где четвертый?
- Дедушка в туалет отошел. Вон он! – быстро нашелся Антон и показал пальцем на прихрамывающего дядю Матю, спешившего к ним.
- Мышкк кассьт? – шумно дыша спросил по-саамски дядя Матя, опираясь о плечо Антона.
- Все нормально, дедушка, успел. Сейчас поедем. – улыбнулся Антон – Нормально все.
Солдат с собакой медленно обошел машину и вернулся к шлагбауму. Проверяющий отдал паспорта и пожелал счастливого пути. Четверо рыбаков с документами на видавшей лучшие годы Ниве не вызвали подозрений.
- Где Мышкк???? – спросил дядя Матя уже в машине, куда его затолкал Антон.
- Я не знаю.- испугался Ёгра
- Я думал, он с тобой. – сказал Павел
- Вот и пожертвовали одним – протянул Антон – Всё, как духи и говорили.
Туристический автобус проезжал шлагбаум. В заднее окно кто-то отчаянно махал рукой в синей варежке.
- Вон он! – догадался Павел. – В автобусе!
- Быстрее, догоняй! – запереживал еще больше дядя Матя.
Но больше переживать было не о чем. Автобус ехал туда же, куда им и было нужно, а самое главное первое препятствие было пройдено , не считая нервов дяди Мати, и ровно так, как и сообщили духи.