Сегодня я покажу вам действительно крутой велик! ;-) Этот аппарат легко можно отнести к редкому разряду «прижизненной классики» - так я называю предметы, которые не только высоко ценятся по своим эксплуатационным качествам в момент выхода с завода и также с самого начала имеют культовый статус, но и не теряют популярности и привлекательности с годами, становясь желанными предметами коллекционирования.
Вот пример в качестве иллюстрации: есть в коллекции Веломузея очень интересный итальянский велосипед Littorina Vianzone 1946 года выпуска. Он практически целиком изготовлен из дерева и имеет очень необычный дизайн. Можно ли его считать «прижизненной классикой»? Однозначно – нет! В 1940-х годах он считался странным и непопулярным драндулетом «для бедных», так как его рама была изготовлена не из проверенных и понятных стальных труб, а из дешевого материала – древесины. Это уже потом, десятилетия спустя, за такими велосипедами стали гоняться коллекционеры и историки дизайна - потому, как предмет был оригинален по форме и неподражаемо красив, да еще и редок, как… как… - ну в общем, очень редок. ;-) Впрочем, ходовые качества Littorina Vianzone всегда были весьма посредственными…
Еще пример: широко известный в нашей стране велосипед «Прогресс» модели В-110 1950-х годов. Предмет в наше время востребованный, хотя и не редкий – его производило несколько заводов тиражами в сотни тысяч экземпляров. В свое время он считался добротной массовой дорожной веломашиной и ценился за строгую красоту и довольно высокое качество. Сейчас за такими велосипедами гоняются коллекционеры и сохранившихся экземпляров… всем хватает – уж очень массовой была модель. Можно ли «Прогресс» сейчас считать культовым и классическим? Без сомнения – да! Он представляет собой определенную веху в истории СССР и в истории техники. А прижизненной классикой? Однозначно - нет.
Но это все – «лирическое отступление». А речь пойдет как раз о «прижизненной классике» - американском горном двухподвесном велосипеде Intense Tazer FS 2003 года выпуска. Этот аппарат, наряду со «старшим братом» - даунхилльным монстром модели М1 произвел переворот во взглядах мирового велосипедного сообщества на дизайн двухподвесов. Понятно, что компания Intense произвела этот переворот не единолично. Нельзя не отметить вклад других бутиковых вело-производителей вроде Foes, но без сомнения Intense сыграла огромную роль в этой революции.
Модель Tazer FS появилась в каталогах фирмы в 1999 году. Рама базировалась на подвеске FSR, патент на которую Intense купила у Specialized и успешно использовала на всех своих двухподвесных моделях рубежа 1990-2000-х годов. Модель Tazer FS считалась очень универсальной – ее успешно использовали в самых разных дисциплинах – от 4X-racing и слалома до джампинга и фрирайда. Благодаря различным настройкам, ход подвески можно настроить в диапазоне от 75 до 105 мм. Материалом для рамы служит алюминиевый сплав 6061 Т6. Передняя часть рамы состоит из формованных из листа элементов, а также фрезерованных и трубчатых частей, соединенных сваркой. Задняя часть также сварная из прямоугольных труб и фрезерованных элементов. В подвеске используются промышленные подшипники. Вес рамы с амортизатором по каталожным данным составляет 2900 гр.
Рама представленного в этом обзоре экземпляра очень маленького размера, так что визуальное восприятие велосипеда своеобразное, особенно при сравнении с аппаратами высокой ростовки.
Кстати, существовало две модификации рам Tazer FS – ранняя, у которой к каретке был приварен эдакий «пенёчек» из трубки, к которой крепился передний переключатель, и поздняя – без этой трубки. Как нетрудно убедиться, рама этого велосипеда относится к поздней модификации, но в коллекции Веломузея имеется еще и ранняя версия.
Задний амортизатор Fox Vanilla R. Передняя вилка – Rock Shox Psylo XC с ходом от 80 до 125 мм. Система шатунов, манетка переключения передач и задний переключатель Shimano Deore XT. Вынос и руль F.U.N.N. Тормоза – одни из самых мощных и надежных систем своего времени Magura Gustav M. Помню, в те времена в ходу была поговорка: «тормоза бывают Магура… и все прочие». ;-) Об удобстве настройки и надежности, велосипедисты спорили, конечно, с пеной у рта, но в эффективности тормозов «Густав» мало кто позволял себе сомневаться…
Успокоитель цепи MRP System I – классический и один из лучших в свое время.
Подседельный штырь и седло SDG своеобразной конструкции считались в свое время «топом». Кстати, седла очень удобные и крепкие.
Втулки колес Totenkopf; обода WTB Dual Duty; спицы DT-Swiss. Колеса, понятно, диаметром 26 дюймов. Педали – «топталки» Wellgo B-36 довершают картину первоклассной комплектации велосипеда.
Как оценивали Intense Tazer FS в начале 2000-х годов? Отзывы в основном были самые превосходные! К примеру, Intense был техническим спонсором команды журнала Dirt, в состав которой в основном входили гонщики из Великобритании, и они катались на классических рамах M1, Tazer FS и Taser HT. Первоначальная команда Dirt состояла из Найджела Пейджа (Nigel Page), Ванессы Куин (Vanessa Quin), Стива Джонса (Steve Jones) и BMX-ера Алекса Дика (Alex Dick). За эти годы команда добилась большого успеха, но главным событием стала победа Ванессы Куин на Чемпионате Мира по даунхиллу 2004 года. Команда использовала Tazer FS в основном в гонках 4Х. Найджел Пейдж в 2003-м отзывался о Tazer FS так:
Рама имеет довольно слабый наклон головной трубы и большой угол подседельной трубы, поэтому байк устойчив на высокой скорости и на скоростном спуске, но это также отличный велосипед для быстрой езды по тропам. У него низкий центр тяжести и короткая подседельная труба, поэтому им легко управлять во время прыжков. Рама имеет несколько настроек подвески – можно установить амортизатор и получить ход около 3 дюймов, который я использую в основном для гонок и прыжков, но если я просто собираюсь покататься на небольшой трассе DH, я переставляю амортизатор на более длинную настройку (около 4 дюймов), и велосипед становится очень легким даунхилльным аппаратом. На мой взгляд, это лучший в мире универсальный двухподвесный велосипед, годный для прыжков, параллельного слалома, 4Х-гонок и т. д. Вы можете просто настроить его в соответствии с вашими предпочтениями в езде. В довершение всего, в мире нет велосипеда красивее.
Ну, о красоте велосипеда Intense Tazer FS существуют полярные мнения, хотя лично я считаю, что велосипед действительно очень красив – в нем чувствуется удивительная гармония!
В Россию Intense Tazer FS завозила компания ВелоМир. В 2001 году рама с амортизатором стоила в Москве 1850 долларов США. Модель ласково (или не очень, в зависимости от отношения), называли «Тазиком». Кто из наших известных гонщиков ездил на Tazer FS, я даже не припомню; если кто-то из читателей вспомнит – напишите в комментариях!
История экземпляра, украшающего коллекцию Веломузея, отнюдь не бурная – прямо сказать, что спортивной эксплуатации Велосипед не видел за всю свою жизнь. И это хорошо, так как восстанавливать велосипед «из-под спортсмена» - задача та еще и наполнена всякими, в основном неприятными, неожиданностями. По некоторым данным, раму купили в ВелоМире и собрали на ней велосипед с использованием качественных комплектующих для какой-то миниатюрной барышни с Рублевки. Та, пару раз прокатившись по парку, быстро потеряла к велосипеду всякий интерес. Долгое время байк простоял без движения в гараже, после чего был полу-случайно продан второму владельцу. Тот отвез велосипед в мастерскую, названия которой я упоминать не буду, с просьбой привести его в работоспособное состояние. В мастерской, как водится, ему навешали лапши на уши, в результате чего велосипед потерял некоторые качественные комплектующие и обрел современные дешевые компоненты. Владелец, дядька довольно субтильного телосложения, аккуратно эксплуатировал велосипед опять же по московским паркам сезон или два, после чего решил вел продать. Следующим владельцем стал уже я. После покупки «Тазика» я озаботился поиском «правильных» комплектующих, соответствующих времени и назначению байка. В итоге, за три-четыре месяца удалось собрать этот комплект. Основной сложностью были тормоза и адаптеры для них – попробуй-ка найти сейчас практически новый «Густав»! ;-)
Вообще, к продукции компании Intense Cycles я питаю стойкий интерес, как по причине ее статуса в велосипедной индустрии, так и благодаря техническому совершенству их велосипедов. В коллекции Веломузея сейчас имеется готовые к экспозиции модели Tazer FS и М3, а также очень интересный Haro Werks DHR 2003-го года, раму для которого компания Haro заказывала у Intense. Есть еще ряд незавершенных проектов на рамах Intense разных моделей. Так что есть, куда приложить руки. ;-)
Посмотрите публикации, посвященные горным велосипедам из коллекции Веломузея: