Найти в Дзене

Казимир Малевич – ГЕНИЙ или ГЕНИАЛЬНЫЙ ПИАР?

Данной статьей автор отвечает на вызов одного из читателей, предложивших использовать принципы физики и физиологии к анализу картин такого противоречивого во многих смыслах художника, как Малевич. Напомним кратко, что принципы свободного рассматривания изображения появились в связи с личным опытом автора в экспертизе – оценке изображений маркетингового характера. Еще конкретнее – представьте себе проблему оценить предлагаемые варианты исполнения упаковок товаров, этикетки, иные рекламные материалы… Оценить не по принципу «нравится – не нравится», а с позиций последующего восприятия изображения множеством людей. И разработок в данном направлении в области психологии искусства практически нет. А оценки от авторов изображений обычно носят индивидуально-эмоциональный характер на уровне – «прекрасно и именно это Вы просили…». И сравнивать маркетинговые изображения стоит только с произведениями искусства, иначе нельзя. Одним из лучших в истории слагателей маркетинговых речевок был Маяковский

Данной статьей автор отвечает на вызов одного из читателей, предложивших использовать принципы физики и физиологии к анализу картин такого противоречивого во многих смыслах художника, как Малевич. Напомним кратко, что принципы свободного рассматривания изображения появились в связи с личным опытом автора в экспертизе – оценке изображений маркетингового характера. Еще конкретнее – представьте себе проблему оценить предлагаемые варианты исполнения упаковок товаров, этикетки, иные рекламные материалы… Оценить не по принципу «нравится – не нравится», а с позиций последующего восприятия изображения множеством людей. И разработок в данном направлении в области психологии искусства практически нет. А оценки от авторов изображений обычно носят индивидуально-эмоциональный характер на уровне – «прекрасно и именно это Вы просили…». И сравнивать маркетинговые изображения стоит только с произведениями искусства, иначе нельзя. Одним из лучших в истории слагателей маркетинговых речевок был Маяковский…Только такой уровень восприятия маркетингового решения обратит на себя внимание и останется в памяти… Более детально все было изложено в статьях – и исследования построены на основе рассматривания признанных произведений искусств мирового уровня.

https://dzen.ru/a/Z2kc7lJuIwUaXNsV

https://dzen.ru/a/Z2kiqrU4JVpQVDnH

https://dzen.ru/a/Z2kknVyl6QCXzgE0

https://dzen.ru/a/Z2kme1VR7gN45n9n

https://dzen.ru/a/Z2kpMaC6f2hFb4oI

https://dzen.ru/a/Z2krJzujWkKrWgaQ

Принцип свободного рассматривания полагает просмотр изображения без концентрации внимания на деталях – доверяя живости своего взгляда, который сам обратит внимание на ярких, приковывающих наш взор деталях изображения. Перед началом просмотра изображения стоит прикрыть глаза и расслабиться. А просмотр стоит вести таким образом, чтобы изображение занимало полностью поле нашего взгляда – изображение должно быть видно целиком, без движения глаз влево-вправо и четко – без использования бокового зрения. Т.е. в нашем поле зрения – только рассматриваемое изображение видно четко, остальное – в области бокового зрения – размыто и не мешает. Начав рассматривать – запомните те места, на которых остановился Ваш взгляд – сам, без Вашего принуждения – несколько раз обежав взором картину Вы отметите эти места, привлекшие Ваше внимание…Или их не будет, если рассматриваемое изображение не предлагает таких мест…Или оно будет одно…И т.д.

Напомнив или познакомив читателя с принципом свободного рассматривания, приступим к знакомству с Малевичем с позиций авторов.

Источник - интернет
Источник - интернет

Уже здесь Малевич не прост. Привлекает внимание ряд начинающих цвести яблонь – они стоят в один ряд и взор пробегает по картине слева-направо и назад, и так бесконечно…Но в глубине открывается еще 1-н ряд – темные окна на очень светлом фоне стены дома. И там взгляд начинает такое же движение – слева-направо и назад. И теперь 2 рядя привлекающих взор деталей картины привлекают внимание – на переднем плане яблони, на заднем – окна дома. Заметьте, что работает все поле картины – не часть, а полностью все поле. Причем взгляд погружается в глубину и опять возвращается на передний план. Немного физиологии – наше зрение прерывисто – взаимодействует с ЦНС (центральной нервной системой) импульсами. Нам приносит неудобство замерший в 1-й точке взгляд. В этом случае и глаз и мозг наш устает – вспомните детскую игру «кто кого переглядит»… По картине Малевича взгляд зрителя двигается свободно, да еще и в двух плоскостях – углубляясь в глубину картины – это вызывает еще и напряжение мышц, отвечающих за изменение кривизны линзы глаза – Малевич заставляет нас испытывать те же чувства, которые мы ощущаем в естественных условиях – если бы смотрели на окна дома сквозь забор из деревьев…Причем Малевич сместил темные окна дома правее – он учел особенности нашего восприятия изображений – смотреть слева направо…

Следующее полотно написано в возрасте 26 лет.

Источник - интернет
Источник - интернет

Здесь Малевич играет нашим взором за счет ряда берез – сперва привлекает внимание сама большая слева и затем взор прыгает по всему пространству картины с березы на березу и возвращается к началу просмотра по забору – справа-налево, и так бесконечно не прерываясь. Единственное, где взгляд замирает – желтое пятно – здание в центре вверху - храм, точнее деревенская церквушка… Взор рассматривающего изображение в постоянном движении, даже отдельные места на картине просматриваются в движении глаз – постоянная смена тонов, объемов, элементов деталей картин…Ни взор, ни наш мозг не утруждается – картина легкая, несущая свет и легкость.

Продолжим знакомство с ранним Малевичем…

источник - интернет
источник - интернет

Опять художник управляет нашим взглядом – начиная с фигуры женщины и далее по кругу – к яркому дому и по ярко-желтой дорожке вновь к фигуре женщины. Причем от женской фигуры взор то сразу прыгает на темные окна на светлой стене дома, то бежит по сломанной углом дорожке к левой части дома. Опять взор обегает непроизвольно все полотно – не напрягаясь, свободно, по ярким живым краскам картины…

Малевич абсолютно владеет искусством управления нашим взглядом – именно художник показывает, как смотреть на картину, он задает эмоции и чувства созерцающего, используя, скорее всего подсознательно, те чувства физиологической радости организма, которые должно рождать изображение за счет своих ярких красок, за счет беспрерывности и дискретности движения наших глаз. Вспомните наши ощущения, когда мы смотрим на огонь или волны – не уставая, рождая в себе спокойствие созерцания… Картины раннего Малевича вносят в нашу жизнь те же эмоции…

Считается, что в это время, что и ранее написанные картины, Малевич увлечен импрессионизмом. Смотрите ниже…

https://losko.ru/kazimir-malevich-biography/
https://losko.ru/kazimir-malevich-biography/

Если кратко, то Малевич управляет нашим взором погружая вглубь картины и возвращая назад – мы играем мышцами линзы наших глаз – это прообраз 3D-зрения, только созданное руками художника, и оно не напрягает наше зрение, чем грешат современные 3D-изображения, а оно мягко и ненавязчиво… То ряд деревьев, то Храм внутри – и каждое изображение как бы отдельно друг от друга…

На данном этапе мы, по мнению авторов, видим мастера-художника, владеющего нашим взором без малейшего напряжения, без малейших признаком искусственности… Без сомнения – это великий мастери и искусник в создании изображения и настроения созерцающего картины.

А что далее?

Давайте познакомимся с сегодня широко известным и применяемым в маркетинге, применяемом при подборе цветов одежды, при подборе красок при дизайне квартиры «круге Иттена», названном в честь теоретика искусства Иоганнеса Иттена (1888 – 1967г.). Кратко – родственные краски соседствуют друг с другом, противоположные являются контрастными. Краски, расположенные под углом 90 градусов – несочетаемые…

-5

На самом деле еще школьный курс физики содержит знания, правда иной направленности, об этих цветах – это разложение естественного солнечного света в зависимости от длины волны. Вот спектр света представлен ниже.

-6

Как Вы вероятно можете догадываться, разложение в спектр мы можем наблюдать в природе – это и радуга после дождя, и преломление света на гранях бриллиантов или качественно обработанных углах стенок стеклянных сосудов. Вероятно это привлекло внимание Малевича и он решает для себя проблему сочетания различных цветов в картине, создавая новые творения на своем пути… Художнику ближе к 30-ти годам…

Посмотрите на сочетания цветов на картинах Малевича и на их расположение на круге Иттена, учтите, что дату его появления считают 1961г., а Малевича не стало в 1935г. Малевич сочетает и противопоставляет цвета, но основывается на своей интуиции. Что может лежать в ее основе? Тоже безусловное ощущение прекрасного. Мы отличаем цвета по их воздействию на наш глаз и на наши нервы – ЦНС. Рядом расположенные цвета – близки по своему воздействию на наши чувства – спокойны. Сочетания близких цветов в нашей одежде рождает ощущение спокойствия, сродства оттенков. Контраст – противостоящие цвета – раздражают и привлекают внимание. Несочетаемые цвета – непонятность и искусственность. Малевич начинает исследования воздействия цвета на зрителя. А чтобы исключить иное – уходит от четкой формы и обращается к примитивному образу, оставляя для зрителя только цвет и границы перехода цвета – один в другой. А формы – это время выхода на арену моды великого Баленсиа́га с игрой форм в одежде и предвестник появления в Европе Кензо, основателя дома моды Kenzo с его объемными формами по-японски. Так кто тогда Малевич для них и для нас?

-7
-8

В заключении вопрос – что такое черный цвет? На картинах Малевича он есть, а на спектре нет. Черного цвета, согласно законам физики, не существует. Черный цвет – это поглощение всех других цветов – это «черная дыра» космоса… Если обратиться к «черному квадрату» Малевича, что это 1915г. – художнику 36 лет… Он перешагнул возраст Христа…Если ориентироваться на изложенное выше, то Малевич ищет в «черном квадрате» слияние всех цветов – завершение цветового анализа изображений.

В основе статьи авторов не искусствоведческий анализ, а предложение подойти к оценкам работ Малевича с позиций естествознания, в основе которого заложены принципы и законы физики, физиологии человека, преобразованные в особенности психологии человека и его естественной реакции на изображение, формы, цвета…

Кто с эти позиций Малевич? Если за основу оценки принять подход, что человек – это создание по образу и подобию Божию, то Малевич – творец, всю свою жизнь следовавший завету Божию – быть творцом и созидателем. По мнению авторов ему это полностью удалось и Малевичем в его творчестве подвигала рука Божия. Он гений, предвосхитивший многое и положивший начало созданию многого…

Удачи всем, здоровья и творчества – всю жизнь – в большом или малом, но всегда движении вперед…