В честь Дня славянской письменности продолжаем совместно с Дзеном знакомить вас с развитием средств массовой информации в России в рамках проекта «Эволюция новостей»
Первой русской печатной газетой были «Ведомости» — издание, страницы которого в первые годы редактировал сам Пётр Первый. «Ведомости» охватывали очень ограниченную аудиторию и до середины XVIII века были единственной газетой в России.
Новый виток развития
Толчком к развитию издательского дела и выпуску новой прессы послужил указ Екатерины II «О вольных типографиях», опубликованный в 1783 г. Теперь частные лица получили право открывать свои типографии, печатать журналы, газеты и книги, правда, под присмотром цензуры.
Русский просветитель Николай Новиков взял в аренду типографию Московского университета. Под его началом вышла вторая в России газета — «Московские ведомости». Также он выпустил первый детский журнал «Детское чтение для сердца и разума», первый журнал для женщин «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета», первый естественнонаучный журнал — «Магазин натуральной истории, физики и химии». Увидели свет сатирические издания, журналы экономического направления и другая периодика, оказавшая влияние на общество.
Первые типографии выполняли роль издательств. Они внесли вклад не только в развитие СМИ, но и в культурное развитие страны, поскольку печатали книги классиков русской литературы. Библиограф Василий Сопиков отмечал, что в начале XIX века в Петербурге работали 18 типографий, в Москве — 8, в других городах — 39. Книгоиздательство нередко становилось делом семейным, передававшимся по наследству. К числу таких издателей относились семья Базуновых, семья Глазуновых, братья Сабашниковы, братья по фамилии Гранат и другие.
В развитие издательского дела огромный вклад внесли Платон Бекетов, Николай Румянцев, Козьма Солдатёнков, Маврикий Вольф, Алексей Суворин, Иван Сытин, Василий Плавильщиков. Большую часть продукции типографий составляли книги и журналы, газет было очень мало. И у этого была веская причина.
Выпускать газеты было невыгодно: читающая аудитория всё ещё невелика, а из-за отсутствия быстрого сообщения с провинцией отправлять туда новостные издания не имело смысла. Пока газета доедет до адресата, новости потеряют актуальность. Другое дело — журналы и книги, которые актуальности не теряли и приносили издателям стабильную прибыль.
«Губернские ведомости»
Задачу информирования населения губерний решали «Губернские ведомости», положение об издании которых было утверждено в 1830 году. В соответствии с указом 1831 года в качестве эксперимента были выпущены газеты в шести губерниях: Астраханской, Нижегородской, Слободско-Украинской, Казанской, Киевской и Ярославской. Печатать в них разрешалось только «известия, постановления и предписания, объявления казенные и частные».
Эксперимент признали удачным, и с 1837 года изданием «Ведомостей» должны были озаботиться в каждой губернии. Причём выбирать для газеты лучшую бумагу и шрифт, что не всегда было осуществимо ввиду недостаточного оснащения провинциальных типографий. За содержанием изданий следили сотрудники полицейских правлений.
В газете было два отдела: общий, где публиковали общегосударственные документы, и местный — для информации о делах губернии. Причём второй отдел делился на официальную и неофициальную части, которые крайне редко выходили одновременно. Неофициальная часть публиковалась чаще, её редактором назначали какого-нибудь губернского чиновника. За содержанием официальный части следил чиновник более высокого чина, а сама газета подчинялась воле губернатора.
Выходили «Губернские ведомости» от одного до шести раз в неделю. Тираж рос от нескольких сотен до нескольких тысяч экземпляров. На страницах издания рассказывали об открытии учебных заведений, состоянии промышленности и торговли, местных происшествиях, природных явлениях. В номер включали исторические и этнографические очерки о регионе, в котором выходила газета. Но главной задачей издания была трансляция официальной точки зрения правительства и принятой идеологии.
При всей кажущейся пользе «Ведомостей» издание это считалось скучным и пресным: нелестную оценку содержимого можно встретить в произведениях классиков того времени. «Одни только ведомости губернские храм получает; чтение скучное и незанятное» — писал А. Ф. Писемский в романе «Люди сороковых годов». Вторил ему и Н. С. Лесков в рассказе «Юдоль»: «…в губернских ведомостях все новости состояли из распоряжений начальства о перемещении и увольнении чиновников и, в виде особенно интересных случаев, об отдаче их под суд».
Отличалась от столичной и публика, для которой печаталась пресса. В провинции читатели не принимали обличительные материалы и критику на злобу дня. Они отправляли в редакцию письма с просьбой «не сметь рассуждать» об этом. «Рязанские губернские ведомости» разочарованно отмечали: «Местные предубеждения каждый раз поднимают бурю против всякого личного, самостоятельного мнения редакции».
Но при этом любое упоминание в «Ведомостях» было поводом гордиться собой. У того же Н. С. Лескова видим: «…говорил ему бледный уездный учитель, прослывший за литератора с тех пор, как в губернских ведомостях напечатали его учёную статью». А в комедии А. Н. Островского «Лес» герой, работающий актёром в театре, носит газету вместо паспорта: «…у тебя в кармане статья Курских губернских ведомостей, где напечатано, что приехал актёр такой-то и играл очень скверно».
Главной причиной низкого качества провинциальной прессы было отсутствие финансирования. Авторы статей крайне редко получали жалованье, а жёсткая цензура местных чиновников отбивала последнее желание бескорыстно служить идее. Но просуществовали издания довольно долго: окончательно их выпуск прекратился только после Февральской революции.
Расцвет российской прессы XIX века
Во второй половине XIX века подход к цензуре периодических изданий был пересмотрен. В Москве и Петербурге отменили предварительную цензуру газет, а в 1862 году пришёл конец монополии государства на публикацию рекламных объявлений. Последнее изменение позволило издателям увеличить прибыль и встать на коммерческие рельсы.
В России происходит расцвет новостной прессы, появляются новые издания, а тиражи некоторых газет составляют уже несколько сотен тысяч экземпляров. Грамотность населения растёт, увеличивается и аудитория потребителей печатной продукции. Газеты продают в розницу и разносят по улицам, облегчая людям доступ к свежей прессе.
Подробнее о том, какую прессу читали в XIX веке, и чем для неё обернулся в XX веке приход к власти большевиков, я расскажу в следующей статье. Подпишитесь на мой блог, чтобы не пропустить новый выпуск проекта-исследования «Эволюция новостей».