Найти в Дзене
Андрей Кравченко

Анализ Норманнской теории (старой и новой), Антинорманнской теории (старой и новой), Теории профессора Аполлона Григорьевича Кузьмина

Старая норманнская теория сформировалась в первой половине XVIII века под влиянием западных (в частности немецких) историков в период засилья немцев в России. В соответствии с государственным заказом от проводящих проевропейскую политику русских правителей, историки Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, А. Л. Шлёцер работавшие в Императорской Академии наук разработали данную теорию. Классический норманнизм представляет собой концепцию, согласно которой варяги призванные на восточнославянские земли около 862 года ( из достоверных письменных источников сохранилась лишь Повесть временных лет) коалицией ильменских словен, кривичей, чуди мери на княжение и давшие начало династии Рюриковичей (хотя вопрос о существовании Рюрика до сих пор ставится историками под сомнение), были скандинавами, или как их ещё называют норманнами. В конце XVIII-XIX веке вышеописанный тезис подкреплялся утверждением о неспособности восточных славян к построению собственного государства и привнесении данной идеи скандинавам

Старая норманнская теория сформировалась в первой половине XVIII века под влиянием западных (в частности немецких) историков в период засилья немцев в России. В соответствии с государственным заказом от проводящих проевропейскую политику русских правителей, историки Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, А. Л. Шлёцер работавшие в Императорской Академии наук разработали данную теорию.

Классический норманнизм представляет собой концепцию, согласно которой варяги призванные на восточнославянские земли около 862 года ( из достоверных письменных источников сохранилась лишь Повесть временных лет) коалицией ильменских словен, кривичей, чуди мери на княжение и давшие начало династии Рюриковичей (хотя вопрос о существовании Рюрика до сих пор ставится историками под сомнение), были скандинавами, или как их ещё называют норманнами. В конце XVIII-XIX веке вышеописанный тезис подкреплялся утверждением о неспособности восточных славян к построению собственного государства и привнесении данной идеи скандинавами.

В основу классического учения о норманнизме легло сказание о призвании варягов помещенное в ПВЛ (начало XII века). Согласно данному историческому источнику восточнославянские племена указанные мною выше, обратились к варяжскому племени «русь» (Отсюда взято скандинавское происхождение названия государства Русь) со словами «Придите княжить и владеть нами». Откликнувшиеся братья-норманны Рюрик, Синеус и Трувор вокняжились в Новгороде, Белоозере и Изборске соответственно. После смерти Синеуса и Трувора их владения перешли Рюрику. Около 882 года в результате захвата преемником Рюрика, Олегом Вещим Киева (точных данных о том, кем приходился Олег Рюрику не сохранилось) Русская земля превратилась в государство ныне именуемое Древнерусским.

После окончания Великой Отечественной войны в период правления И.В. Джугашвили (Сталина) и Н.С. Хрущева отстаивание норманнизма не поощрялось партией, ведь в Нацисткой Германии положения норманнской теории использовались для демонстрации расового превосходства арийской нации над славянской. Однако, несмотря на это норманнское учение всё-таки получило распространение в СССР.

Одним из самых ярких сторонников норманнизма в советское время был Лев Самуилович Клейн. Его трактование данной теории схоже с классическим норманнизмом XVIII века однако имеет два отличия.

  • Клейн сделал вывод о создании ДРГ на основании норманнской теории применительно к современности. Он говорит о том, что варягам - суждено повелевать славянскими территориями, а славянам – подчиняться.
  • Ученый считал, что наименование Руси произошло от финского слова обозначающего дружины норманнов – rousti. (Хотя по классической норманнской теории, название «Русь», происходит от наименования варяжского племени «Русь»)

Однако, в 1960-е годы «норманисты» вернули позиции, признавая существование славянского протогосударства во главе с русью до прихода Рюрика. Изучение славяно-скандинавских связей периода формирования Русского государства было выведено далеко за пределы спора о происхождении названий «русь» и «варяги», обретя комплексный и междисциплинарный характер. Основными вопросами являются роль торговых путей в образовании государства и степень участия варягов в международной торговле, формирование русской военной элиты и место, занимаемое в ней варягами, наряду с другими этническими группами, сравнительная типология социально-политического развития скандинавов и восточных славян и их этнокультурный синтез, русские влияния на культуру Восточной Скандинавии. В 1968 году В. Т. Пашуто писал, что скандинавы сыграли роль «в качестве наемников-князей, воинов, купцов, дипломатов».

Антинорманнская теория происхождения древнерусского государства основана на концепции невозможности принесения государственности извне и на идее происхождения государства как ступени внутреннего развития общества. Одним из первых сторонников норманнской теории выступал М. В. Ломоносов. Он считал, что славяне уровнем развития опередили племена варягов, которые к моменту приглашения в Новгород не знали государственности. В частности, он утверждал, что Рюрик был родом из полабских славян, которые, по его мнению, имели династические связи с князьями ильменских словен. Этим и было обусловлено его приглашение на княжение. Ломоносов доказывал славянскую принадлежность народа русь («россы») через тождество их пруссам. Самих пруссов (балтские племена) он считал славянами, ссылаясь на Гельмольда и Матфея Претория, полагавших «прусский и литовский язык за отрасль славенского», а также на собственное мнение о сходстве «их (пруссов) языка со славенским».

Сам же основоположник норманнской теории Михаил Васильевич Ломоносов дал следующее определение антинорманнизму: это направление, которое отрицает существенность влияния скандинавов на политические и экономические процессы становления Древней Руси и выдвигает альтернативные норманнской теории гипотезы.

Стоит отметить, что противоборство славянофилов и западников в 30-40 годы XIX века особенно обострило отношения сторонников норманнской и антинорманнской теорий. Западники были последователями декабристов и хотели перестроить Россию по западному образцу (норманнисты), а славянофилы – отстаивали интересы истории, культуры и традиций русского народа (антинорманнисты).

Многие годы ярким представителем советского антинорманнизма являлся историк, археолог и академик Б. А. Рыбаков. С 1940-х годов он отождествлял русов и славян, помещая первое древнеславянское государство, предшественника Киевской Руси, в лесостепь Среднего Поднепровья. По мнению Рыбакова, «чья-то рука изъяла из «Повести временных лет» самые интересные страницы (об исконной славянской Руси) и заменила их новгородской легендой о призвании «князей-варягов». Рыбаков связывал создание норманнизма в ПВЛ не с Нестором, а с игуменом Михайловского Выдубецкого монастыря Сильвестром. Легендарного Кия он считал киевским князем VI века. Утверждая, что понятие «Русская земля» сложилось уже к середине VI века, Рыбаков полагал что возникновение Киевского государства произошло за 300 лет до «призвания варягов». Он упрекал сторонников норманской теории в подтасовках, имеющих целью принизить творческие способности славян. Позднее Рыбаков всё же признал скандинавское происхождение Рюриковичей и выделил «варяжский период» в истории Руси.

В 1970-е годы А. Г. Кузьминым был возрождён антинорманизм середины XIX века — в той его форме, которая была выдвинута М. В. Ломоносовым. Мнения, что варяги были не скандинавами, а западными славянами, в те годы придерживались только историки В. Б. Вилинбахов, А. Г. Кузьмин и В. В. Похлёбкин. В рамках этого направления варяги считаются прибалтийскими славянами — на основании этимологий «варяги»-«вагры», а также западнославянских влияний на язык и материальную культуру северо-западных областей Древней Руси.

Аполлон Григорьевич Кузьмин вывел следующие тезисы своей теории:

  • норманны, варяги и русы - это разные народы неславянского происхождения.
  • Норманны - это жители Скандинавии, варяги - жители южной Прибалтики, русы - потомки германского племени ругов, которое проживало в верховьях Дуная. Их вождь Одоакр в 476 г. захватил Рим и уничтожил Западную Римскую империю. Господство ругов в Италии продолжалось около 100 лет, пока они не были вытеснены оттуда лонгобардами. В поисках новой среды обитания руги разделились на две части. Одни стали продвигаться дальше на Восток, по пути давали название географическим объектам в честь своего племени (этим объясняется наличие названий на - рос, - рус, - рог в самых разных частях Европы). После того как они пересекли Карпаты и поселились в районах Новгорода и Киева, руги приняли активное участие в создании Древнерусского государства. Они дали ему название (Русь) и правящую династию (у ругов уже был опыт государственности). Затем руги были полностью ассимилированы славянами.