24 мая в России отмечают День славянской письменности. Именно с появлением и распространением письменности на территории Древней Руси началась история систематизированной передачи информации и новостей как способа получения знаний о важнейших событиях и окружающей действительности в целом.
В честь праздника мы совместно с Дзеном запускаем проект-исследование «Эволюция новостей» — серию материалов, из которых вы узнаете обо всех этапах развития средств массовой информации в России со времён Древней Руси до наших дней.
Считается, что первая славянская азбука появилась в 863 году, когда братья Кирилл и Мефодий были направлены византийским императором в Великую Моравию. И до этого официально подтверждённой письменности у славян не было. А распространилась повсеместно письменность только с принятием христианства в 988 году: именно тогда, согласно «Повести временных лет», князь Владимир «нача поимати у нарочитые чади дети, и даяти нача на ученье книжное». То есть собирать «перспективных» детей и централизованно обучать их «учению книжному».
Письменные источники — самое надёжное хранилище информации. Но как люди обменивались новостями, когда письменности ещё не было, а потребность в обмене была? Ответ на поверхности: они делали это в устной форме. Расскажу вам о наиболее известных способах, которыми пользовались славяне.
О чём рассказывали сказители
Пока письменности не было, весь объём информации приходилось запоминать и передавать устно от человека к человеку, от поколения к поколению. Таким нехитрым способом хранили не только опыт и знания, но и сведения о важных исторических событиях. Проблема способа в том, что он даёт широкий простор для импровизации. Чем и пользовались сказители — исполнители эпических песен, былин, сказок и иных видов эпического творчества.
Эпические произведения — это смесь художественного вымысла с реальной историей, поэтому в какой-то мере их можно считать источником информации. В былинах можно найти и выдуманные «бродячие сюжеты», которые повторяются у разных народов, и сюжетные линии, повествующие о том, что было на самом деле. Например, в былине «Дунай-сват» отражена женитьба Владимира Святого на полоцкой княжне Рогнеде. А из былин «Садко» и «Василий Буслаев», мы можем почерпнуть факты о быте славян.
Сказители были хранителями и живыми переносчиками накопленных сведений. Былины, песни, сказки, пословицы и поговорки передавались из уст в уста, распространяя информацию медленно, но надёжно, ведь в такой форме запомнить её было проще.
Зачем вестнику красный щит
Источником более достоверной информации были гонцы, или вестники. Специально выбранные для передачи сообщения люди служили князьям задолго до появления письменности. Не исчезли они и тогда, когда корреспонденты начали обмен грамотами.
К сожалению, мы не можем судить, насколько быстрым и точным был этот способ, но упоминания о важной работе вестников есть в древних летописях. В той же «Повести временных лет» говорится о том, что князь Олег использовал гонцов для переговоров: «Послал Олег к радимичам, спрашивая: "Кому даете дань?" Они же отвечали: "Хазарам"».
Военная курьерская служба была и у князей, и у русских царей. Вестники передавали распоряжения, перемещаясь по территории государства и за его пределами. За счёт их непростой работы князь мог быстро собрать воевод и войска, чтобы противостоять нападению, сообщить важную информацию посадникам в отдалённых землях и поддерживать международные отношения.
В Древней Руси существовала натуральная повинность, известная как «повоз». Она включала в себя не только обязанность доставить продукты сельского хозяйства и промысла на княжеский двор или в иное место, указанное в распоряжении князя. Отдельным пунктом «повоза» было предоставление «подводы» — коней, которые требовались приезжавшим в волость вестникам, гостям и слугам князя. В некоторых случаях вестнику обязаны были дать ночлег. Такое трепетное отношение облегчало работу гонца и ускоряло доставку важных сообщений.
Для защиты от нападений «курьерам» выдавали красный щит, который должен был стать их отличительным признаком и «охранной грамотой». Правда, надёжным защитным средством его вряд ли назовёшь, поскольку в те времена красный цвет щита был самым распространённым.
Опасная работа бирюча
Ещё одним звеном передачи информации до изобретения письменности были глашатаи. Или бирючи (биричи), как их тоже называли на Руси. Бирюч был помощником князя, и его основная работа состояла в объявлении народу «распоряжений руководства» и передаче княжеской воли. Вот у кого были самые свежие новости!
Бирюч доносил до людей содержание указов и объяснял малограмотному населению нюансы, которые могли быть непонятны с первого раза. Именно он сообщал о наборе на войну, провозглашал новые запреты и объявлял о розыске преступников.
Человек, который служил у князя бирючем, был на особом счету и пользовался его высоким доверием: нередки были случаи, когда глашатая хотели подкупить или напугать расправой, чтобы он сообщил неверную информацию. Поэтому бирюч должен сохранять моральную устойчивость и быть физически крепким. Как правило, эти люди обладали хорошей дикцией и громким голосом, имели высокий рост и статную фигуру, выделяющую их из толпы. А после появления письменности в бирючи брали только обученных грамоте, иначе как зачитывать княжеский указ?
Устная передача новостей сохранилась и по сей день, однако письменные источники по понятным причинам вызывают больше доверия.
Скоро я расскажу вам о следующих этапах истории новостей в России в рамках проекта-исследования «Эволюция новостей». Подписывайтесь на мой канал, чтобы ничего не пропустить!