И вот сидим мы в траве в трёх километрах от перевала Дятлова: Запорожец почти на боку, аккумулятор не крутит, бензин кончился… Дово-ольные-е. :)
— А пойдем-ка, на перевал сходим. А?
И не сговариваясь, пошли. Но как только вышли из березняка и немного поднялись на открытое пространство, то нас накрыло такой метелью, что пришлось разворачиваться и бежать обратно в лес.
Вернулись к машине, но и здесь валил снег. Решили, что надо вызволять технику на ровную площадку и ставить лагерь. Слили немного бензина в пластиковую бутылку и запитали топливную магистраль от неё:
Завели машину зарядным устройством для гаджетов, которое предусмотрительно взяли с собой. Эх и классная же штука! Мы им в итоге заводили раз десять, наверное, а оно и наполовину не разрядилось.
Но генератор на Запорожце слабенький и сильно-то аккумулятор не заряжал. Поэтому лебёдка еле-еле тянула даже через блок. Кое-как мы часа за два, наверное, вытащили машину на ровную площадку. Стало понятно, что у нас нет не только бензина, но и АКБ с лебёдкой. И всё это под хорошим таким снегопадом.
На следующий день погода стала получше, и мы во второй раз пошли на перевал.
А когда мы вернулись к нашему лагерю, то были приятно удивлены тем, что пока нас не было, к нам приходили гости — медведица с медвежонком. Хорошо, что ничего не поломали и не съели. Правда, еды-то особенно и не было. От безделья за те дни, что просидели под перевалом, эти три здоровых лба сожрали все запасы провизии. Нет, еда у нас оставалась, конечно. Но всё разнообразие рациона, в основном, ограничивалось тушёнкой. И на вторые сутки мы уже начали употреблять в пищу щавель, которого росло в березняке огромное количество. Так что питание стало более разнообразным, и, помимо тушёночного супа, в меню были включены щавелево-тушёночные щи.
В любой нештатной ситуации обычно сразу разрабатывается план дальнейших действий. Вот и мы начали прикидывать, что делать дальше. Ближайший схрон бензина находился между базой Ильича и рекой Ауспия. От места нашего лагеря до того места порядком больше тридцати километров. Сходить туда-обратно и припереть несколько десятков литров топлива в гору — это около двух дней. Зато этого бензина нам спокойно хватает до Ауспии, а туда время от времени ходят "шишиги" (ГАЗ-66), которые возят группы пеших туристов. Уж у ГАЗонов мы бензин точно купим, чтобы доехать до нашего второго схрона. Что мы еще имеем? Пермяки, которые ушли на Маньпупунёр, будут возвращаться не раньше, чем через неделю. Еще они рассказали, что через неделю туда же на Пупы пойдет сборная команда из Березников, Перми и Новосибирска на Сузуках. Если учесть то, что говорили нам это три-четыре дня назад, то дня через три они должны быть здесь и смогут подбросить нам наш бензин до Запорожца. Но тогда мы должны их встретить возле нашего схрона. Еще плохой аккумулятор… Но если будет бензин, то уж разберёмся как-нибудь. Всё-таки вниз ехать намного проще, чем как мы карабкались постоянно в гору по дороге сюда. С такими мыслями нас застала очередная ночь под перевалом, и мы легли спать. Но вдруг в темноте и сырости стало светло. Даже очень ярко, я бы сказал. Фары! Новенький чистенький блестящий Хайлюкс стоял возле нас. И вот уже из бездонного кузова (пикап — это все-таки круто) достаются бензогенератор, зарядное устройство, канистра с бензином, горы еды… Это было что-то. Такое впечатление, что этих парней нам послали специально. Глацких Артём — ты настоящий друг. Спасибо тебе огромное!
Оказалось, что они из Екатеринбурга решили прокатиться на выходных до перевала Дятлова. В туфлях, джинсах, на АТ-ешной резине, без передней блокировки они спокойно за сутки под проливным дождём и снегом прошли сложный и для очень большого количества джиперов непокорившийся участок Ивдель — перевал Дятлова — Ивдель. Вот что значит хороший внедорожный опыт, уверенность в своих силах и надёжный автомобиль.
Пока парни на Хайлюксе ездили от нас до перевала и обратно, генератор тарахтел и заряжал нам аккумулятор, а потом Тойота умчалась назад, т.к. им на следующий день надо было быть в Екатеринбурге. И вот утром мы хоть и с небольшим количеством бензина (в Тойоте был только небольшой запас для генератора), но с нормальной АКБ, уже радостно и громко ревя остатками глушителя, мчали обратно. Достаточно быстро спустились в лес, где наконец-то стало тепло, но зато появились комары и мошка. Но бензин таял на глазах и опять пришло понимание, что до схрона не хватит. Это не расход, это просто какая-то дырка в баке, блин! И снова чудо. Как только мы поняли, что бензин на исходе, навстречу как по заказу выезжает УАЗ. Максим из Перми, заочно мы с ним тоже были знакомы по интернету. Без каких-либо колебаний они начинают заправлять нас своими запасами бензина. Мне даже пришлось их останавливать, иначе бы они вылили нам всё, а им ведь еще ехать домой. Вот что такое настоящие уральские джиперы — готовы были отдать последнее этим попрошайкам на Запорожце.
На очередной остановке на обед услышали топот. К нам по дороге почти бегом приближались два пеших туриста. Жара на улице, у них огромные рюкзаки за плечами, крутой подъём, а они бегом бегут. Вот это спортсмены. Оказалось, что внезапную любовь к спорту им привила медведица, которая их гнала последние несколько километров по дороге. Получилось так, что они наткнулись на двух медвежат, а мамка решила прогнать незадачливых пешеходов. Вот и рычала на них из кустов, постоянно их подбадривая и подгоняя. Пришлось завести машину и погазовать — ведь у нас не было глушителя и мотор при перегазовках очень громко стрелял. Больше медведицы мы не слышали. :)
И вот мы снова мчимся в сторону дома. Остается всего лишь спуститься с хребта Чарканур, а дальше вообще хорошая дорога. И тут удар. Хороший удар в правое заднее колесо. Машину кинуло на камень и от удара согнуло рычаг. Согнуло так сильно, что колесо стало домиком, уперлось в стойку и критически изогнуло привод. Посмотрели — на месте сделать ничего не получится, к сожалению. Будем потихоньку пробовать ехать так. Но чуда не произошло, лопнувший рычаг сразу начало выгибать еще сильнее, и вал привода сломало пополам. Всё, приехали. Таких запчастей у нас с собой не было.
Недолго думая, оттащили лебедкой машину с дороги, поставили на пеньки, разобрали и выяснили, какие запчасти нам понадобятся. И, написав записку, что ушли за запчастями, отправились в пешее путешествие домой.
Нам надо было как минимум дотопать до реки Ауспия, на берегу которой, как я уже писал выше, разворачиваются в обратный путь грузовики, которые привозят и забирают оттуда пеших туристов. Всего получалось около 25 километров, и обеденное время на дворе. Пришлось поспешить, чтобы ночь нас не настигла в дороге. И мы этот путь достаточно быстро и без особых усилий прошли. Мне так вообще показалось, что пешком здесь передвигаться гораздо легче и быстрее. И это при том, что к пешему походу мы специально не готовились и прошли весь путь в резиновых сапогах, а один из нас проделал его в болотниках.
Подходя к бивуаку на берегу Ауспии, мы почувствовали запах дыма. Это значило только одно — там находится пешая группа, которая ждет свой транспорт на обратную дорогу. Именно так и оказалось — вот-вот за ними должен был приехать «Урал» из Ивделя. Радости нашей не было предела. Ведь следующая такая группа может быть здесь через неделю или еще больше, а до Ивделя отсюда еще больше ста километров. Пришел «Урал», запросил с нашей троицы 10 000 рублей и за 7 часов «примчал» уже под утро в поселок Полуночное. В Полуночном нас свели с дедом, у которого во дворе стоял вросший в землю полуразобранный Запорожец, на котором были все нужные нам запчасти, хоть сейчас снимай и езжай назад к своей машине. Но так как наша поездка уже подзатянулась, то у меня и Миши уже поджимало время и мы могли опоздать на работу. Поэтому в Полуночном мы сели на какой-то старенький ПАЗик местного сообщения, который довез нас до автостанции в Ивделе. По причине того, что один из нас где-то потерял свой паспорт, путь на ж/д вокзал нам был заказан. Значит, до дома будем добираться автобусами. Сели в автобус и к вечеру были в Екатеринбурге, где нас уже ждал Алексей Макаров (снегоболотоходы «Макар»).
Отмыв нас от копоти, он проводил на автовокзал, откуда мы ночью отбыли в сторону Тюмени. А Дима Кулик, как только узнал, что надо возвращаться спасать машину, сразу все бросил и начал готовиться к поездке. И пока мы добирались до Тюмени, он уже нашел все запчасти и УАЗик, на котором они потом поехали на перевал Дятлова.
Вот эта бравая команда спасателей Запорожца: Алексей Кулик, Дмитрий Кулик, Лапшин Дмитрий, Малышкин Евгений.
Пока мы ездили за запчастями, мимо одиноко стоящего Запорожца прошло и проехало немало разных путешественников. Я как минимум в четырех разных отчетах находил фотографии с нашей машинкой. Вот, например, весёлая команда, которая должна была попасть нам навстречу на обратном пути, плюс повстречавшаяся ей возле машины пешая группа.
А тем временем, добравшись до Запорожца, кто-то пошёл пешком до перевала, а кто-то остался ремонтировать машину — поменяли рычаг, привод, траверсу КПП и трамблёр.
После завершения всех ремонтных работ парни сразу поехали в сторону дома. Правда, оказалось, что новый трамблёр еще хуже старого, и по дороге их снова пришлось менять местами.
Уже почти возле Тюмени у Запорожца развалилась на две части задняя стойка, но в умелых руках и это оказалось не проблемой.
В итоге со всеми поломками как Запорожца, так и УАЗа спасение с пробегом в две тысячи километров было осуществлено всего за три дня, и обе машины благополучно вернулись в Тюмень.
Да, а на перевал Дятлова придётся вернуться еще раз. Так получилось, что в суматохе в лесу были оставлены глушитель и рычаг от Запорожца. Следующим летом надо будет обязательно ехать их забирать.
Ну а через полгода мы на этом же Запорожце уже зимой рванули по зимникам в Арктику. Приключение получилось не менее эпичным. Почитать о нём можно здесь:
По зимникам на Запорожце. Часть 1.
По зимникам на Запорожце. Часть 2.
По зимникам на Запорожце. Часть 3.
По зимникам на Запорожце. Часть 4.
По зимникам на Запорожце. Часть 5.